Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Большой творческий путь

13.10.2020

Малагис Владимир Ильич. Фотография  начала 1970-х гг.
Малагис Владимир Ильич. Фотография начала 1970-х гг.

Зимой 1924 года молодой ленинградский живописец Владимир Малагис (1902—1974) пишет «Траурный натюрморт», вошедший затем в экспозицию советской живописи Русского музея. Этот холст — один из первых откликов советских живописцев на трагическое известие о смерти В. И. Ленина.

Предметное содержание натюрморта — газетная полоса с чёрной каймой, лист с нотами «Вы жертвою пали...», скупо отобранные предметы, среди которых доминирует буханка грубого хлеба, — как бы задает тему траура. В предметно-пространственном решении натюрморта ощутимо влияние художественной системы К. Петрова-Водкина.

Владимир Малагис «Траурный натюрморт» 1924 г. ГРМ
Владимир Малагис «Траурный натюрморт» 1924 г. ГРМ

Действительно, молодой живописец, в том же, 1924 году окончивший Вхутемас, — выпускник мастерской замечательного художника и педагога. Уроженец местечка Гриво Курляндской губернии, рано, после смерти отца, вынужденный идти «в люди».

Малагис успел к этому времени вступить добровольцем в Красную Армию, организовать изостудию в Белоруссии, поработать армейским художником и преподавателем художественных курсов в ряде воинских частей.

Профессию живописца Малагис освоил основательно. Вначале в мастерской петроградского мастера Кюна — как ремесло, изготовляя копии журнальных картинок. Затем, уже профессионально, в рисовальных классах Общества поощрения художеств. После революции Малагис занимается в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, организованных на базе Академии художеств, и только последние годы обучения проводит в мастерской К. Петрова-Водкина.

Владимир Малагис «Натюрморт с булкой» 1925 г. Холст, масло. 71х89 см. Брянский художественный музейно-выставочный центр.
Владимир Малагис «Натюрморт с булкой» 1925 г. Холст, масло. 71х89 см. Брянский художественный музейно-выставочный центр.

О глубоко продуманной, философско-педагогической системе Петрова-Водкина написано много. Поэтому представляется немаловажным обратить внимание на другой аспект пройденной Малагисом школы — выучку у педагогов Общества поощрения художеств В. Плотникова, Н. Химоны, а затем реорганизованной Академии у А. Рылова и А. Эберлинга, которых художник вспоминал с благодарностью.

Несмотря на бурный период, переживаемый художественной школой, Малагис прошёл все ступени профессионального образования постепенно, «по старинке» последовательно, в стороне как от деструктивных, так и конструктивистских, «антистанковых» течений современного ему искусства. «Староакадемическая» закваска в сочетании с дисциплинирующей системой Петрова-Водкина предопределили развитие молодого художника в русле станковизма, сосредоточили его интересы на проблемах содержательного характера.

Владимир Малагис «Натюрморт» 1920-е годы
Владимир Малагис «Натюрморт» 1920-е годы

Первые самостоятельные работы Малагиса противоречивы. Они распадаются на две группы — в первой ещё проявляется мощное воздействие «силового поля» системы Петрова-Водкина, во второй — с почти физически ощутимой наглядностью предстают бурные процессы кристаллизации собственных живописных представлений.

«Траурный натюрморт» начинает эту вторую линию: стремление дать в колорите определённую эмоциональную тему здесь, несомненно, глубоко самостоятельно.

Ещё более откровенно эмоциональный характер приобретает колорит в «Автопортрете» (1925) с его тёмной, напряженной, пульсирующей живописью и в особенности в работе «Мальчик с яблоком» (1927).

Владимир Малагис «Мальчик с яблоком»  1927 г. Холст, масло. 106x71 см. Государственный Русский музей.
Владимир Малагис «Мальчик с яблоком» 1927 г. Холст, масло. 106x71 см. Государственный Русский музей.

