Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Пейзажист и театральный декоратор Михаил Ильич Бочаров

28.11.2020

Два призвания

 

Среди плеяды мастеров кисти второй половины XIX века но праву можно назвать Михаила Ильича Бочарова, пейзажиста и театрального декоратора, оставившего след в истории русского искусства.

О ранних годах его жизни сохранилось мало сведений. Считалось, что он родился и купеческой семье в Москве, однако Вера Алексеевна Саврасова, вторая жена Бочарова, указывает в своих воспоминаниях на крестьянское происхождение художника: «Отец его — крестьянин Тульской губернии. Епифанского уезда, был приказчиком у своего помещика, закупавшего скот и отправлявшего его в Москву. Мать его — дворовая девушка Кира, рукодельница и красавица...».

Художник получил образование первоначально в Московском училище живописи и ваяния, где прилежно занимался у замечательного педагога того времени К. Рабуса, а затем — в Академии художеств, куда поступил вольным слушателем в 1852 году по окончании Училища. В Академии художеств он обучался у известного пейзажиста-романтика М. Воробьёва, а после его смерти — у С. Воробьёва.

Одним из ранних произведений Бочарова является «Вид па Московский Кремль ночью» (1849, Третьяковская галерея). На фоне освещенных лунным светом облаков чётко вырисовываются две остроконечные башни Московского Кремля. Картина выполнена под прямым влиянием К. Рабуса, мастера ночных пейзажей, настоящего виртуоза в передаче лунного света и ночного освещения. Это особенно ощутимо, если сравнить пейзаж Бочарова с полотном К. Рабуса «Вид Спасской башни в Московском Кремле при луне» (Русский музей) — полная идентичность сюжетов, композиции, колорита этих картин очевидна.

Следует отметить, что влияние романтизма весьма заметно в творчестве московских пейзажистов середины ХIХ века, оно проявляется в интересе к изображению сумерек, розовых закатов, грозы, лунного света, придающих городскому пейзажу романтическую таинственность, взволнованность. Влияние романтизма сказывается в изменении самого характера пейзажей, где всё чаще отдаётся предпочтение изображению обыкновенных домов и улиц, жилищ частного человека; пейзаж постепенно обретает социальную окраску.

В этой связи представляет интерес другая ранняя картина Бочарова — «Вид с Воробьёвых гор в Москве» (1853, Исторический музей, Москва). Давая панорамный вид Москвы середины XIX века, тонущий в воздушной дымке, автор не забывает при этом показать на переднем плане лачуги, верстовой столб у дороги, едущую повозку с еле бредущей лошадью, отдельных людей. Быть может, здесь сказались впечатления и воспоминания нелёгкого детства художника, когда он десятилетним мальчиком выезжал по делам вместе с   отцом в провинцию.

За это произведение автор был удостоен Советом Академии художеств Малой серебряной медали и звания неклассного художника.

В апреле 1858 года выпускник Академии Бочаров был награждён Большой золотой медалью за пейзаж «Ай- Петри на южном берегу Крыма близ Алупки» (Русский музей) и получил право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Произведение эго является лучшим в раннем творчестве Бочарова и одним из лучших в наследии мастера. И хотя в известной мере живописец отдаёт здесь дань романтизму (горный мотив с фигурой женщины в восточном костюме, сидящей у дверей хижины, причудливые скалы и камин), картина в целом правдиво, убедительно, «осязаемо» передаёт природу. Большое впечатление производит гора Ай-Петри, розоватая вершина которой подобно венцу всего этого чарующего зрелища устремилась в облачное небо... Лес, плотным кольцом окружающий подножие горы, рощицы буковых деревьев, теснящихся по ущельям, оттеняют светлые массивы Ай-Петри. При всей сложности композиционного и колористического решения пейзаж воспринимается как единое целое. Картина экспонировалась и 1858 году на выставке в Академии художеств вместе с двумя другими работами Бочарова «Аюдагский залив в Крыму» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума».

