Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Поэту посвящается

28.10.2020

 

В декабре 1983 года исполнилось 180 лет со дня рождения русского поэта Ф. И. Тютчева, жизнь и творчество которого связаны с его родовым имением Овстуг, расположенным вблизи Брянска. Каждый приезд в усадьбу заново открывал Тютчеву «зачарованный мир детства». Многие известные строки созданы им в Овстуге и его окрестностях.

Сейчас здесь постоянно работает группа брянских художников, которых привлекает красота мемориального парка, природа, созвучная образам тютчевской поэзии, сама память о поэте. Посещают Овстуг и московские живописцы, уроженцы Брянщины

А. и С. Ткачёвы. Этот уголок дорог им памятью об отце П. А. Ткачёве, заведовавшем в 20-е годы сельской избой-читальней. Его рассказы о становлении Советской власти в деревне помогли художникам в создании тематических полотен, посвящённых колхозному строительству. Овстуг, старый и новый, многое значит в их творческой биографии.

Итогом напряжённого труда коллектива Брянской организации СХ РСФСР стала состоявшаяся в областном художественном музее выставка, посвящённая юбилею поэта. Её работа явилась началом обширной культурной программы тютчевских дней на Брянщине.

Одно из центральных мест в экспозиции занял портрет Тютчева, созданный А. и С. Ткачёвыми. Его композиция, колористическое решение напоминают о лучших традициях этого жанра в русском искусстве второй половины XIX столетия. Поэт показан человеком, познавшим и радости, и горечь. Его взгляд несёт в себе печать нелёгких раздумий и «сердца горестных замет».

Известно, что для Тютчева близкие люди были «жизнью сердца, жизнью чувства», им посвящены многие его бессмертные стихи. Образы людей, сыгравших столь важную для творчества поэта роль, предстают на портретах, созданных брянскими художниками. Среди них выделяются произведения скульптора А. Кобелинца, воссоздавшего облик Н. А. Бирилёва и М. Ф. Бирилёвой, дочери Тютчева. В трактовке образа Н. А. Бирилёва, морского офицера, героя Крымской войны, ощущается ориентация на образцы классического скульптурного портрета с присущими ему тщательностью проработки деталей, документальной точностью в передаче черт лица модели, фронтальной постановкой бюста. М. Ф. Бирилёва охарактеризована скульптором как женщина мечтательная, исполненная топкой душевности. Важный смысловой элемент композиции — книга, которую она бережно держит в руках. Поклонница тургеневских героинь, любимая дочь поэта всей своей короткой жизнью показала яркий пример верности долгу, служению общественным интересам и любви к народу.

Тема многих экспонированных работ — Овстуг и его окрестности. В офорте Е. Антонова «Тютчевские места. Пруд.» детально точное изображение натурного мотива сочетается с лиризмом его трактовки. Настроением лёгкой грусти проникнута гравюра «Овстуг. Музей Ф. И. Тютчева» В. Сидорова. Овстугский пейзаж с характерной пластикой невысоких холмов, прозрачностью редких берёзовых рощиц запечатлен в живописных произведениях А. и Г. Обрезумовых. Картина «Берёзовая роща в Овстуге» А. Обрезумовой перекликается со строками поэта: «...Стоят обвеяны берёзы, /Воздушной зеленью сквозной, /Полупрозрачною, как дым...» Пейзаж является существенным компонентом в раскрытии образа основателя и бессменного руководителя мемориального тютчевского музея В. Д. Гамолина на портрете, написанном А. Обрезумовой.

Найти в Овстуге мотивы, созвучные тютчевским «пейзажам в стихах», и выразить их языком живописи сумели В. Лаворько и Ю. Махотин. Мягкий золотистый свет, разлитый в пейзаже Махотина «И лучезарны вечера», сообщает холсту цельность и звучность. Живописец передал редкое в осенние дни состояние «короткой, но дивной поры», когда особенно ощутима красота природы среднерусской полосы. Лаворько привлекли былинные курганы славянского поселения Вщиж неподалёку от Овстуга. Не исключено, что именно с ними связаны тютчевские строки: «...Что уцелело, что дошло до нас? /Два-три кургана, видимых поднесь... /Да два-три дуба выросли на них...» Обобщение сочетается в картине Лаворько «Древние курганы» с непосредственностью, эмоциональностью первого впечатления.

Овстугские пейзажи А. и С. Ткачёвых позволяют увидеть творческую индивидуальность каждого из живописцев, известных прежде всего произведениями, созданными в соавторстве.

Алексей Ткачёв стремится к широкому панорамному изображению природы («Голубые дали», «Она полнеба охватила»), Сергей Ткачёв предпочитает фрагментарность композиции, контрастные натурные мотивы. В его полотне «Цветущий сад», где большая крона майской яблони почти укрывает своими ветвями старый дом, передано тютчевское представление о вечности, постоянном обновлении природы.

В экспозиции был показан цикл иллюстраций Ф. Константинова к сборнику стихотворений поэта. Выполненные в 1946 году, они выдержали проверку временем. В миниатюрных, ювелирно тонких гравюрах, пронизанных светом, выразилось тяготение иллюстратора к лирическому восприятию красоты природы, воспетой Тютчевым.

Брянского графика В. Провидохина в творчестве поэта привлекает философская сложность, сближение человеческих переживаний с «душой природы». Линогравюры представленной им на выставку серии «Десять дум» по мотивам стихотворений Тютчева построены на соединении изобразительных элементов с текстом. Лист, посвящённый стихотворному обращению к Н. Щербине, «эллинскому узнику», поэту, воспевавшему античность,— лучший в цикле.

Сложными ассоциативными ходами связаны с тютчевской поэзией произведения художников Дятьковского хрустального завода. К давней традиции ввода в декор изделий природных мотивов обратился Е. Шувалов. В наборе «Овстуг» каждый из тонко награвированных декоративных элементов обрамлён ритмически чередующимися линиями алмазной грани. Чистота хрусталя, совершенство форм сопоставимы с высоким стилем тютчевской лирики.

В. Погребный в декоративной композиции «И гаснет цвет, и звук немеет в оцепененье ледяном» представляет стекло в его застывшем кристаллическом состоянии. Наплывы на поверхности изделий подчёркивают пластику и весомость их форм. В. Котов, много работающий в области тематических композиций из стекла, показал работу «Набережная Мойки, 12».

Юбилейная тютчевская выставка свидетельствует о хорошем творческом потенциале брянских художников. Значительное число её экспонатов в дальнейшем войдет в музейные собрания. Им предстоит долгое общение с брянским зрителем, любящим родной край и его культуру.

 

Л. УДАЛОВА

Журнал «Художник» №5, 1984 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..