Стили и жанры
|
Широкая творческая программа20.09.2020
Решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС правомерно стали в центре внимания всех партийных организаций, трудовых коллективов и творческих Союзов в истёкшем году, во многом предопределили и конкретизировали уровень идеологической и практической их деятельности. В этих решениях партия сформулировала долгосрочную и широкоохватную программу на предстоящие годы строительства и совершенствования развитого социалистического общества в нашей стране, дальнейшего укрепления экономической и оборонной мощи Советского государства. Вместе с тем отчётливо обрисован огромный объём задач по улучшению идеологического, идейно-политического воспитания народа, утверждению незыблемых идеалов коммунизма. Указания и выводы, содержащиеся в программной речи тов. Ю. В. Андропова на Пленуме, стали мощными стимулами для подъёма творческой энергии мастеров всех видов советского искусства. Деятели культуры и искусства — писатели и композиторы, актёры и киноработники, архитекторы и художники — все глубоко изучают и претворяют в жизнь указания Коммунистической партии. Слова тов. Ю. В. Андропова о том, что «...партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа», глубоко запали в душу каждого представителя творческой интеллигенции. Далее в этой речи было сказано: «Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма». Во всех организациях Союза художников Российской Федерации прошли собрания мастеров искусства разных поколений, на которых решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС получили горячую поддержку и одобрение. Крупнейший по численности, многонациональный отряд художников Советской России всегда считал и теперь, решительно поддерживая решения ЦК КПСС, считает себя верным помощником Коммунистической партии в деле идеологического, идейно-политического и эстетического воспитания масс. Оберегая и развивая высокие традиции российского изобразительного искусства, правление СХ РСФСР постоянно держит в поле своего внимания, заинтересованно обсуждает вопросы, важные для развития культуры во многих регионах Федерации, в частности Сибири и Дальнего Востока, Нечернозёмной зоны. Весной прошлого года в Красноярске проведён III выездной пленум правления СХ РСФСР под девизом: «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Большой общественный резонанс вызвали проведённые там же Суриковские дни, посвящённые 135-летию со дня рождения великого русского художника, и Неделя изобразительного искусства, посвящённая 113-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Художники встречались с тружениками индустриальных и сельскохозяйственных предприятий, строителями Саяно-Шушенской ГЭС, посетили мемориальный ленинский музей в Шушенском, передали в дар труженикам села Тесь Минусинского района произведения для вновь созданной народной картинной галереи. В феврале будет проведен IV пленум правления СХ РСФСР, посвящённый решению творческих задач в свете постановлений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Он очень важен ещё и потому, что в одиннадцати зонах скоро пройдут очередные заседания зональных выставочных комитетов. Осенью 1984 года некоторые зональные коллективы проведут творческие смотры; на них будет представлено всё лучшее, над чем работали наши мастера в истекшем 1983 году. По устоявшейся многолетней традиции лучшие произведения, созданные и признанными мастерами, и только вступающими в самостоятельную творческую жизнь молодыми художниками, составят идейную и тематическую основу VII всероссийской художественной выставки «Советская Россия», которая откроется в Москве в 1985 году. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул не только широкую творческую программу перед всеми организациями Союза, объединяющими мастеров разных видов советского искусства. Особое место в решениях и материалах Пленума ЦК КПСС на этот раз отведено роли художественной критики. Она признана важнейшим инструментом идейного и партийного влияния на творческую практику, на процессы, развивающиеся во всех видах искусства. «Главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика, активная, чуткая, внимательная и вместе с тем непримиримая к идейно чуждым и профессионально слабым произведениям», — это слова тов. Ю. В. Андропова. И в самом деле, вооруженная марксистско-ленинским духом, художественная критика должна стать в определённой мере регулятором сложных процессов, характерных сегодня для нашего искусства. Наступивший год обещает быть годом наивысшего творческого напряжения во всех организациях Союза художников. Призыв партии к дальнейшему повышению идейной и гражданской ответственности каждого из мастеров искусства за результаты своего творческого труда, за совершенствование профессионального уровня создаваемых произведений определяет и идейную насыщенность предстоящих зональных экспозиций, их значение в решении главной задачи — создать художественную летопись героических свершений нашего народа на современном этапе социалистического строительства. Заседания зональных выставкомов, их постоянная консультативная работа и помощь художникам, в том числе особенно молодым, на завершающем этапе творчества, их высокая ответственность и принципиальность в оценке идейных и художественных достоинств произведений, отбираемых для широкого показа зрителю, — это все составные большой и важной работы, обеспечивающей в значительной мере успешное развитие нашего искусства. Сосредоточенность на важности этой работы особенно сегодня, в обстановке растущего напряжения в идеологической борьбе, должна стать характерной чертой деятельности художественной общественности. Сегодня особенно важно, чтобы все наши дела мы постоянно сверяли с требованиями Коммунистической партии, с решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.
Журнал «Художник», №1, 1984 г. |