Стили и жанры
|
Художники в борьбе за мир17.10.2020
Люди всей планеты поднялись сегодня на борьбу за мир. Мощная волна антивоенных митингов и манифестаций катится по странам и континентам, она захватывает своим движением новые тысячи и тысячи людей, осознавших губительность милитаристского курса администрации Рейгана, из-за которого над миром нависла зловещая угроза ядерной войны. Осознание этой опасности стало настолько всеобщим, что в рядах борцов за мир выступают сейчас люди самых разных национальностей, живущие в самых разных странах, занимающие самое разное социальное положение — от политических деятелей до домохозяек. Объединённые одной мыслью, одним стремлением — уберечь мир, они страстно, самоотверженно вступают в борьбу, их не останавливают ни угрозы, ни прямое насилие. Человечество бурлит, негодует, борется, отстаивая самое драгоценное — право на жизнь. Советский народ монолитен в своем стремлении к миру. Он знает, что такое война, до сих пор несет её следы в своих сердцах. Он сделает всё, чтобы уберечь мир от ужасов термоядерной катастрофы. Нет нужды доказывать, что советские художники — плоть от плоти своего народа, частица его, и потому их помыслы и стремления неразделимы. Вся история нашего искусства — от октябрьских дней до дней сегодняшних — показывает: лучшие представители советского многонационального изобразительного искусства всегда делили с народом горе и радость, всегда отдавали свои творческие силы на его благо. Поэтому так талантливо и ярко в произведениях искусства навечно запечатлена история первого в мире социалистического государства, её героика и будни, судьбы и характеры её передовых людей, меняющийся облик столь любимой всеми, родной земли. Гражданственность творчества традиционна для русской культуры. Она, эта гражданственность обращала художников и поэтов, писателей и композиторов минувшего века к российской действительности, открывала их сердца страданиям народа, заставляла мир услышать их гневный голос протеста. Традиция гражданственности пронизывает и всю историю советской культуры, лежит в основе её наивысших достижений. И сегодня эта традиция — одна из главнейших. Следуя ей, советские художники уверенно идут к вершинам творчества, создают произведения высокого социального и патриотического накала, многие из которых войдут в сокровищницу отечественной культуры, неся грядущим поколениям правду о нашем современнике. Уже несколько десятилетий для советских художников главной реальностью жизни являлся и является мирный созидательный труд нашего народа. Освоение целины, гигантское по размаху переустройство Сибири, преобразование Нечерноземья стали вехами не только в жизни государства, но и в судьбах миллионов людей, изменили экономику страны и биографии многих её сынов. Войдя в искусство, события эти раздвинули его тематические рамки, помогли многим художникам обрести позицию гражданственности, найти свой путь в творчестве и в конечном счёте обогатили нашу культуру картинами, скульптурами, графическими листами, плакатами, посвящёнными главной теме — современности. Сегодняшний день поставил в число реальностей жизни угрозу войны и борьбу за мир. Не учитывать этого нельзя. А потому долг советского художника-гражданина состоит в том, чтобы стать активным участником этой борьбы, внести в неё свой весомый вклад. «Я понимаю,— писал известный советский поэт Р. Рождественский,— что никакой, даже гениальный роман и никакая самая талантливая поэма не могут остановить летящую ракету или пулю, не могут противостоять ползущему танку или бронетранспортёру. Однако война, прежде чем начаться на полях или морях земного шара, обязательно начнётся в человеческих умах, а борьба за человеческие умы — борьба яростная, настойчивая, постоянная — это уже наше писательское, гражданское дело, наша судьба, наш долг». Слова эти, без сомнения, могут быть адресованы всем деятелям советской культуры, ибо чётко формулируют задачи и возможности художественного творчества. Обращённые к мастерам изобразительного искусства, они приобретают особую остроту. В отличие от литераторов художники говорят на языке международном, ибо содержание, смысл их произведений не требуют перевода, доступны всем народам планеты. И в этом — колоссальная сила изобразительного искусства. Использовать её, сделать действенным оружием в борьбе за мир — такова задача, поставленная временем. Как же мы выполняем её? Оглядываясь на выставки последних лет, можно вспомнить немало впечатляющих произведений, тема которых — борьба за мир, протест против войны. О непреходящем внимании художников к столь животрепещущей проблеме свидетельствуют и такие тематические выставки, как «Сатира в борьбе за мир», «Плакат в борьбе за мир». Но успокаиваться на достигнутом, конечно, нельзя. Ибо, пока существует угроза миру, антивоенные силы не имеют права складывать оружие. А сейчас эта угроза велика, как никогда. Однако практика художественной жизни показывает, что тема борьбы за мир в нашем искусстве не получила ещё достаточно широкого и разнообразного воплощения. В подавляющем большинстве случаев к ней постоянно обращаются плакатисты и сатирики, реже — скульпторы, живописцы и графики-станковисты. Конечно, и плакат, и сатира самой своей спецификой предназначены для моментального и острого отклика на события времени. Станковые виды искусства менее мобильны, они подразумевают, может, несколько замедленный, но более глубокий и психологически убедительный анализ жизненных явлений. Однако это различие в задачах и характере образных решений ни в коей мере не снимает остроты ситуации и гражданской ответственности каждого художника на сохранение мира на земле. Угроза войны и порожденное ею антивоенное движение сегодня составляют очень важную часть жизни планеты. Сейчас, когда ежедневно в разных точках земли бессмысленно и жестоко убивают детей и мирных жителей, когда испепеляющий пожар ядерной войны грозит уничтожить всю планету, антивоенное движение становится фактором огромной значимости. Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо довести до сознания человечества всю необратимость её последствий, надо «бороться за умы». И борьба идёт — напряжённая, полная героики и драматизма. Понять корни этого героизма, оцепить глубину трагедии, которую несёт война, осознать высокую гражданственность борцов за мир, ставящих интересы человечества выше собственного благополучия,— это ли не задача искусства? Задача живописцев, скульпторов, графиков, то есть тех, для кого психологическое исследование человека — главное. Никто не может оставаться в стороне от этой важнейшей проблемы современности. Искусство должно активно, страстно, убедительно бороться за мир во всём мире, за человека, за его будущее. Советские художники всегда шли в ногу с народом, создавали летопись его жизни и свершений, доказывая, что они сыны своего народа. Сейчас художников РСФСР ждет много ответственных смотров. Первый из них — «Художники России в борьбе за мир». В этом году начинаются и зональные выставки. Пройдя по всей огромной территории нашей республики, они продемонстрируют достижения российского искусства на современном этапе. Затем — седьмая «Советская Россия», которая традиционно вберёт в себя все лучшие произведения нашей Федерации. А 1985 год будет ознаменован республиканской и всесоюзной выставками, посвящёнными сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне. Грядёт очень ответственная пора смотров художественных творческих сил России и страны в целом. Подготовкой к ним озабочены творческие союзы и каждый художник. Нет сомнения, что на них появятся новые талантливые произведения, новые имена, и нет сомнения, что на них в полный голос зазвучит главное — гражданственная чуткость, заставляющая творца обращаться к самым острым, важным проблемам современности и в том числе к одной из наиболее жгучей среди них — проблеме сохранения мира на планете.
Журнал «Художник» №4, 1984 г. |