Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ГЕОРГИЙ НИССКИЙ

22.06.2020

Виктор Цыплаков «Георгий Нисский» 1978 г.
Виктор Цыплаков «Георгий Нисский» 1978 г.

Продрогший художник стоит на обочине возле врезавшихся в московскую землю надолб — «ежей». По Ленинградскому шоссе идут и идут танки. Кажется, только вчера всё здесь было мирным. А теперь холодный воздух сотрясается скрежетом гусениц. Дышат в белёсую изморозь сизые выхлопы моторов, тревожно мечется тонкая сетка колючего осеннего снега. Сквозь неё чеканными кажутся фигуры бойцов в шинелях, будто слившиеся с броней боевых машин...

Не в силах художник оторвать взгляда от грозного стального потока, устремившегося к западной окраине любимого города. Бои идут уже там, кровавые, незатихающие! Так суровой осенью 1941 года появилась картина Георгия Нисского «На защиту Москвы». Художник создал сразу два варианта — гуашью и маслом. Без этюдов, набросков.

— Я только чувствовал и смотрел,— скажет годы спустя Георгий Григорьевич,— Потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. Вещь написал, сам не замечая, в два дня...

Помогло редкое умение работать без этюдов, чтобы не утратить свежесть впечатления, яростность пережитого. А подробные этюды, зарисовки, тщательные штудии карандашом, кистью — всё это было вначале, ещё во второй половине 30-х годов. Открывал тогда для себя художник ценность точной фиксации натуры. Освоив и выверив эту точность, стал учиться обобщать: высмотренную у природы правду цвета передавать в напряжённом, будто звенящем от внутреннего волнения колорите, в неожиданной композиционной заострённости. Ещё учил он память подолгу хранить самое-самое важное, пусть увиденное однажды. Говорят, всё добывается трудом. Но и приумножается им же. В постоянной работе открылась Нисскому наилучшая для его таланта форма.

Г.Г. Нисский «На защиту Москвы» Холст, масло. 144 х 236 см 1942 г. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Г.Г. Нисский «На защиту Москвы» Холст, масло. 144 х 236 см 1942 г. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

И вот всё больше высвобожденного «этюдного» времени расходуется у мастера на осмысление живых впечатлений от нарастающей созидательной мощи страны. И, казалось, картина сама переплавлялась в живопись не прикосновениями кисти к холсту — биением сердца!

...Летом 1932 года недавний выпускник ВХУТЕМАСа Георгий Нисский приехал навестить отца, железнодорожного фельдшера. В родных Новобелицах обступили воспоминания. Как светловолосым, веснушчатым мальчишкой носился с босоногой ватагой приятелей по железнодорожным путям, в царстве паровозов, семафоров, рельсов. Прибегал домой затемно, в ссадинах. И уж совсем позабыть счёт времени заставляли поездки на «кукушке» со знакомым машинистом, дозволявшим иногда самому дать гудок!

Кто знает, воплотилось бы это время так ярко в живописи Нисского, если бы навсегда не сохранил художник мальчишечью страсть к механизмам, технике, всему тому, что мы сегодня зовем приметами НТР. Поначалу даже намечалось, что они-то и станут главным в судьбе — мечтал мальчик быть машинистом. Но, поступив в Гомельскую гимназию, увидел однажды на витрине москательной лавки набор масляных красок «Гюнтер Вагнер». И потерял покой, покуда не купил их — сэкономил на завтраках. Случалось, что и с уроков сбегал домой, где ждали краски и холст.

...Художник присел на завалинке родного дома. Мимо на всех парах мчится, пыхтя, тот же паровоз-трудяга. В ответ на его приветственный гудок, встрепенувшись, поднимают «руки» семафоры. Нити рельсов поблёскивают в стелющихся ещё по-над землёю лучах утреннего солнца. Всплывая выше и выше, светило теснит стылую предрассветную синеву, подсвечивает голубизной картину осеннего утра. Раскрыт этюдник. И скромный индустриальный мотив со стайкой нахохлившихся воробьёв на проводах предстал на холсте.

Нисский Георгий Григорьевич  «Осень. Семафоры.» Холст, масло. 1932 г.
Нисский Георгий Григорьевич «Осень. Семафоры.» Холст, масло. 1932 г.

