Стили и жанры
|
Зарисовки флотских будней. Художник Владимир Лемешев.18.10.2020
Интерес к морю, повседневному труду советских моряков пробудился у ростовского графика Владимира Николаевича Лемешева еще в годы студенческой практики, когда в начале 60-х годов он впервые попал на Балтику. «Тральщики», «У пирса», «Уголок Лиепаи», «Корчма Петра Первого», «Грузовой причал» — эти небольшие пейзажные этюды, написанные в строгой холодной гамме, передающей характерный цветовой строй Прибалтики, можно считать точкой отсчёта в развитии «флотской» темы у Лемешева. В донских пейзажах, созданных в те же годы («Излучина», «Старые баржи», «Против солнца», «Баркасы»), чувствуется не только пытливое изучение натуры, но и стремление к поэтическому осмыслению каждого мотива. Исполненные в скромной, серебристо-серой гамме, они напоминают пейзажные этюды некоторых передвижников: внимание к деталям и вместе с тем композиционная законченность мотива, цельность живописного тона и ощущение «рукотворности» этюда, тщательного, любовного отношения художника к его живописной поверхности.
К 1965—66 годам относится первое знакомство Лемешева с жизнью Черноморского флота, положившее начало большой, постоянно пополняющейся всё новыми и новыми работами серии пейзажей и портретов, исполненных акварелью, темперой, углём, фломастером. В пейзажных листах цикла преобладает лирическое начало, они менее репортажны, чем портреты, построены на тонких цветовых и тональных отношениях внутри голубовато-серой гаммы («Севастополь в дождь», «На пост» и другие). На исполненных углём лаконичных портретах перед зрителем проходят матросы и старшины — украинцы, русские, армяне, грузины. Одни несколько торжественно позируют художнику, тем самым как бы помогая ему в его работе. Другие показаны в характерной позе, подчёркивающей особенности внешнего облика, или в состоянии оживлённого дружеского общения с художником. Черноморская серия содержит множество быстрых, натурных набросков фломастером и карандашом. Когда смотришь листы походного альбома художника, сам жизненный материал захватывает своей новизной. За каждым рисунком ощущаешь присутствие автора, его живую заинтересованность, пытливость, желание не упустить никакой мелочи. Цвет в акварелях В. Лемешева конца 60-х годов приобретает большую звучность техника исполнения становится свободней и разнообразней по приёмам «размывок» и характеру мазка. В некоторых пейзажах, например, в «Разбуженной тишине» (1969) со стремительно несущимся по взбудораженной водной глади «метеором», проявилось стремление графика к большей эмоциональности, взволнованности в изображении природы. Другие, наоборот, тяготеют к эпическому звучанию («Тишина», 1968). Обращение к офорту для Владимира Лемешева не случайно — он, собственно говоря, и начинал свой путь в искусстве как офортист, ещё в 1963 году в стенах Института имени В. И. Сурикова он выполнил в качестве дипломной работы офортную серию «Мирные крылья», посвящённую гражданской авиации.
В цикле, созданном в 1970 году, художник уделяет большое внимание силуэту, «обыгрывает» разномасштабность деталей. Наиболее интересны, на наш взгляд, листы «На флаг», «Счастливого плавания» и «Эхо войны». В последнем из них лаконичная композиция, в которой доминирует диагональ лодки с моряками, вступающими в смертельно опасную схватку со старой миной, полна внутреннего напряжения, подчёркнутого ритмом беспокойных тёмных бликов на воде. В других офортах серии автор использует развёрнутую, «повествовательную» композицию, показывает отдельные моменты флотской жизни на фоне морского пейзажа. Наиболее плодотворным периодом в творчестве графика можно считать начало 70-х годов. Лемешеву удалось побывать в дальнем плавании на кораблях военно-морского флота. Редкое счастье для художника — увидеть красочные портовые города Чёрного и Средиземного морей, увидеть с моря и острова греческого архипелага, Мраморное море, Дарданеллы, живописный облик Стамбула. Результатом этого дальнего рейса явилась серия акварелей, гуашей и рисунков «В дальнем походе». В лучших работах этого цикла наиболее ярко проявилась характерная черта графики Лемешева — своеобразный сплав репортажности и обобщения, документальной точности и лирического восприятия натуры. Среди входящих в него листов есть и повествовательные, более документальные работы («На камбузе», «Автоматный расчёт»), и лаконичные, построенные на выразительном соотношении силуэтов и основных композиционных масс, акварели пейзажно-жанрового характера («Заря», «С дружеским визитом», «Севастопольский вальс»). Большое место в серии отведено и «чистому» пейзажу. В акварелях «Навстречу шторму», «Море Средиземное», «Тихий вечер», «В южных широтах» ветер, облака, поверхность воды показаны неразрывно слитными. В колорите заметно декоративное начало, напряжённость цветовых отношений выше, чем в работах предшествующих лет.
В исполненных фломастером на тонированной бумаге зарисовках южных портовых городов нет увлечения заморской экзотикой. Главное внимание художника привлекают люди, их своеобразный облик, оживленный ритм городских улиц и площадей. Зоркий глаз публициста подмечает и социальные контрасты («Рынок», «Тихий транспорт», «Продавец сладостей» и другие). Эти рисунки очень живы и непосредственны, их композиция зачастую строится на соотношении контрастных масштабов (например, высокой пальмы и крохотных фигурок людей), цвет использован скупо, но выразительно. Каждый год Владимир Лемешев бывает в речных портах Волгодонского пароходства, создаёт портреты и жанровые зарисовки повседневной жизни донских речников. Среди его работ последних лет выделяются композиционные портреты темперой «Капитан Т. Волошин и старпом В. Чередниченко», «Капитан второго ранга Р. С. Хахуташвили», «Герой Социалистического Труда К. Т. Осадзе», где персонажи показаны крупным планом, занятые своим обычным делом, в рабочей, привычной обстановке.
Найти свою тему очень важно художнику. Для Владимира Лемешева «своими» стали будни советского флота. В каждодневной жизни моряков он сумел увидеть немало эстетически ценного. Подтверждение тому — его портреты, пейзажи, жанровые композиции.
Ю. РУДНИЦКАЯ Журнал «Художник» №4, 1984 г. |