Конец 1920-х годов — время, когда окончательно утверждается своеобразие творческого метода Малагиса, выступавшего преимущественно в двух жанрах — пейзаже и портрете.

Во второй половине 1920-х годов в Ленинграде сложилась сильная группа пейзажистов, включавшая творческую молодёжь, входящую в сформировавшееся тогда объединение «Круг художников» — В. Пакулина, А. Русакова, А. Ведёрникова и мастеров старшего поколения —А. Карева, Н. Лапшина, Н. Тырсу, В. Сукова. Малагис был одним из первых «круговцев», обратившихся к пейзажу. При этом в отличие от большинства живописцев, тяготеющих к городскому пейзажу, он последовательно утверждает пейзаж деревенский, сельский.

Владимир Малагис «Мельница. Этюд.»  1939 г. Холст, масло. 38х40 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Владимир Малагис «Мельница. Этюд.» 1939 г. Холст, масло. 38х40 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Наиболее значительна в пейзажном творчестве Малагиса серия работ, выполненная в 1931 году в селе Верхулино Псковской области. В работах «Поле», «Сарай», «Дождь» пейзаж строится широкими, почти прозрачными тональными планами, лишь изредка цвет сгущается, акцентируется в «ударных» цветовых зонах. Это создаёт эффект скрытого напряжения, сдержанной, но прорывающейся эмоции. Выразительные средства сведены к минимуму: широкое цвето-тональное обобщение, бегло, в одно касание кисти намеченные предметные реалии, служащие одновременно своего рода точками отсчёта пространственных планов. Предельная активность, целенаправленность восприятия и вместе с тем — цепко схваченное реальное природное состояние. Стремление сохранить исходный натурный импульс обусловливает в этих работах интересный приём: сама фактура, поверхность живописного слоя сохраняют ощущение непосредственности, мгновенности контакта с натурой. Особенно нагляден этот приём в серии пейзажей «Дожди».

Высшим достижением живописи Малагиса 1930-х годов становятся портреты крестьян, выполненные в Череповецком районе. В этой серии была реализована содержательная программа портретного творчества, к которой приходит художник в начале десятилетия.

Новизну рожденного революцией типа человека — свободного, естественного — стремились выразить художники разных поколений, в особенности молодые, для которых юность эпохи была слита воедино с их собственным возрастом, личной биографией. Ряд художников, исследуя духовную природу нового человека, были более внимательны к его земным корням, ощущение новых горизонтов жизни они дают, показывая преодоление ограниченности мира прежнего. К ним принадлежит и Малагис.

Владимир Малагис «Колхозница»  Холст, масло. 40 x 38см.  между 1930 и 1932 годом. ГРМ.
Владимир Малагис «Колхозница» Холст, масло. 40 x 38см. между 1930 и 1932 годом. ГРМ.

Он пишет колхозных крестьян в период, когда становление новой деревни, новых принципов хозяйствования только завершилось. Колхозы прочно становились на ноги, но колхозные активисты, люди простых крестьянских профессий, ещё воспринимались в ореоле недавних драматических и героических событий коллективизации. Укрупняя, как бы монументализируя характерность своих героев, показывая своеобычность их жизненного поведения, несхожесть настроений, художник настойчиво напоминает об их соприкосновении с общим током жизни. И если в целом эмоциональная тональность цикла — лирическая, если художник утверждает в конечном итоге новизну отношения крестьян к труду, то не забывает он и о другой, существенно обогащающей содержательный смысл портретного цикла теме — выстраданности этого нового мироощущения.

Владимир Малагис «Портрет старика» 1939 г. Холст, масло. 42х49 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Владимир Малагис «Портрет старика» 1939 г. Холст, масло. 42х49 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Таковы, думается, контуры содержательной программы этого цикла. Её реализация требовала разработки определенной типологии портретного изображения. Для всех портретов характерна постоянная, варьируемая с небольшими изменениями композиционная схема: как правило, портретируемый приближён к переднему плану холста, показан вплотную, в фас. Этим художник одновременно заявляет и о социальной значимости образа, и об основательности своего суждения о модели.

