Стили и жанры
|
Природа—источник радости05.09.2020
ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ
Произведения художников Приморья знакомы москвичам по республиканским и всесоюзным смотрам, а также по групповым и персональным выставкам, проходившим в столице в последнее десятилетие. В июне 1983 года в Москве была открыта ещё одна персональная выставка дальневосточного художника — Анатолия Васильевича Телешова, вся жизнь которого связана с этим краем. Родился он в 1928 году в Брянской области, но вскоре семья перебралась в Приморье, где в 1952 году Телешов окончил Владивостокское художественное училище. Это был второй послевоенный выпуск. Вместе с ним учились бывшие фронтовики В. Медведский, И. Рыбачук, Ю. Рачев, Б. Вялков и другие. Их педагогами были К. Шебеко и М. Костин.
Художественное образование, полученное в училище, Телешов постоянно продолжает пополнять. Большую роль в его творческом становлении сыграла работа в доме творчества «Академическая дача», куда он приезжал в течение девяти лет, начиная с 1953 года. Живописец и сейчас с любовью вспоминает художественных руководителей творческих групп на «Академичке»: В. Гаврилова, Ю. Кугача, В. Сидорова. Именно здесь сформировалось миропонимание Телешова, развился его живописный дар. Ещё к первой республиканской выставке «Советская Россия» он написал картины «Апрель. Перед посадкой» и «Сумерки», давшие возможность поверить в свои силы. В основе работы над картинами лежало тщательное изучение натуры, создание множества этюдов. Телешова, как и всех художников, приезжающих на «Академическую дачу», пленила неповторимая красота природы Калининской области. Особенно увлекла его задача изображения её изменчивых состояний в разные времена года. Острый глаз его замечал и пушистую майскую зелень, и сверкающие после дождя кусты, и солнечными бликами играющие водоёмы, и осеннее золото лесов. В его этюдах того времени привлекает обаяние подлинности. Представленные на выставке портреты раннего периода («Алёнка», 1962, «Таня», 1962, «Утро. Птичница.», 1964, «Маришка», 1966, «Сестрички», 1969) говорят об умении художника передать индивидуальные черты характера, непринуждённость позы и жеста. После натурных штудий на «Академичке», под впечатлением бесед с такими мастерами, как Ю. Кугач, А. и С. Ткачёвы, Н. Новиков, Телешов возвращался в Приморье духовно обогащённым. Всё это безусловно способствовало его творческому росту, помогало видеть свой Дальний Восток глазами пленэриста. Совсем иные по сравнению с калининскими дальневосточные пейзажи — другая свето-воздушная среда, другой характер природы. Постепенно, с каждым новым произведением в живописи Телешова все отчётливее обозначалось его собственное восприятие мира. Работая по преимуществу в пейзажном жанре, он собрал богатый этюдный материал, к которому постоянно возвращался в течение многих лет. В его пейзажах «Осенний парк» (1962), «Приморское побережье» (1977), «Голубое утро» (1977) запечатлены мотивы, характерные только для дальневосточной природы, но они различны по внутреннему настрою. И в других приморских пейзажах чувствуется эпическое ощущение простора и величия природы («У моря», 1978, «Вечерний луч», 1978, «Вечер», 1977, Совхоз «Комсомолец», 1962), то её тихое музыкальное звучание («Тёплый день», 1968, «Ива цветёт», 1978). Непараллельно, словно вспоминая центральную Россию, художник находит в своём крае мотивы, близкие среднерусской полосе. Он пишет серии пейзажей, где дома, утопающие в зелени, полны уюта и тишины, где переданы и теплота деревянного сруба, и красота резных, расписных наличников. Эта на первый взгляд незаметная, но чарующая прелесть жизни воспета художником в многочисленных этюдах — «День весны» (1961), «На обед» (1968), «Сельский мотив» (1978), «Сенокос» (1978), «У изгороди» (1981), «Июль» (1981). В них — и состояние