Над страною вставала заря пятилеток. Уже в этом пейзаже заметишь то, что год от года станет набирать силу, выразительность и достигнет вершины в монументальных пейзажах Нисского: и живая прелесть, обаяние родной природы, и обдуманная красота индустриального обновления страны написаны с одинаковым приятием, равным знанием и тем полным контактом художника с изображаемым, который не под силу созерцательности и который не приобрести одним наблюдением — пусть самым пристальным, натренированным. Нужны сердечная приверженность, сопричастие. Поэтому и работал этот мастер всегда в полную меру самоотдачи, в напряжении открытия, умея, как он это сам называл, поговорить с натурой наедине. И натура — жизнь, правда, открывались ему в истинной, живой красоте. Особенно когда хотел он восславить современность.

Так проявился в самом начале необычный метод работы Нисского. И небольшой холст «Осень. Семафоры.», принесший ему известность, вобрал романтику, приподнятость времени. Любовь к технике верно служила художнику — певцу социалистической нови, помогая воссоздавать в живописи деятельную юность, энтузиазм. Судьба художника была неотделима от жизни страны, осуществлявшей индустриализацию, «шаги саженьи» в грядущее. А юность его совпала с юностью Страны Советов.

В колоннах вхутемасовцев, идущих в Политехнический слушать Маяковского, непременно шёл Жора Нисский. В волейбольной команде вуза, сильнейшей в столице, был он лучшим игроком — стране так нужны сильные, смелые, ловкие! Стройный крепыш этот первым из студентов ВХУТЕМАСа прыгнул с парашютом.

Георгий Григорьевич Нисский. «Прыжок с парашютом». 1935 г. Государственный Русский музей
Георгий Григорьевич Нисский. «Прыжок с парашютом». 1935 г. Государственный Русский музей

Уже будучи знаменитым художником, увлёкся парусным спортом и стал капитаном столичной команды яхтсменов, чемпионом Москвы, мастером спорта. Этого человека в матросской робе, чуть сдвинутой набекрень капитанке с «крабом», с пристально- мечтательными глазами, видящими нечто особенное, знали хорошо крымские рыбаки. Но знали ли они, что исходил он под парусами Московское и Рыбинское моря, на военных кораблях прошёл маршрутами наших боевых флотов...

Дух мужества, братства смелых сохранит он и тогда, когда будет избран действительным членом Академии художеств СССР, а Россия увенчает его почётным званием народного художника. Потому и облик социалистической Отчизны, одухотворенный энтузиазмом и подвигом её сыновей, предстаёт на полотнах Нисского в праздничной шири, натиске созидания. И просветлённо, отчётливо, будто сквозь наведённую на резкость современную широкоформатную оптику. Особенно Подмосковье, певцом которого назвали мастера вскоре после войны.

Нисский Георгий Григорьевич  «Перед Москвой. Февраль.» Холст, масло. 1957 г.
Нисский Георгий Григорьевич «Перед Москвой. Февраль.» Холст, масло. 1957 г.

Любимый край расстилается на холстах просторно, молодо, в неохватности далей и стремительности времени, чей бег, полёт и ритм, будто ликуя, отсчитывают перекрестки, телеграфные столбы, трубы заводов, мачты ЛЭП. «Зима. Подмосковное шоссе.», «Перед Москвой. Февраль.»... Глядя на пронзающую горизонт стрелу шоссе в этих пейзажах, вдруг понимаешь, что видна она сквозь ветровое стекло мчащегося автомобиля. Перед нами претворённая в реальность живописного полотна лаконичная формула Нисского: «Новое окружает нас во всём, оно в современном ощущении пространства, в новом, чрезвычайно заострённом композиционном видении». И это видение у него абсолютно!

Нисский Георгий Григорьевич  «Зима. Подмосковное шоссе.» Холст, масло.
Нисский Георгий Григорьевич «Зима. Подмосковное шоссе.» Холст, масло.

Однажды художник сказал: «Путешествия стали частью моей жизни и истоком работы». В строгой конкретности, ореоле романтики его искусство вбирало впечатления от увиденного: башни шлюзов, гонки яхт, магию вечерних вокзалов с рубиновыми огнями, суету портов, ажур виадуков и мостов, мощь корабельных верфей и стальных махин крейсеров.

Чтобы не пропустить, не утерять деталей, которые помогут сложиться художественному образу, Нисский с 1955 года начинает писать гуаши, как он это сам называет, «по представлению». По существу, тут была замена натурных этюдов, невозможных при «скоростном», масштабно-ёмком методе художника. Такую рабочую привычку подсказали именно путешествия. Ведь за рулём автомобиля нет возможности сделать даже мгновенный набросок, а остановись — уйдёт из увиденного движение и словно растворится образная характерность нашего времени. Уже в мастерской перенесёт на ватман художник сфокусированную зрительной памятью лишь мелькнувшую на дорожном повороте деталь, частицу облика Родины.