Атрибуты, характеризующие профессию портретируемого, демонстрируются с простодушной откровенностью, дающей повод говорить о сближении с традицией русской вывески. Однако наивная репрезентативность этого приёма обретает новый образный оттенок. В конце 1920-х — начале 1930-х годов атрибуты крестьянских профессий символизировали для современников вполне конкретные пласты жизненного содержания. И это заставляет задуматься об образном смысле так откровенно используемого Малагисом приёма.

Владимир Малагис «Портрет тракториста» 1932 г. Холст, масло. 100х80 см
Владимир Малагис «Портрет тракториста» 1932 г. Холст, масло. 100х80 см

Малагис пишет работников обычного, рядового хозяйства, представителей исконных сельских профессий, по облику своему принадлежащих к традиционному крестьянскому типу. И вместе с тем — носителей нового отношения к земле и к своему труду на земле. Этой задаче — сложному, неоднозначному сопоставлению традиционных атрибутов крестьянского труда и нового к ним отношения — и служит избранный художником образный приём. Обнажённая, наивно-«лобовая» демонстрация исконных атрибутов говорит о гордости колхозных крестьян за свою профессию, свой труд. В этом чувстве — главное эмоциональное содержание серии: новизна отношения к крестьянскому труду как труду творческому, гордому, свободному.

Владимир Малагис «Трактористка»  1932 г.
Владимир Малагис «Трактористка» 1932 г.

Если композиционная структура портретов однотипна, то их живописное решение отличается исключительным разнообразием. Художник оперирует большими массами малонасыщенного, взятого нe в полную светосилу цвета, в пределах крупных цветовых планов богато и щедро разработанного, вибрирующего в характерных тональностях. В «Телятнице» (1932), «Доярке» (1934), «Колхозном плотнике» (1935) Малагис использует излюбленные им гаммы сиренево-розового, охристо-рыжего, белого и голубого, добиваясь впечатления глубины пространства градациями тепло-холодности. Художник писал на очищенной нефти, на скипидаре, применял «тянущие» грунты, накладывал цвет жидким слоем, стремясь к изысканной матовой поверхности, сквозь которую ощущалось зерно грубого холста. Уже первый портрет серии — «Свиновод» (1932)— отличается особенно выразительной разработкой фактуры: рельефный мазок сочетается с зонами, протёртыми до блеска, незаписанные куски проклеенного холста органично включены в живописную структуру произведения.

Владимир Малагис «Колхозный свиновод»  1932 г.
Владимир Малагис «Колхозный свиновод» 1932 г.

Следующий этап творческого развития Малагиса связан с годами Великой Отечественной войны. Художник остаётся в осаждённом Ленинграде, делит с, другими ленинградцами драматические испытания блокады. Человек большого общественного темперамента (в конце 1920-х годов он был председателем горкома ИЗО, первого профессионального объединения ленинградских художников, затем избирался в органы ЛОСХ).

Малагис в блокадном Ленинграде исполняет обязанности ответственного секретаря творческого союза. В меру возможностей он заботится о ленинградских художниках и их семьях, организует вторую выставку художников-блокадников и как их представитель сопровождает её в Москву, служит в штабе партизанского движения Ленинградской области, участвует в оформлении окружённого города к празднованию двадцать пятой годовщины Октября.

Ленинград, фото 1943 г. В студии Владимира Серова. Слева направо - сидят: Марина Гриценко, Владимир Серов. Стоят: Владимир Малагис, неизвестный, Иосиф Серебряный, А.М. Земцова, Валентин Курдов, Вениамин Пинчук, Вячеслав Пакулин.
Ленинград, фото 1943 г. В студии Владимира Серова. Слева направо - сидят: Марина Гриценко, Владимир Серов. Стоят: Владимир Малагис, неизвестный, Иосиф Серебряный, А.М. Земцова, Валентин Курдов, Вениамин Пинчук, Вячеслав Пакулин.