летнего знойного дня, и праздничное настроение сенокоса, и ощущение теплоты земли, пробуждающейся весной. Художник словно стремится передать в этих работах не только цвет, но и запах окружающего мира. Любимым местом и объектом творчества в Приморье стал для Телешова поселок Андреевка, расположенный на берегу Тихого океана в бухте Троица. На небольшом полуострове у самой воды приютилось несколько домиков, дальние сопки и скалы закрывают горизонт. По всему побережью растут деревья со своеобразно «подстриженными» холодными туманами кронами. В этой местности художник нашёл и специфические пейзажные мотивы, и героев для своих произведений. Он редко изображает какие-либо трудовые процессы, но человек в его пейзажах не просто стаффаж, а единое гармоничное целое с «неравнодушной природой», всегда занятый своими повседневными делами. Поэтому телешовский Дальневосточный край такой обжитой и приветливый. Это ощущается и в пейзажах («Бухта Троица», «Сирень цветёт»), и в картинах («Лето», «Друзья»), и в портретах. В его работах нет внешне эффектных и броских цветовых отношений, декоративной надуманности, свойственных некоторым живописцам Приморья. Его палитра разнообразна, как в жизни, цветовая гармония рождена осмысленным отношением к натуре. К числу подобных произведений можно отнести также пейзажи «Село Андреевка» (1979), «Весна идёт» (1980), «Октябрь» (1982). С присущей художнику мягкостью, на сближенных тонах построены пейзажи «Окраина Владивостока» (1979), «День весны» (1981), «Поселок Тигровый» (1970—1972). В других полотнах характерные приметы края даны более обобщённо («Бухта Витязь», 1982, «Бухта Троица», 1982, «Владивосток. Бухта Золотой Рог», 1982).
Свежо и легко написаны пейзажи «Снег» (1981) и «Первый снег» (1979). Кстати сказать, во Владивостоке почти не бывает снега, зима стоит серая и хмурая. В этих же двух пейзажах художнику удалось уловить то кратковременное состояние природы, когда всё на миг преобразилось: белый пышный наряд лёг на деревья, ещё не скинувшие своих жёлтых листьев, а тёплый морской воздух не успел вытравить белизны. Написаны пейзажи широким пастозным мазком, как бы на одном дыхании. Ритмы современной индустрии края ощущаются в картине «Утро на судоремонтном» (1979), радующей тонко разработанными цветовыми отношениями Пейзаж составляет органическую часть портретов художника — «Боцман» (1963), «Бригадир плотников В. Шаньгин» (1980), «Полевые цветы (1982), способствуя выявлению индивидуальной характеристики модели Умело и свободно построены композиции полотен. В портрете «Рыбачка (1969) образ женщины-труженицы монументален и величествен. Привлекает его цветовое решение, построенное на насыщенных зеленовато-серых, голубовато-серебристых с охристыми оттенками тонах. Близок творчеству Телешова живой и непосредственный мир детства. В глазах ребятишек в картине «Друзья» (1977) художник раскрывает разные характеры — шумные и озорные, тихие и вдумчивые. Они все овеяны доброй и тёплой улыбкой автора. Телешов несколько раз побывал в Гурзуфе. Пейзажи «Кипарисы», «Морской берег» (1962), «Ай-Петри» (1962), «Вилла Ксения» (1962), «Утро» (1981), «Крым» (1982) отличает «крымский колорит», рожденный своеобычной серебристостью воздуха черноморского побережья.
Успешно работает Телешов и в жанре натюрморта. Его излюбленный мотив — полевые цветы. В натюрмортах «Ромашки» (1980), «Голубые колокольчики» (1980 и 1981), «Первые цветы» (1971), «Полевые цветы» (1982) цвет то насыщен и ярок, то взят тонко мягко. В них, как и во всех npoизведениях Телешова, ощущается оптимизм художника, его восторженное отношение к окружающему миру, ибо он истинный патриот, любящий свою землю, Для него природа — источник радости, счастья творчества. Поэтому в его произведениях так много светлой человечности и доброты.
М. ХАБАРОВА Журнал «Художник» №3, 1984 г. |