Стили и жанры
|
Нерасцветшее дарование08.10.2020
Во второй половине 1983 года в помещении Союза архитекторов СССР была открыта посмертная выставка произведений Татьяны Алёшиной (1955—1981), показанная до этого в залах МОСХ. Чем привлекают работы этой художницы? Прежде всего темпераментом, искренностью в передаче своего мироощущения. Несомненно, сила Татьяны Алёшиной заключена и в её цветовом даровании. Ещё во время обучения в институте им. В. И. Сурикова она серьёзно занялась цветной литографией, в технике которой выполнены многие листы.
Любила она работать пастелью, темперой, писала и маслом, раскрывая колористические возможности каждого материала. Это дарование проявилось в её ранних работах, порой технически несовершенных, но отмеченных бесспорной творческой индивидуальностью. Таковы небольшие картины, написанные темперой,— «Керчь. Жёлтый двор.» (1974), «Ферапонтово. Красная дорога.» (1977). Одно поразительное свойство объединяет произведения и ученические, и зрелые — свобода фантазии, раскрепощённость мысли.
В серии «Таллин» (1975) художница создает образ старого города, отмеченный непосредственностью впечатлений. И «героями» этого рассказа становятся здания, крыши, стены.
Пожалуй, не стоит искать тему, которая являлась ведущей в творчестве Татьяны Алёшиной. Для неё всё было важно и значительно — будь то цирк или «комедия дель арте», улицы старого Таллина или натюрморты, портреты или иллюстрации к литературным произведениям.
Тема «Цирк» возникла первоначально как дипломная работа, но затем превратилась в большую серию автолитографий и пастелей (1977—1981). Цирк для художницы — это весёлый и серьёзный рассказ, где смех и пародия, сатира и героика преображают обыденный мир. Вот стремительная, жёстко закрученная центрическая композиция — «Акробатка в колесе». Или другие: диагонали лучей прожекторов выхватывают из темноты дрессировщика и лошадь («Хорошее отношение к лошадям»), на плоскости красной арены, разделённой на секторы, движутся жонглёры и гимнасты, эквиллибристы и дрессировщица со страусом («Парад-алле»).
Татьяна Алёшина работала страстно и на редкость упорно, испытывая постоянное неудовлетворение, вновь и вновь переделывая, казалось, уже найденное решение. Знакомство с цирком — зарисовки отдельных номеров представления чередовались с бесчисленными штудиями репетиций, изучение движений акробатов сменялось детальной проработкой поз животных. Освоение предмета шло методично и последовательно — от натурного изображения к его пластическому и цветовому воплощению. И лишь потом возникало лаконичное и выразительное в своей простоте решение.
Через конкретность изображения отдельных предметов и героев художница приходит к убедительности и широте трактовки явлений. Её работы отличает взволнованность, постоянное открытие мира. Поэтому в них так естественно сочетаются характерность и типичность, гротеск и лёгкая ирония. Её образам свойственны ассоциативность, обострённое цветовое чувство формы, декоративность. Всякий раз, ставя перед собой ту или иную задачу, Т. Алёшина как бы решала её заново. Так, в традиционной теме «Комедия дель арте» проявились настроения грусти и одиночества, глубоко личные раздумья художницы о судьбе героев.
Татьяна Алёшина неоднократно обращалась к созданию работ на темы литературных произведений. Это крупные композиции по мотивам сказки «Конёк-Горбунок», поэм А. Блока «Двенадцать», «На красном коне» М. Цветаевой, сказки «Золотой ключик».
Её листы — это отнюдь не иллюстрации. Они свободно интерпретируют содержание литературного произведения, раскрывая возможности станковой графики. Художница работает крупными локальными пятнами, извлекая декоративные эффекты из литографской техники. Этим листам свойственны крепкая конструкция, композиционная цельность, своеобразие художественного видения. В них соединяются широта обобщения и пристальное внимание к деталям, передача сущности вещей и отказ от натурных подробностей. В серии композиций по сказке «Конёк-Горбунок» есть лист, где изображена огромная Рыба-кит. Элементы сказочной фантазии перерастают здесь в реальность, органично входя в плоть изобразительного образа: на небе светит солнце и горят звёзды, рядом с Рыбой-китом плывут проглоченные ею корабли. Такое образное решение ассоциативно перекликается с простотой и богатством детского рисунка, открывает прелесть мира сказки, тая в себе загадку, что-то недосказанное. В этой серии есть и нежная по цвету композиция «Только начало смеркаться» с лилово-сиреневым небом, одиноким деревцем и маленькой белой лошадкой и поистине сказочный лист «Иваново горе», где в одном мотиве соединены различные временные моменты повествования: Иван на печи, братья, ведущие продавать коней, сияющее перо Жар-птицы. Обращение к русской истории открыло новый аспект в графике Татьяны Алёшиной. Эскизы «Степан Разин» и «Пугачёв» (1981) были её последними крупными работами.
В них нашли выражение серьёзное изучение костюма, быта эпохи и редкая раскованность в обращении с историческим материалом. Художница создаёт многоплановый образ, в котором обобщение сливается с конкретностью деталей, фантазия — с достоверностью, а знание портретных изображений, созданных в то далекое время, преображается глубоко личной интерпретацией. Творческий путь Т. Алёшиной оборвался неожиданно рано... В 1979 году она окончила Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, два года работала самостоятельно, участвовала в десяти выставках (в том числе трёх всесоюзных). За этот короткий отрезок времени сформировался художник со сложившимся творческим мышлением, ярко выраженной индивидуальностью. У её произведений не покидает ощущение праздника, непрестанного удивления, рождающегося познанием жизни.
Е. ШИДЛОВСКАЯ Журнал «Художник» №7, 1984 г.
|