Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Зарисовки флотских будней. Художник Владимир Лемешев.

18.10.2020

 

Интерес к морю, повседневному труду советских моряков пробудился у ростовского графика Владимира Николаевича Лемешева еще в годы студенческой практики, когда в начале 60-х годов он впервые попал на Балтику. «Тральщики», «У пирса», «Уголок Лиепаи», «Корчма Петра Первого», «Грузовой причал» — эти небольшие пейзажные этюды, написанные в строгой холодной гамме, передающей характерный цветовой строй Прибалтики, можно считать точкой отсчёта в развитии «флотской» темы у Лемешева. В донских пейзажах, созданных в те же годы («Излучина», «Старые баржи», «Против солнца», «Баркасы»), чувствуется не только пытливое изучение натуры, но и стремление к поэтическому осмыслению каждого мотива. Исполненные в скромной, серебристо-серой гамме, они напоминают пейзажные этюды некоторых передвижников: внимание к деталям и вместе с тем композиционная законченность мотива, цельность живописного тона и ощущение «рукотворности» этюда, тщательного, любовного отношения художника к его живописной поверхности.

В.Н. Лемешев «Яхт-клуб на Дону» 1975 г.
В.Н. Лемешев «Яхт-клуб на Дону» 1975 г.

К 1965—66 годам относится первое знакомство Лемешева с жизнью Черноморского флота, положившее начало большой, постоянно пополняющейся всё новыми и новыми работами серии пейзажей и портретов, исполненных акварелью, темперой, углём, фломастером.

В пейзажных листах цикла преобладает лирическое начало, они менее репортажны, чем портреты, построены на тонких цветовых и тональных отношениях внутри голубовато-серой гаммы («Севастополь в дождь», «На пост» и другие).

На исполненных углём лаконичных портретах перед зрителем проходят матросы и старшины — украинцы, русские, армяне, грузины. Одни несколько торжественно позируют художнику, тем самым как бы помогая ему в его работе. Другие показаны в характерной позе, подчёркивающей особенности внешнего облика, или в состоянии оживлённого дружеского общения с художником.

Черноморская серия содержит множество быстрых, натурных набросков фломастером и карандашом. Когда смотришь листы походного альбома художника, сам жизненный материал захватывает своей новизной. За каждым рисунком ощущаешь присутствие автора, его живую заинтересованность, пытливость, желание не упустить никакой мелочи.

Цвет в акварелях В. Лемешева конца 60-х годов приобретает большую звучность техника исполнения становится свободней и разнообразней по приёмам «размывок» и характеру мазка.

В некоторых пейзажах, например, в «Разбуженной тишине» (1969) со стремительно несущимся по взбудораженной водной глади «метеором», проявилось стремление графика к большей эмоциональности, взволнованности в изображении природы. Другие, наоборот, тяготеют к эпическому звучанию («Тишина», 1968).

Обращение к офорту для Владимира Лемешева не случайно — он, собственно говоря, и начинал свой путь в искусстве как офортист, ещё в 1963 году в стенах Института имени В. И. Сурикова он выполнил в качестве дипломной работы офортную серию «Мирные крылья», посвящённую гражданской авиации.

В.Н. Лемешев «Под крылом» Из серии «Мирные крылья» Офорт. 1963 г.
В.Н. Лемешев «Под крылом» Из серии «Мирные крылья» Офорт. 1963 г.

В цикле, созданном в 1970 году, художник уделяет большое внимание силуэту, «обыгрывает» разномасштабность деталей. Наиболее интересны, на наш взгляд, листы «На флаг», «Счастливого плавания» и «Эхо войны». В последнем из них лаконичная композиция, в которой доминирует диагональ лодки с моряками, вступающими в смертельно опасную схватку со старой миной, полна внутреннего напряжения, подчёркнутого ритмом беспокойных тёмных бликов на воде. В других офортах серии автор использует развёрнутую, «повествовательную» композицию, показывает отдельные моменты флотской жизни на фоне морского пейзажа.

Наиболее плодотворным периодом в творчестве графика можно считать начало 70-х годов. Лемешеву удалось побывать в дальнем плавании на кораблях военно-морского флота. Редкое счастье для художника — увидеть красочные портовые города Чёрного и Средиземного морей, увидеть с моря и острова греческого архипелага, Мраморное море, Дарданеллы, живописный облик Стамбула.

Результатом этого дальнего рейса явилась серия акварелей, гуашей и рисунков «В дальнем походе». В лучших работах этого цикла наиболее ярко проявилась характерная черта графики Лемешева — своеобразный сплав репортажности и обобщения, документальной точности и лирического восприятия натуры.

Среди входящих в него листов есть и повествовательные, более документальные работы («На камбузе», «Автоматный расчёт»), и лаконичные, построенные на выразительном соотношении силуэтов и основных композиционных масс, акварели пейзажно-жанрового характера («Заря», «С дружеским визитом», «Севастопольский вальс»).

Большое место в серии отведено и «чистому» пейзажу. В акварелях «Навстречу шторму», «Море Средиземное», «Тихий вечер», «В южных широтах» ветер, облака, поверхность воды показаны неразрывно слитными. В колорите заметно декоративное начало, напряжённость цветовых отношений выше, чем в работах предшествующих лет.

В.Н. Лемешев «Навстречу шторму» 1972 г.
В.Н. Лемешев «Навстречу шторму» 1972 г.

В исполненных фломастером на тонированной бумаге зарисовках южных портовых городов нет увлечения заморской экзотикой. Главное внимание художника привлекают люди, их своеобразный облик, оживленный ритм городских улиц и площадей. Зоркий глаз публициста подмечает и социальные контрасты («Рынок», «Тихий транспорт», «Продавец сладостей» и другие). Эти рисунки очень живы и непосредственны, их композиция зачастую строится на соотношении контрастных масштабов (например, высокой пальмы и крохотных фигурок людей), цвет использован скупо, но выразительно.

Каждый год Владимир Лемешев бывает в речных портах Волгодонского пароходства, создаёт портреты и жанровые зарисовки повседневной жизни донских речников. Среди его работ последних лет выделяются композиционные портреты темперой «Капитан Т. Волошин и старпом В. Чередниченко», «Капитан второго ранга Р. С. Хахуташвили», «Герой Социалистического Труда К. Т. Осадзе», где персонажи показаны крупным планом, занятые своим обычным делом, в рабочей, привычной обстановке.

В.Н. Лемешев «Капитан Т. Волошин и старпом В. Чередниченко» 1978 г.
В.Н. Лемешев «Капитан Т. Волошин и старпом В. Чередниченко» 1978 г.

Найти свою тему очень важно художнику. Для Владимира Лемешева «своими» стали будни советского флота. В каждодневной жизни моряков он сумел увидеть немало эстетически ценного. Подтверждение тому — его портреты, пейзажи, жанровые композиции.

 

Ю. РУДНИЦКАЯ

Журнал «Художник» №4, 1984 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..