В годы блокады живописец собирает большой подготовительный материал для созданных сразу же после войны тематических полотен — «В тылу врага», «Работа на заводе во время обстрела» (обе — 1945).

В это же время он пишет ряд интереснейших портретов. «Боец ленинградского фронта А. Беляков», «Боец Заикин», «Спайпер Дьяченко» (все — 1943) — при несомненно более пристальном внимании к личностным, индивидуальным аспектам образы примыкают по своему живописному решению к портретам предвоенного пятилетия.

Однако другие работы («Тётя Нюша», «Портрет старой работницы», обе — 1943) знаменуют принципиально новое отношение к задачам портретного образа. Его основы были заложены ещё в «Портрете костюмера Академии художеств Егорова» (1939), где прослеживается тяга художника к резкой психологизации образа. Ощущение груза прожитых лет даётся в тяжёлых, текучих, устремленных к нижней кромке холста очертаниях фигуры, в опущенной голове модели и её взгляде, не покидающем пределов картинного пространства. Зритель погружается в приглушённое, колеблющееся марево сложно составленного цвета, и эмоционально «пережив» эту среду, которая ассоциируется с дымкой, пеленой прожитых лет, он подготовлен к главному — восприятию лица.

Владимир Малагис «Портрет Е.В. Гейрот» 1943 г. Холст, масло. 70х51 см
Владимир Малагис «Портрет Е.В. Гейрот» 1943 г. Холст, масло. 70х51 см

Те же принципы развиты и в упомянутых уже портретах военной поры, изображающих пожилых ленинградских тружениц-блокадниц. Тема прожитой жизни, по-прежнему волнующая художника, здесь обогащена темой стойкости, несгибаемой силы духа, внутренним светом озаряющей образы старых, уставших женщин. Интерес к психологическому портрету, утвердившийся в портретах военной поры, определяет характер творческих исканий Малагиса в последующие десятилетия.

Художнику не всегда удается сохранить образно-пластические критерии, установленные им для себя в качестве программных. Особенно это характерно для обширной, создававшейся вплоть до начала 1970-х годов серии портретов колхозников Калининской и Ленинградской областей, хотя среди этих работ есть подлинные удачи — такие, как острый по «ухваченности» характера, красивый по сочной, уверенной живописи портрет старейшего колхозника В. Н. Некрасова (1967).

Более свободно, раскованно чувствует себя Малагис в портретах художников, над которыми он работает с конца 1940-х годов. Уже первое полотно серии — портрет В. Гальбы — отмечено большими живописными достоинствами. Психологическая характеристика образа углубляется в портретах Е. Чарушина, Ю. Васнецова (оба— 1950), М. Габе (1964).

Владимир Малагис «Автопортрет» 1947 г. Холст, масло. 100х80 см
Владимир Малагис «Автопортрет» 1947 г. Холст, масло. 100х80 см

Портрет Е. Чарушина, замечательного художника-анималиста и детского писателя, глубоко интересен не только мастерским разрешением собственно портретной задачи. Он аккумулирует зрелое, выношенное размышление о самом типе художника-современника, о своего рода этике творчества, носителями которой были для Малагиса близкие по духу собратья.

Чарушин изображён в строгом рабочем халате, в белой рубашке, с аккуратно повязанным галстуком — он «застёгнут на все пуговицы» в прямом и переносном смысле, в его облике, манере держаться нет и доли артистического самоутверждения. Перед нами — работник, труженик, оторвавшийся на время от своего дела, но мыслями в него погружённый. Работа, напряжённая душевная работа — вот ключ к пониманию портретного образа. Этой творческой работы ожидает от художника портретируемый — отсюда его требовательный, испытующий взгляд. Творческая работа как стержень человеческой личности, мерило её внутренней масштабности — вот эмоциональный вывод, к которому приходит и художник. Так — на равных — возникает диалог, рождается эмоциональный контакт — непросто складывающийся, но действенный и плодотворный.

