Стили и жанры
|
ЖИЗНЕННОЕ ИСКУССТВО05.06.2020
Открывшаяся в марте нынешнего года в залах Ленинградской организации Союза художников РСФСР первая посмертная выставка произведений народного артиста СССР Н.П. Акимова стала значительным событием культурной жизни Ленинграда. При всех неизбежных пробелах экспозиция дала возможность проанализировать творческое наследие Акимова-художника, сопоставить работы, выполненные на протяжении почти полувека. Многогранность таланта Акимова поистине необычайна. Театральный художник, художник кино, плакатист, иллюстратор, портретист и одновременно режиссёр, художественный руководитель Ленинградского государственного театра комедии, создатель и бессменный руководитель постановочного факультета Института театра, музыки и кинематографии, автор ряда статей об искусстве театра, выдающийся оратор — таков далеко не полный перечень того, что умел делать Акимов. Учёба его не отличалась ни систематичностью, ни длительностью. Наибольшее значение в формировании Акимова-художника имели занятия у В. Шухаева и А. Яковлева. Шухаевская чёткая, «рельефная» форма, светотень, лепящая объём, энергичный контур, воспринятые Акимовым в молодости, определяют его художественный почерк на протяжении всего творческого пути. Особенно ярко это проявилось в портретах и работах для книги.
Начало двадцатых годов — время первых театральных работ Акимова — для молодого советского театра было временем напряжённейших творческих поисков. Показанные на выставке эскизы и макеты к «Бронепоезду 14—69» Вс. Иванова, «Разлому» Б. Лавренёва, «Коварству и любви» Ф. Шиллера стали подлинным «золотым фондом» советского театрально-декорационного искусства первых послереволюционных десятилетий. У Акимова — художника и режиссера — были свои излюбленные драматурги — Шекспир и Лопе де Вега, Э. Лабиш и Е. Шварц. В созданном Акимовым Ленинградском государственном театре комедии был осуществлён ряд постановок «комедий плаща и шпаги» Лопе де Вега. Но в ещё большей мере Акимова привлекала советская драматургия. Он был художником, подлинным сопостановщиком многих, ставших этапными для советского театра спектаклей («Разлом», «Бронепоезд 14—69» и другие). Акимов поставил и оформил десятки пьес молодых драматургов. На всём протяжении творческого пути Акимов-художник дополнял Акимова-режиссёра. Так создавался «театр Акимова». В процессе работы над спектаклем Акимов делал и театральные плакаты. Они не просто информировали об «имеющем быть» спектакле, но предваряли спектакль, его режиссёрское, художническое видение. На протяжении сорока лет Акимов создал более сотни театральных плакатов, неизменно выразительных, образных. Представленная на выставке сравнительно немногочисленными работами книжная графика Акимова относится главным образом к 20-м годам. В это время он осуществил иллюстрации к собраниям сочинений Анри де Ренье, Жюля Ромена, Пьера Боста. Несколько позже созданы иллюстрации к вольтеровскому «Кандиду». Острота композиционных решений, неожиданность ракурсов, одновременное совмещение нескольких точек зрения, тонкое ощущение стилевых особенностей произведения отличают эти небольшие по размерам, но неизменно запоминающиеся работы. Особое место в творчестве Акимова занимают портреты. Первые из них помечены 1918—19 годами, последние были созданы летом 1968 года. Их общее число приближается к пятистам. Выполнены они карандашом, сангиной, акварелью, пастелью. В работах последних лет всё более и более усложнялось живописное начало, усложнялась композиция. Модели Акимова обычно люди театра — драматурги, музыканты, режиссеры, актёры, художники. Реже это портреты лирические, чаще — нескрываемо иронические, почти гротесковые, менее всего — бесстрастные описания модели.
Многое изменилось за последние десятилетия в искусстве художников театра, значительный путь за полвека прошло оформление книги, менялся облик театрального плаката. Но выставка убедительно показала жизненность искусства Акимова, актуальность его творчества.
Г. Левитин Журнал «Художник» №10 1979 г.
|