Художественно точным рождался образ, композиция решалась крупными объёмами. А как он любит дальний план не в голубую дымку спрятать, а, напротив, обозначить отчётливо. Холст освобождался от дробности, случайного бытовизма. И стремительность движения наполняла полотна мастера, которого учило новаторству само Время.

«Отбирать только главное, нужное» — эту формулу сразу же за строчками: «Только бы верно понять сердцем», —записал Нисский в действующей армии под городом Юхновом. Ездили они туда в феврале 1942-го вместе с Александром Дейнекой. Явственно ощутил тогда мастерство в руках. Но учить своё сердце глубине чувства, мудрости сопереживания Нисский будет всю жизнь, щедро деля «науку» со зрителем. В самом простом станет открываться ему эта глубина.

Над иссушенной пургами зимней равниной, над косым срезом леса летит, тревожа студёное северное безмолвие, серебряная стрела краснозвездного лайнера. Прислушиваясь к гулу двигателей, стряхивают вековечное оцепенение, колдовство одиночества иссечённые ледяными ветрами сосны, приветствуя человека,— «Над снегами».

Нисский Георгий Григорьевич  «Над снегами» Холст, масло.  1960 г.
Нисский Георгий Григорьевич «Над снегами» Холст, масло. 1960 г.

Вычерчиваются будто мягчайшим мелом прямо по небесной синеве белые линии — трассы истребителей-сверхзвуковиков. Эти линии-инверсии на другом холсте Нисского — «Коломенское» — словно подчеркивают величавую стройность древнего храма. В таком продолжении утверждает художник нераздельность творческого порыва поколений народа. И тех, кто возвел каменный чудо-шатёр. И тех, кто посылает сегодня корабли в заоблачные выси, в просторы вселенной. Так всё усложняется и усложняется разветвлённость живых ассоциаций, которые образный и композиционный строй картины словно бы стягивает в один узел — художественное произведение.

Спустя полтора десятилетия после битвы под Москвой вёл как-то художник машину по бывшим фронтовым местам Тёмное шоссе впереди светлело, становясь багровым у горизонта, там уходило в завтра солнце. На фоне заката внезапно стал зловеще-чёрным мирный силуэт телеграфного столба... Потом возник холст «Подмосковная рокада». Военный термин «рокада» — дорога, параллельная фронту, невольно заставляет вспомнить о грозном далёком времени... 

Нисский Георгий Григорьевич  «Подмосковная рокада» Холст, масло.
Нисский Георгий Григорьевич «Подмосковная рокада» Холст, масло.

«Моя привилегия — видеть»,— записал во фронтовом дневнике художник. Глядя на покалеченную землю, думая о горе и подвиге, признал тогда Георгий Нисский за собою эту единственную привилегию как обязанность: всматриваться в жизнь, примечать и воспевать всё новое, доброе, языком своего искусства сказать народу: «Смотри, это прекрасное новое — дело твоих рук, а ты — его полный хозяин».

Эл. ПОПОВА

 

Журнал «Юный художник» №12 за 1982 год

 

Георгий Григорьевич Нисский (8 [21] января 1903 — 18 июня 1987 г.)
Георгий Григорьевич Нисский (8 [21] января 1903 — 18 июня 1987 г.)

Георгий Григорьевич Нисский на лыжной прогулке
Георгий Григорьевич Нисский на лыжной прогулке

Георгий Григорьевич Нисский  «Церковь Покрова на Нерли» Холст, масло.
Георгий Григорьевич Нисский «Церковь Покрова на Нерли» Холст, масло.

Тут художнику "попала в кадр" его собственная «Волга» на которой он ездил на этюды. Себя же он изобразил в виде стаффажа на берегу реки.

Нисский Георгий Григорьевич  «Площадь Пушкина» 1987 год
Нисский Георгий Григорьевич «Площадь Пушкина» 1987 год

Георгий Григорьевич Москву почти никогда не писал. Тем не менее, так получилось, что именно «Площадь Пушкина» стала одной из последних его работ.

 

Нисский Георгий Григорьевич  ««Колхоз Загорье» Холст, масло.
Нисский Георгий Григорьевич ««Колхоз Загорье» Холст, масло.

 

Георгий Григорьевич Нисский  «Верхняя Волга». Государственная Третьяковская галерея. 1949 год
Георгий Григорьевич Нисский «Верхняя Волга». Государственная Третьяковская галерея. 1949 год

 

Георгий Григорьевич Нисский. «В пути». Институт русского реалистического искусства. 1958-1964 годы
Георгий Григорьевич Нисский. «В пути». Институт русского реалистического искусства. 1958-1964 годы

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..