Стили и жанры
|
Художник-моряк (О Фёдоре Конюхове)07.08.2020
Фёдор Филиппович Конюхов — член молодёжного объединения Приморской организации Союза художников РСФСР, участник многих выставок. Тема его произведений — Север и жизнь человека среди его суровой природы. Рисует он всё, что видит: гигантские айсберги, ледяные острова, снежные пустыни, немногочисленные селения поморов и всё то, что внесено нашим временем в этот недоступный ранее край. Среди молодых художников России трудно найти человека, жизнь которого была бы так насыщена романтикой, как у Конюхова. Сын азовского рыбака, с детства сроднившийся с морем, он после восьмого класса поступил в мореходную школу, продолжением которой была служба на флоте. После демобилизации старшина второй статьи Конюхов, и раньше увлекавшийся искусством, поступил в Бобруйское художественное училище, где рисовал, занимался живописью, резал декоративные композиции из дерева и... тосковал по морю. Сразу после завершения образования он вместе с женой, выпускницей того же училища, уехал в Находку и вскоре ушёл в полугодовой рейс на Гавайские острова. В дороге писал, рисовал, привёз из рейса около ста пятидесяти этюдов. После возвращения — снова работа на рыболовецком траулере. Матросом побывал Конюхов на Кубе, в Новой Зеландии, Панаме, но мечтал об Антарктике. С 1977 года Конюхов стал участвовать в парусных экспедициях. Одна из них повторила весь путь Беринга. В 1980 году семья Конюховых переехала в бухту Врангеля. Вместе с художником Ф. Зинатуллиным он создал в порту серию декоративных панно. Много работая над подготовительными эскизами, Конюхов понял, что недостаточно владеет рисунком. С этого времени стал серьёзно им заниматься. Приезд весной 1981 года в дом творчества «Челюскинская» положил начало его систематическому труду в графике. Руководитель группы А. Ливанов увидел в его рисунках богатейший материал и очень слабую профессиональную подготовку. Конюхов боролся с трудностями так же, как и в экспедициях: не терял мужества, учился, с настойчивостью и упрямством вырабатывал свой графический язык, становился более требовательным в оценке своих произведений, внимательнее относясь к композиции, пластике и пространству листа. Его рисунки были экспонированы на республиканской молодёжной выставке 1981 года («Остров Врангеля», «Зверобой», «Бухта Роджерса», «В путь») и на других выставках. Привлекали в них знание и прочувствованность темы, романтика, выразительность решений. В 1982 году, работая вновь в доме творчества «Челюскинская», он вдумчиво отобрал серию рисунков для перевода их в офорт, и здесь огромную роль в становлении мастерства Конюхова сыграла А. Билль — его художественный руководитель. Она направляла внимание молодого художника на смысловую нагрузку листа, на его графическую цельность, на отношение белого к чёрному, на всё, что необходимо помнить графику в своей работе. В третий свой приезд в дом творчества он уже не занимался офортом, которым увлекался раньше, а всецело отдался литографии — «Надо знать возможности техники». Количество созданных им листов побило рекорд. За годы существования литографской мастерской в «Челюскинской» не было художника, выполнившего за два месяца сорок литографий большого размера. Просмотр их дал возможность выявить достоинства и недостатки творческого метода художника. Радовало, что он доверяет своему глазу, как компасу в пути, радовала свежесть и непосредственность несколько наивных, но всегда живых и наблюдённых композиций. Художник увлечен романтикой увиденного, спешит запечатлеть и величественный морской пейзаж, и борьбу мужественных людей со стихией, и жизнь наших «братьев меньших». Он ещё весь во власти увиденного, явления и события захлёстывают его. Может быть, поэтому лучшими были признаны листы эпического характера — «живописные» и напряжённые — в отличие от более вялых, дробных жанровых или пейзажно-перечислительных композиций. Однако по уверенным приемам, раскрывающим разнообразие техники литографии, по самому подходу к решению листа заметен несомненный рост художника. Конюхов — человек активного, деятельного творчества. Он идёт путем исследований и борьбы, не зная чувства смятения и отчаяния. Он многого может достигнуть, но пусть однажды сердце его дрогнет от восторга и беспомощности перед необъятной красотой и силой природы, заставит художника остановиться и дать созреть новому творческому импульсу. И тогда, наверное, родится его лучшее произведение.
И. СОЛОВЬЕВА-ВОЛЫНСКАЯ
Рубрика «ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ». Журнал «Художник» № 1 за 1984 год
На аватаре: Фёдор Филиппович Конюхов в наши дни.
|