Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Накануне юбилея

28.08.2020

Прекрасный выставочный зал в Подольске. В ноябре — декабре 1983 года здесь было особенно многолюдно, одна за другой проходили экскурсии, щёлкали фотоаппараты, у экспонатов вспыхивали и затухали обсуждения и споры, иногда довольно горячие.

В этом зале, где обычно экспонируются выставки произведении профессиональных художников столицы и Московской области, на этот раз было представлено творчество учащихся изофакультета заочного Народного университета искусств (ЗНУИ).

На стенах в витринах размещалось 1700 экспонатов пятисот авторов: живописцев, графиков. оформителей и прикладников. По географическому же признаку выставку без натяжек можно считать всесоюзной.

Не все знают о том, что показанное в залах — лишь крохотная частица сотен тысяч работ самодеятельных художников, полученных за последние тридцать лет изофакультетом ЗНУИ.

 

Красивая, стройная экспозиция, её светлое полифоническое звучание предваряли важное событие — пятидесятилетие со дня основания заочного Народного университета искусств.

 

Заглянем в книгу отзывов. Вот один из них: «Мы очень благодарны авторам и устроителям этой удивительной выставки. Мы встретились со множеством по-настоящему талантливых художников-непрофессионалов, но каждый из них не похож на остальных. В их работах столько искренности, чистосердечия, жизненной правды и совершенно неожиданных решений, сколько ни на какой другой выставке, пожалуй, и не увидишь».

Зрители, оставившие эту запись, совершенно правы: действительно, главное чувство, возникавшее при первом, даже беглом осмотре, можно характеризовать как захватывающий интерес от общения с большим числом талантливых людей и от того, что все они разные.

Если всматриваться в экспонаты внимательнее, многообразие различных по характеру дарований и индивидуальных черт каждого из авторов становится очевидным. Даже ознакомление с весьма скромной подборкой приведённых в журнале репродукций не оставит в этом никаких сомнений. Конечно, при неторопливом и пристальном рассматривании обязательно обнаруживаются более и менее сильные работы, очень волнующие, «горячие» и не столь активные, будто сказанные вполголоса. Это естественно. Многие из авторов уже определились в характере своего творческого движения. Их произведения известны, они демонстрировались на прежних выставках, в том числе на всесоюзных и зарубежных. Немало работ знакомо по репродукциям в журналах, книгах и альбомах. Наряду с такими художниками мы увидели и других — тех, кто ещё ищет собственный путь в искусстве.

 

Выставка показала такую широту охвата разных сторон жизни, тем, сюжетов, ситуаций, такую наполненность произведений переживаниями, наблюдениями и мыслями авторов, их интересы, такую неодинаковость подходов к образно-пластическим решениям, что каждый заинтересованный зритель непременно находил для себя что-то близкое и важное.

Непросто было выстроить эту экспозицию, найти такое соседство авторов и их произведений, от которого выиграет каждый экспонат. Эту трудную задачу успешно решили педагоги и сотрудники изофакультета ЗНУИ.

Успехи не даются даром. Подольский смотр стал итогом очередного этапа работы большого коллектива педагогов и их учеников, художников-любителей, результатом многолетних (теперь уже полувековых) напряжённых поисков.

Каким же образом строилась творческая и учебная жизнь изофакультета? Как проходил этот трудный путь успехов и неудач, достижений и потерь? Почему при наличии учебных планов, программ и пособий, которые всегда в той или иной мере унифицированы (этого не может избежать ни одно учебное заведение), педагогу в большинстве случаев удается найти общий язык с учащимися, доискаться и обнаружить характер его природных способностей, помочь развить их в естественном именно для него направлении? При этом необходимо учитывать специфические сложности доселе не практиковавшегося заочного способа занятий. Ведь речь идёт не о случайных эпизодических консультациях, а о систематическом многолетнем обучении. Нелегко ответить на такие вопросы кратко. И тут полезно вспомнить некоторые эпизоды из многосложной «биографии» факультета.

Первый шаг был сделан в 1934 году, когда создавались заочные изокурсы при Центральном Доме народного творчества им. Н. К. Крупской. Это было ответом на многочисленные просьбы самодеятельных художников из разных районов страны об организации творческой помощи специалистов. У истоков нового учебного заведения стояла горсточка художников-педагогов и искусствоведов. Они увлечённо принялись за дело: думали, обсуждали, пробовали и, не откладывая, начали давать письменные консультации любителям изобразительного искусства. Нигде в мире такой организации не было, заимствовать методы работы было не у кого, искать современные специальные пособия негде — они и не существовали. Всё приходилось создавать заново и самим, преодолевая косность и недоверие скептиков, которых было предостаточно. Но вопреки трудностям дело продвигалось: через два года к изокурсам присоединились режиссерское и музыкальное отделения.

А тем временем количество учащихся неуклонно день от дня росло и соответственно увеличивалось число преподавателей. Формировался солидный и дружный педагогический коллектив, состоящий из художников разных поколений.

К началу Великой Отечественной войны на изокурсах занималось около полутора тысяч учащихся, а к концу 1983 года их число возросло до двенадцати с лишним тысяч.

