Стили и жанры
|
Останется в памяти надолго13.09.2020
В ненастный снежный день в конце января 1983 года на «Академической даче» царило радостное и приподнятое настроение. Ещё бы, только что комиссия Союза художников РСФСР во главе с Ю. Кугачом рекомендовала на всесоюзную выставку «На страже завоеваний социализма» более 60 работ, созданных на даче в так называемом «железном потоке». Счастливые и возбуждённые художники с песнями и шутками грузили в машину свои холсты. Упаковкой по-хозяйски распоряжался Н. Морозов из Мурманска. Картинам предстояла долгая дорога в Москву, на всесоюзный форум художников, работающих над военно-патриотической темой. С радостным чувством проходил я потом по выставочным залам, узнавая эти картины.
Впервые художники России, посвятившие своё творчество ратному и трудовому подвигу советского солдата, собрались на «Академичке» в 1979 году. Руководителем потока был В. Сафронов — баталист, много сделавший для развития военной темы в живописи. Тогда сложилось ядро российских художников, которые впоследствии не раз работали над военно-патриотическими картинами на «Академическом даче». Теперь уже есть и ветераны «железного потока», как его метко окрестил директор дачи Пётр Козельский. Бывший офицер-танкист, он особенно тепло относится к труду художников, воспевающих защитников Родины. Среди них в первую очередь следует назвать В. Сафронова, А. Знака, Г. Кузакова, В. Корнилова, А. Бородина, Б. Поморцева, С. Торлопова, В. Иванова и многих других.
Стоит добавить, что при формировании каждого потока особая роль отводится грековцам. Их произведения всегда отличает знание военной специфики, жизни современной армии, боевой техники. Своим опытом щедро делятся и ветераны-грековцы— П. Жигимонт, С. Антонов, М. Ананьев и молодые живописцы студии— О. Авакимян, Е. Корнеев.
Немаловажным мне представляется и участие в работе потока художников, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Когда-то Митрофан Борисович Греков писал: «Военным художником может быть далеко не всякий, хотя бы и самый одарённый живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, узнать его... понюхать пороху... А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух. Ведь Красная Армия — это армия, каких ещё в истории не было». Таким представлялся выдающемуся баталисту военный художник, и не случайно в шуточном гимне «железного потока» есть слова: «Собрали нас не в первый раз в «железный» наш поток, Чтоб к грековским баталиям приблизиться чуток». Конечно, это шутка, но тема ратного подпита ещё ждёт своего нового Грекова, и, думается, его появлению поможет и «Академическая дача».
Недаром сейчас так много молодых художников стремятся попасть туда. Мы с радостью встречаем интересные решения, новые прочтении старых тем, всем коллективом болеем за общее дело— развитие советской батальной картины.
Продумывая работу «железного потока», мы решили пригласить на «Академическую дачу» героев Вооружённых Сил страны. Вот уже второй год художники встречаются с ними на тверской земле. В душевной и непринуждённой беседе идёт работа над портретами прославленных воинов, среди которых генерал-лейтенант Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии М. Григоренко, генерал-лейтенант Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук Г. Кисунько, генерал-майор Герой Социалистического Труда П. Престенский, генерал-майор заслуженный строитель РСФСР Н. Патрикеев, генерал-майор Д. Губенко. Встречи эти остались в памяти не только у нас. Знаю, что между многими портретистами и их моделями завязалась дружба.
Впереди республиканская выставка «40 лет Победы» в городе-герое Туле. Скоро мы вновь встретимся на «Академичке» в четвёртый раз. Но уже сейчас многие художники готовятся к тому, чтобы достойно представлять «железный поток» в большой экспозиции, посвящённой великой дате.
Не только одной работой определяется жизнь на «Академичке». Всегда в этом доме ценились юмор, здоровая шутка. И мне кажется, что «железный поток» не является исключением из правила. Славные традиции наших предшественников — В. Гаврилова, В. Сидорова, братьев А. и С. Ткачевых, А. Левитина, Б. Федорова, И. Рыбачука продолжаются в дружеских шаржах, талантливо исполненных Е. Корнеевым, в стихах А. Усватова, шуточных приказах «министра культуры» Г. Кузакова и постановлениях «президента федерации футбола» В. Иванова. Всё это делает нашу жизнь на «Академичке» сплочённой, интересной и весёлой.
Н.Н. СОЛОМИН Журнал «Художник» №6, 1984 г. |