Стили и жанры
|
Издатели, отзовитесь!11.06.2020
На русском Севере, за исключением его западных границ и прибрежной полосы Беломорья, опустошительных войн не было. Процесс созидания на огромной территории не прекращался. Люди Севера создали свою неповторимую культуру; на протяжении многих веков они были хранителями общерусских духовных сокровищ. Северяне, как никто другой, оказали мощное влияние на развитие и становление русского национального зодчества. Почти два столетия учёные вывозят с Севера древние книги, рукописи, записывают былины, песни, сказки, легенды. Ежегодно археографические экспедиции возвращаются в Ленинград и Москву не с пустыми руками. Крестьянка из деревни Борок Виноградовского района Архангельской области Агния Фёдоровна Богданова передала Пушкинскому дому свою личную библиотеку, в которой оказалось около 150 старинных рукописей XV—XIX веков. Таких крестьян, которых Лев Николаевич Толстой считал истинными интеллигентами, на русском Севере немало. Если книги, рукописи, иконы, предметы прикладного искусства, одежду, при желании, можно спасти, то, как быть с памятниками зодчества? Их на Севере, включая неординарные крестьянские дома, тысячи. В Италию беспрерывным потоком идут проектные предложения, как спасти «падающую башню» в Пизе. Скопилось этих проектов в «Авзонии счастливой» свыше ста тысяч!.. Падающая башня в Пизе — это кампанила, по нашему колокольня. Сколько пало на самом деле наших, российских кампанил, никто, увы, не считал, а ведь среди них было много таких, которые ни в чём не уступали итальянскому шедевру. Особенно много храмов-памятников на Севере, почти все они из дерева. К несчастью, охрана памятников архитектуры поставлена у нас из рук вон плохо: только на Севере в последние годы погибли десятки уникальных построек народных мастеров. И продолжают гибнуть: каждый год мы теряем по несколько памятников деревянного зодчества. А в каком состоянии пока уцелевшие?.. ...До-о-олго мы упивались чужой Красотой, приучались жить чужим умом, почитай с той поры, как царь-плотник прорубил голландским топором ,«окно» в Европу, повелев народу облачиться в «немецкое» платье... Переоделись. Выучились жить по ихнему. Да так, что почти всё своё забыли на целых два столетия с гаком. Потом «окно» заколотил другой, советский «царь», опустив на него «железный занавес». В кромешной тьме исчезла чужая и своя Красота. Лишь в самом начале 60-х годов XX столетия московские художники (первые в России!) открыли нам глаза на забытую, поруганную, обезображенную в диком остервенении, полуразрушенную Красоту в Собственном Доме. Среди тех, кто не делил Красоту на свою и чужую, но понимал и принимал сердцем её национальное своеобразие, глубокую народность был и художник Н.И. Розов. Сперва в узком кругу, а позже на многолюдных встречах с теми, кто не мыслил жизни без национального искусства, Николай Иванович, демонстрируя слайды древне-русской живописи и архитектуры, изумительные. по изяществу фотографии памятников, гневные фотодокументы чудовищного по своим последствиям вандализма, говорил: — Если не спасем эту Красоту России, — погибнем вместе с ней!.. Блестящий фотомастер Николай Иванович Розов исходил пешком почти весь русский Север, снимая на пленку монастыри, храмы, погосты, часовни, мосты, деревни, колодцы, крестьянские избы дворы, ограды, людей, которые не хотят уходить в города. И всё это в органическом единстве с природой. Фантастически прекрасны его архитектурные пейзажи. Глаз не оторвёшь! Почему же это художественное богатство не издано до сих пор?! Почему нет розовских альбомов? Буклетов? На основании фототеки Н. И. Розова можно писать монографии о деревянном и каменном зодчестве России. Почему огромная многолетняя деятельность московского художника так мало известна людям? Может быть, Московский Союз художников поможет Николаю Ивановичу широко обнародовать его бесценное собрание фотодокументов как уцелевших, так и утраченных памятников культуры? Эти горькие думы-размышления не дают покоя каждый раз, когда я вижу небольшую часть работ художника в скромных, плохо посещаемых помещениях, хотя место им в полном объёме в ведущих выставочных залах столицы. Без рекламы, без широкого оповещения прошла и последняя, недавняя выставка в Доме науки и техники на Волхонке |(см. «Московский художник» от 5.04.91). Привлекут ли работы Н. И. Розова внимание московских издателей? Где наши коооперативы? Где меценаты? Отзовитесь!
И. БЕЛОКОНЬ. Газета «Советский художник» 2 августа 1991 г. |