Почта ежедневно доставляла груды конвертов и пакетов — работы учащихся из всех союзных республик, областей и краёв. С 1960 года в надписях на конвертах появилось новое название адресата: «заочный Народный университет искусств».

Теперь на изофакультете работают три отделения: станковой живописи и графики, оформительского и декоративно-прикладного искусств.

Организационные формы заочного общения с учащимися найдены давно. В основе своей они сохраняются до сих пор: заочник примерно раз в месяц присылает работы и сопровождающее их письмо педагогу, который отвечает ему консультацией. Но сначала каждому учащемуся необходимо послать комплект пособий, соответствующих материалу, осваиваемому в предстоящем учебном году.

Вскоре после образования изокурсов стала очевидной тенденция к быстрому увеличению числа поступающих. Поэтому тогда ещё, в тридцатые годы, возникла проблема создания специальной литературы для заочного обучения искусству и её тиражирования в достаточном количестве. Поначалу печатали разными способами (часто на ротаторе) отдельные задания, а также маленькие брошюры и буклеты с иллюстрациями, иногда закупали выходящие в издательствах небольшие популярные книжки по отдельным вопросам изобразительного искусства. Но подобное положение не могло удовлетворить потребности быстро растущего учебного заведения. А коренное изменение такой ситуации было уже не только вопросом организационным, но прежде всего сложной творческой, методической проблемой. И педагоги стали работать над специальным пособием по рисунку и живописи. В 1939 году вышла первая часть книги. Война помешала продолжить эту работу.

Опыт авторов пособий был незначителен. Вполне понятно, что они опирались в основном на практику занятий в профессиональных художественных учебных заведениях и в самодеятельных изостудиях. Когда после войны на курсы хлынул поток поступающих, педагогам пришлось активно заниматься составлением новых пособий с учётом накопленного к тому временя опыта.

В первой половине пятидесятых годов возникла острая необходимость в систематизированном, по возможности полном (то есть пригодном для трёх-четырех лет занятий) пособии, изданном достаточно большим тиражом и обильно оснащённом репродукциями. С этих пор возобновилось издание иллюстрированных книг учебно-методического характера, выпускаемых разными издательствами, в том числе и такими крупными, как «Искусство», «Советский художник», «Художник РСФСР», «Советская Россия», Профиздат.

 

Создание специальных пособий всегда было тесно связано с главными методическими проблемами, над решением которых работал коллектив в то или иное время. Однако на принципы художественного образования во всех его звеньях, не исключая и работы с самодеятельными художниками, существенно влияет развитие искусства в целом.

В конце сороковых и начале пятидесятых годов, может быть, в результате воздействия многократно виденных репродукций произведений профессиональных мастеров и ещё недостаточно разработанной методики занятий, работам заочников часто не хватало самостоятельности. Наряду с искренними, нередко очень интересными, самобытными вещами почта приносила массу вторичных, явно подражательных работ, копий с репродукций и фотографий, множество неуклюжих, но претенциозных компиляций, порожденных литературными и кинематографическими образами. За многими такими попытками «прорваться к настоящему искусству» чувствовался некий устойчивый стереотип, сложившийся не столько от прямого соприкосновения с жизнью, сколько из обрывков впечатлений от искусства и критических публикаций того времени.

Стало ясно, что большинство учащихся страдает недостатком внимания к натуре, к природе, ко всему окружающему. Необходимо было тактично повернуть каждого ученика к личному, собственному наблюдению жизни, поискам своего подхода к сложному процессу её претворения в образы искусства, убедить всех, что без заинтересованного отношения к натуре нельзя найти верный для себя путь к искусству. Надо было выстраивать в чувствах и мыслях непрофессионалов необходимый и неразрушимый треугольник: жизнь — художник — творимое произведение. Вот почему методика занятий, реализуемая в консультациях педагогов и пронизывающая учебно-методические пособия, была в то время нацелена главным образом на развитие способностей увлечённо наблюдать окружающую действительность, находить в ней интересные для себя стороны, сюжеты и мотивы, рисовать и писать непосредственно с натуры, по памяти и впечатлениям.

Тогда же стали проясняться контуры основных принципов методико-педагогической работы с самодеятельными художниками, осуществляемых в последующие десятилетия. Смысл этих основ методики становится попятным при осознании главной цели обучения. А она состоит в том, чтобы использовать все возможности, имеющиеся у педагога, в подготовке учащихся к самостоятельной творческой практике. Для достижения цели необходимо было руководствоваться выводами, сделанными из опыта многолетней деятельности коллектива педагогов и методистов изофакультета. Они могут быть сформулированы так:

 

Во-первых, обучение и творчество — это единый, синхронный и неразделимый процесс. Становление и духовный рост творческой личности происходит параллельно и одновременно с приобретением навыков, специальных знаний, понимания искусства. Продолжается это движение уже за пределами учебного заведения, практически всю жизнь.

 

Во-вторых, необходимо применять способ индивидуального обучения, согласуя свои советы и со спецификой личных способностей учащегося, с его интересами и возможностями. При заочной форме обучения этот способ вполне органичен, хотя и требует от педагога сосредоточенности и напряжения.