Ещё более весомые достижения портретного творчества Малагиса связаны с работами, непосредственно продолжающими линию, начатую портретом Егорова и женскими портретами блокадной поры. Это по-прежнему образы людей пожилых, людей насыщенной жизни — портреты старых большевиков и военных, созданные в 1960-е годы. Все они однотипны по композиционному и пластическому решению: максимально приближённые к переднему плану холста, написаны на светлых фонах, лепка формы ясна и спокойна, сколько-нибудь значительных аксессуаров нет, нет и намёка на какие-либо постановочные котурны, призванные внешними средствами «укрупнять» образ.

Тяжело опёршись на палку, непривычный к позированию, да и к покою, неподвижности непривычный, предстаёт перед зрителями герой полотна «Портрет ветерана революции А.И. Эрикайнена» (1969). Плотными короткими мазками, почти осязаемыми в своей материальности, вылеплены руки модели — натруженные рабочие руки, сами по себе способные рассказать о человеческой жизни, о главном её содержании. Затем внимание зрителя властно приковывает лицо портретируемого. Кропотливо и настойчиво, с какой-то скрупулезной тщательностью прослеживает Малагис внутреннюю биографию модели. Суть её — не в первоплановой, зримой части, а где-то в глубинах холстов, к которым по едва заметным ориентирам — точечным мазкам, выявляющим пластику лица и одновременно «рельеф» характера,— направляет зрителя художник.

Так же сосредоточенно, требовательно и трезво анализирует Малагис какие-то большие категории и собственной жизни, духовного опыта, творческого пути в одной из лучших своих поздних работ — «Автопортрете» 1962 года.

Владимир Малагис «Автопортрет»  1962 г. Картон, масло. 70 х 49,5 см
Владимир Малагис «Автопортрет» 1962 г. Картон, масло. 70 х 49,5 см

Проследим и мы внимательней этот большой — художник проработал в искусстве пять десятилетий — творческий путь, исполненный напряжённого, каждодневного труда, путь, такой неординарный и одновременно такой характерный для своего времени.

 

Л. БОРОВСКИЙ

Журнал «Художник» №7, 1984 г.

 

Владимир Малагис «Портрет молодого человека» 1924 г. Нижегородский художественный музей.
Владимир Малагис «Портрет молодого человека» 1924 г. Нижегородский художественный музей.

Владимир Малагис «Натюрморт с селедкой.» 1925 г. Холст, масло. 65х53 см. Государственный Русский музей.
Владимир Малагис «Натюрморт с селедкой.» 1925 г. Холст, масло. 65х53 см. Государственный Русский музей.

Малагис В. И. «Мужской портрет» 1923 г., холст на картоне, масло. 70 x 50 см
Малагис В. И. «Мужской портрет» 1923 г., холст на картоне, масло. 70 x 50 см

Владимир Малагис «Лежащая обнажённая» 1930-1932 гг. Холст, масло.125х65 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Владимир Малагис «Лежащая обнажённая» 1930-1932 гг. Холст, масло.125х65 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

Владимир Малагис «Колхозный конюх» 1932 г.
Владимир Малагис «Колхозный конюх» 1932 г.

Владимир Малагис «На смерть Клары Цеткин»  Холст, масло. 130 х 88 см 1933 г. ГРМ.
Владимир Малагис «На смерть Клары Цеткин» Холст, масло. 130 х 88 см 1933 г. ГРМ.

Владимир Малагис «Автопортрет» 1933 г. (Использован в предыдущей работе.)
Владимир Малагис «Автопортрет» 1933 г. (Использован в предыдущей работе.)

