Стили и жанры
|
Миниатюра Лампи30.09.2020
В 1939 году в Третьяковскую галерею из Музея изобразительных искусств был передан женский портрет. На оборотной стороне — две надписи: одна (чёрными чернилами) «Боровиковский», другая (орешковыми чернилами) — «Кн. Варв. Васильевна Голицына урожд. Енгельгардъ». В соответствии с этими надписями портрет и был занесён в инвентарную книгу и картотеку галереи. В 1966—67 годах на выставке «Русская акварель конца XVIII — начала XX вв. из собрания Третьяковской галереи» он экспонировался как работа В. Боровиковского. Но в фундаментальной монографии Т. Алексеевой «В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков» этот портрет справедливо был выведен автором из раздела произведений, принадлежащих кисти В. Боровиковского, и отнесён к работам, ошибочно приписываемым этому художнику. При изучении портрета в связи с составлением каталога миниатюры из собрания Третьяковской галереи у нас вызвало сомнение не только авторство, но и имя изображённой. Если это Варвара Васильевна Голицына (одна из четырех племянниц Г. Потёмкина), то почему ни с одним из её портретов, известных по воспроизведениям, нет ни малейшего сходства? Возникло предположение, не изображена ли на портрете какая-либо из её сестер? Для сравнения были привлечены воспроизведённые в том же издании портреты Александры Васильевны работы художников Бромптона , а также Ф. Рокотова. Екатерины Васильевны — работы Э. Виже-Лебрен и А. Кауфман и Татьяны Васильевны — работы Лампи-отца и Э. Виже-Лебрен . Сличение их с портретом из собрания Третьяковской галереи сразу же убедило, что лицо на интересующей нас миниатюре имеет абсолютное сходство с Татьяной Васильевной (бывшей в первом браке замужем за генерал-поручиком М. Потёмкиным, во втором — за князем Юсуповым). Следовательно, надпись на обороте миниатюры оказалась неточной, хотя и помогла установить личность изображённой. Мы хотели ещё раз убедиться в своих предположениях. При просмотре фондов Русского музея в Ленинграде среди папок с фото-таблицами, подготовленными, но не вошедшими в издание «Русские портреты XVIII—XIX столетий», были обнаружены две фотографии похожих друг на друга женских портретов. Одна — с живописного оригинала (в папке «Лампи»), другая — с миниатюры в круглом обрамлении (в папке «Неизвестные художники»), Местонахождение оригиналов неизвестно. На обороте первой находится надпись: «Лампи. Т. В. Юсупова, ур. Энгельгардъ», на обороте второй — «Кн. Тат. Вас. Юсупова, р. Энгельгардъ колл. кн. 3. Н. Юсуповой». В Историческом музее (Москва) в таком же комплекте фото-таблиц есть фотография, идентичная первой, с подобной же надписью, сделанной тем же почерком. Очевидно, это рука составителя, готовившего издание. Сравнение портрета из собрания Третьяковской галереи и вышеназванных портретов Т. В. Юсуповой не оставляло сомнения, что на всех трёх изображено одно лицо. Более того, наша миниатюра и миниатюра, фотографию с которой мы обнаружили в Русском музее, настолько близки по композиции и всем деталям, что это навело на мысль: либо фотография сделана с нашей миниатюры, либо существует два экземпляра миниатюры, выполненных одним мастером по одному живописному оригиналу, и именно — по тому самому портрету Лампи-отца, фотография с которого, как мы уже упоминали, находится в Русском музее. Безусловно, этот же портрет воспроизведён в издании «Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв.» В каталоге Н. II. Петрова, прилагаемом к этому альбому (№ 752), есть аннотация к портрету: «С портрета Т. В. Юсуповой работы Лампи 1795 г.» (местонахождение неизвестно). Сравнительный анализ образно-пластического строя, подхода к модели, её видения показал удивительную близость портретов и дал нам основание предположить, что Лампи мог быть автором и нашей миниатюры. Для подтверждения гипотезы требовалось сравнение с другими миниатюрами Лампи. Л. Шидлов — автор сводного труда о художниках-миниатюристах — пишет, что Лампи-отец никогда не подписывал свои миниатюры. Крупнейшие справочники (Е. Лембергер. «Мастера миниатюры за 5 столетий», 1911, и др.) дают некоторые сведения о миниатюрах работы Лампи. В редком издании «Портретная миниатюра. Текст доктора Г. С. Виллиамсона», 1910, воспроизведён в цвете «Автопортрет Лампи» в миниатюре (табл. 53, с. 31). В Гос. историческом музее есть единственная, известная в наших собраниях миниатюра работы Лампи— «Портрет неизвестной». Миниатюра не имеет подписи, но по характеру исполнения, живописному решению она чрезвычайно близка к «Автопортрету» Лампи. Известен по воспроизведению портрет на эмали графа А. И. Мусина-Пушкина, который исследователем миниатюр XIX века Н. Врангелем считался также работой Лампи-старшего. В самом деле, композиционный приём, характер образа в этом портрете очень близок «Автопортрету» Лампи, воспроизведённому в упомянутом издании доктора Виллиамсона. Итак, сравнительный анализ живописно-пластических качеств портрета из собрания Исторического музея, портретов, известных по воспроизведениям, а также иконографическое тождество всех найденных воспроизведений портретов Т. В. Юсуповой с миниатюрой Третьяковской галереи дают основание видеть в последней изображение Т. В. Юсуповой и, по всей вероятности, выполненное Лампи-старшим. Написан портрет был в период между 1795—1797 гг. (1797 г. — год отъезда художника из России). Это важно и для изучения творчества Лампи-старшего в области миниатюры, и для характеристики его роли в развитии русской портретной живописи на рубеже XVIII- XIX столетий.
Л. ПЕВЗНЕР, И. САХАРОВА Журнал «Художник» № 1, 1984 г. |