 

В-третьих, в каждом учащемся нужно видеть потенциального художника, относиться к нему внимательно, уважительно и серьёзно. Раскрывать его индивидуальные природные данные, не подавляя, а наоборот, поощряя плодотворные проявления собственной активности, даже если они неожиданны для педагога.

 

В-четвертых, учебные               занятия — процесс двусторонний, требующий добросовестности, внимания, творческой активности и учителя и ученика. Поэтому желательно, чтобы заочник понимал смысл тех или иных заданий и советов. Для этого надо постепенно открывать ему методические обоснования педагогического руководства, стараясь довести до его сознания суть обсуждаемых вопросов. Это укрепляет взаимопонимание обоих сторон и помогает многим самодеятельным художникам избавиться от ложного представления о любом задании или совете, как о не подлежащем сомнению приказе. Чрезвычайно важно также, что понимание методики обучения мало-помалу становится и постижением методов движения творческого процесса в практике собственной работы над произведением.

 

В-пятых, если рассматривать своих учеников не как послушных исполнителей указаний, а как потенциальных творцов, роль педагога в двуедином процессе обучения обретает особый характер. Ведь учить приходится по изготовлению каких-то изделий. В искусстве учат творческому процессу, и художественность возникает только как результат, как награда за активное, горячее и организованное ведение работы. Но когда художник (даже начинающий, неопытный) ведёт творческий поиск, ему необходим знающий и умелый помощник. И таким помощником, старшим товарищем по искусству может и должен быть педагог. В этом понимании функции учителя есть немалые сложности, преодоление которых требует терпения и самоотдачи. Поэтому и заслуживают глубокого уважения многие преподаватели заочного Народного университета искусств, успешно справляющиеся с такими задачами.

 

Разумеется, всё сказанное — лишь очень краткая схема, которая далеко не исчерпывает проблем, стоящих перед педагогами и методистами изофакультета. Такой живой и подвижный организм, каким всегда был ЗНУИ, не мог бы существовать и прогрессировать без постоянного стремления к совершенствованию, к поискам и находкам во всех областях деятельности. Это неизбежно, в частности, и оттого, что беспрестанно обновляется и количественно растёт состав учащихся — ведь приём новых заочников и выпуск оканчивающих проводится круглый год, без перерывов.

 

ЗНУИ — это истинно народный университет не только по названию, но и по своей сути. И не только по признаку массовости (едва ли найдется еще какое-либо учебное заведение, в котором занимаются одновременно десятки тысяч людей). Дело в другом: любой человек, желающий работать в искусстве, зачисляется независимо от профессии, образования, возраста, специальной подготовки и моста жительства. Требуется лишь знание русского языка, чтобы читать и понимать консультации и пособия.

 

Воздействие работы самодеятельного художника на окружающих его людей, часто далёких от искусства, велико. Его самоотверженность и преданность творчеству согревают души, действуют как пример и как повод к размышлению и сопереживанию для близких, друзей и товарищей по работе. Ведь в подавляющем большинстве случаев непрофессиональный художник творит не в закрытой мастерской, а дома, в клубе или Доме культуры, в непосредственном соприкосновении со своими зрителями.

К этому нужно добавить, что многие из заочников и выпускников университета организуют кружки и студии и руководят ими, работают оформителями там, где живут. Если представить себе сотни тысяч настоящих и бывших учащихся изофакультета, прошедших обучение за полстолетия, значение и важность общественной, культурно-просветительной миссии ЗНУИ невозможно переоценить.

 

Выставка в Подольске воспринимается как замечательное событие в ряду ставших традиционными показов народного художественного творчества. Она с особой остротой и выразительностью раскрыла неисчерпаемые и многообразные духовные возможности людей труда, отдающих искусству лишь свободное время и силы. Не успевая остыть от своих повседневных забот, они продолжают переживать и осмысливать жизнь, окружающую их и ими же создаваемую, жизнь такую, какая она есть, и такую, какой они хотели бы её видеть. Работа в искусстве дает им радость углублённого созерцания и переживания того, что так знакомо, близко и любимо, того, что так красиво и что может стать ещё прекрасней. Чувство жизни, как самого себя, видение её изнутри — в конкретных предметах и ситуациях, ощущение вселенной со всеми её проблемами в изображаемых частностях придает их произведениям необыкновенную теплоту и своеобразную выразительность, глубокий смысл и силу убедительности.

Всё, о чём говорят экспонаты выставки, это не просто близко к жизни, это сама жизнь. Жизнь неисчерпаемо талантливого народа, людей ищущих и находящих счастливый выход своей творческой энергии. Таков наглядный урок выставки.

Зрители, заполнившие книгу отзывов сотнями восторженных записей, понимают авторов и восхищаются их произведениями. Работая для себя, художники-любители оказываются нужными тысячам разных людей, потому что дают им радость общения с живым и многогранным искусством. Может ли художник желать чего-то большего?

 

Р. ЗАКИН

Журнал «Художник» №6, 1984 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..