Владимир Малагис «Модель на фоне синей драпировки»  1940 г. Холст, масло. 190,7х105,2 см. Государственный Русский музей.
Владимир Малагис «Модель на фоне синей драпировки» 1940 г. Холст, масло. 190,7х105,2 см. Государственный Русский музей.

Владимир Малагис «Женский портрет в красном» 1940-е. Холст, масло. 38х27,2 см. Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
Владимир Малагис «Женский портрет в красном» 1940-е. Холст, масло. 38х27,2 см. Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.

Владимир Малагис «Портрет Белякова» Холст, масло. 100х72 см
Владимир Малагис «Портрет Белякова» Холст, масло. 100х72 см

Владимир Малагис «Колхозный базар»  1947 г. Нижегородский художественный музей.
Владимир Малагис «Колхозный базар» 1947 г. Нижегородский художественный музей.

Владимир Малагис «Портрет Евгении» 1946 г. Холст, масло. 119,4x 95,3 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «Портрет Евгении» 1946 г. Холст, масло. 119,4x 95,3 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «У родного дома» 1949 г. Холст, масло. 100х80 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «У родного дома» 1949 г. Холст, масло. 100х80 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «Сталевары»  1950 г. Холст, масло. 162 x 200 см
Владимир Малагис «Сталевары» 1950 г. Холст, масло. 162 x 200 см

Владимир Малагис «Ленинградская правда (Натюрморт с арбузами)»  1950-е. Картон, масло. 50х35 см
Владимир Малагис «Ленинградская правда (Натюрморт с арбузами)» 1950-е. Картон, масло. 50х35 см

Владимир Малагис «На крыльце»  1952 г. Холст, масло. 97,8 x 78,7 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «На крыльце» 1952 г. Холст, масло. 97,8 x 78,7 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «На балконе»  1959 г. Холст, масло. 100х80 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «На балконе» 1959 г. Холст, масло. 100х80 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «Операция в санитарном поезде № 41, 1919 г.». 1954 г. Военно-медицинский музей, С-Петербург.
Владимир Малагис «Операция в санитарном поезде № 41, 1919 г.». 1954 г. Военно-медицинский музей, С-Петербург.

Рисунок «Операция в вагоне». К картине «Операция в военно-санитарном поезде № 41, 1919 г.». 1953 г. Бумага, уголь, карандаш. Военно-медицинский музей, С-Петербург.
Рисунок «Операция в вагоне». К картине «Операция в военно-санитарном поезде № 41, 1919 г.». 1953 г. Бумага, уголь, карандаш. Военно-медицинский музей, С-Петербург.

Владимир Малагис «Максим Иванович»  1955 г. Холст, масло. 79,5х60 см
Владимир Малагис «Максим Иванович» 1955 г. Холст, масло. 79,5х60 см

Владимир Малагис «Девушка с собакой»  1964 г. Холст, масло. 97,8х78,1 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «Девушка с собакой» 1964 г. Холст, масло. 97,8х78,1 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «Мать-героиня»  Холст, масло. 66,7х54,6 см. Частное собрание.
Владимир Малагис «Мать-героиня» Холст, масло. 66,7х54,6 см. Частное собрание.

Владимир Малагис «Портрет бывшего красногвардейца 61 летучего отряда Балтийского флота И.Г. Попкова»  Холст, масло. 100х80 см
Владимир Малагис «Портрет бывшего красногвардейца 61 летучего отряда Балтийского флота И.Г. Попкова» Холст, масло. 100х80 см

Владимир Малагис «Портрет П.С. Арцыбасова - слесаря-сборщика Адмиралтейского завода, Героя Социалистического труда. 1971 г. Государственный Русский музей.
Владимир Малагис «Портрет П.С. Арцыбасова - слесаря-сборщика Адмиралтейского завода, Героя Социалистического труда. 1971 г. Государственный Русский музей.

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..