Стили и жанры
|
Томский художник В. Черёмин об истории создания одной из его картин14.11.2020
Мы, томичи, всегда стремимся видеть и знать всё новое, что возникает в нашем крае. Жизнь и быт нефтяников волнует каждого художника Сибири со времени появления первых буровых. Живописцы н графики не раз выезжали в те места, где начиналась стройка, где закипала новая жизнь, бывали и в городе нефтяников Стрежевом. Еще в 60-е годы мы с В. Гроховским побывали на Васюганских нефтяных вышках, привезли много этюдов и рисунков, сделали ряд работ. Жизнь буровиков как будто бы хорошо нам знакома. Но, получив ответственный заказ, невозможно оказалось работать по этюдам и рисункам прошлых лет. Необходимо было выехать и всё увидеть своими глазами, всё пережить и понять сызнова. За минувшее время в Томской области дали нефть новые буровые скважины, стали известии новые имена героев. На этот раз мне пришлось начать с Нарыма — места бывшей ссылки политических. Сделав ряд этюдов в Нарыме и в селе Тегульдете на нефтеперегонной станции, я прилетел в Цудино, откуда начинаются многие маршруты геофизиков и нефтяников. Здесь — база нефтяного края. Здесь живут смелые, стойкие, отзывчивые люди. На вертолёте облетел я восемь буровых и остановился на самой дальней — Елей-Ергайской. Здесь, в глухой тайге, среди кедров и сосен, проводилось впервые глубокое бурение. Стал я жить в балках вместе с мастерами бурения. Рисовал, писал этюды, думал. Именно так — в дороге, в движении — чаще всего рождаются у меня замыслы. И однажды возникла идея написать эту землю настоящих людей — Васюганье. С борта вертолёта, из иллюминатора самолёта особенно остро видишь, сознаёшь, какой неповторимой, несказанной шири и красы край распахнут перед тобой. Проплывают внизу тёмные массивы кедрачей, сосновый бор, тянутся непроходимые болота с разноцветьем мхов, осинники светлеют. Прихотливы русла таёжных речек, что текут, торопясь соединиться с вольной Обью. И всё это — наше Васюганье. И хотелось писать суровый, пленительный образ земли, чтобы видели, знали люди, как могуч и хорош край, где они живут и работают. Где долгими зимами белое полотно земли как по линейке перерезано просеками геофизиков, где к нефтяным вышкам грузы и оборудование можно подвозить только в пору жестоких морозов по «зимникам», когда на градуснике минус 40—50° и карандаш скользит по бумаге, не оставляя следа. Потом, решая композицию, вспомнил разные состояния и времена, и было боязно приступать к картине. Даже когда рисунок был переведён на холст и этюды стояли вкруг мольберта, одолевали ещё сомнения: справлюсь ли? По силам ли? Победила убеждённость: о нашем сегодняшнем дне, об этой земле героев нужно рассказать правдивым языком, ясным и для современников и для тех, кто сменит нас.
В. ЧЕРЁМИН Журнал «Художник» №8, 1984 г. |