География пейзажей у Бочарова довольно обширна: Москва и её окрестности, Поволжье, Крым, окраины Петербурга, а также виды Италии и Швейцарии — тех стран, где продолжал своё образование молодой живо-писец по окончании Академии художеств.

Летом 1850 года Михаил Ильич Бочаров с первой женой, Аделаидой Карловной Герц, уехал за границу, где посещал студии известных живописцев: Гильдебрандта, Циммермана, Шлейха в Мюнхене, профессора А. Ахенбаха в Дюссельдорфе., Некоторое время художник брал уроки у знаменитого пейзажиста Калама жившего в Женеве. Главным же образом Бочаров изучал музеи и писал этюды с натуры, жадно впитывал всё, что могла дать в этом отношении Западная Европа.

Вернувшись в 1863 году в Россию, художник был удостоен звания академика пейзажной живописи за семь картин, представленных на персональной выставке. Из них лишь одна — «Вид в римской Кампанье» (1863, Третьяковская галерея) дошла до нас. И в ней проявился интерес художника к панорамному видению природы — черта, характерная для творчества Бочарова, особенно раннего периода и, несомненно, унаследованная от М. Воробьёва, столь любившего панорамные пейзажи.

За свою творческую жизнь Михаил Бочаров исполнил множество пейзажей, большинство из которых написано с натуры. В основном они написаны маслом, но многие выполнены гуашью, темперой. итальянским карандашом, акварелью.

В отделе рисунка Русского музея в Ленинграде хранится пять графических работ художника. Очарование крымской природы, поэтичность одного из её самых прославленных уголков хорошо переданы в пейзаже «Гурзуф» (ит. кар., граф., гуашь). IИ хотя Бочаров не был маринистом, всё же в ряде крымских пейзажей он отдал дань великой стихни.

В 1864 году художник был принят декоратором в Мариинский оперный театр (ныне Театр оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде), где проработал более тридцати лет, вплоть до смерти. Наивысшими достижениями художника в этой области творчества по праву считаются декорации к операм Л. Серова «Вражья сила», П. Чайковского «Иоланта», «Кузнец Вакула», Рим с к о го-Корсакова «Снегурочка», Гуно «Фауст». Д. Россини «Вильгельм Телль.» и к ряду других спектаклей.

В работе над театральными декорациями художник широко использует натурные зарисовки. Декорации Бочарова в высшей степени лиричны и подлинно национальны. Он был, в частности, как считали современники, непревзойденным мастером изображении русской зимы. В этом смысле заслуживает внимания эскиз декорации к «Прологу» (опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Гос. театральный музей им. А. Бахрушина, Москва). Полная лупа освещает заснеженную долину, лес, спящее село. Художник даёт величавую картину русской зимы во всем её сказочном великолепии. Здесь как бы сливаются воедино действительность и сказочность, реальность и фантазия.

В 1881 году Бочаров приступил к работе над декорациями и для Большого театра. Однако искусство этого мастера было достоянием не только обеих столиц, но и провинции. Большим успехом у зрителей пользовался занавес для Казанского городского театра на тему пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». К большому огорчению казанцев, занавес, сгорел при пожаре театра летом 1919 года.

В декабре 1888 года в Мариинском театре Бочарову был дан полный бенефис. В этот вечер шла опера «Вильгельм Телль», декорации к которой выполнил юбиляр. За несколько десятилетий работы в Мариинском театре Бочаров написал 188 декораций к 95 постановкам, завоевав популярность у зрителей и высокую оценку критики того времени. Художник оставил после себя школу отечественных декораторов, верную заветам наставника. Он мечтал о том времени, когда декорационная живопись, отстававшая в своём развитии от живописи станковой, станет с ней в один ряд, и всё сделал для осуществления этой мечты.

Бочаров умер в 1895 году, в тот период, когда реализм завоевывал в русском театрально-декорационном искусстве ведущие позиции, когда в театре начинали работать такие мастера, как братья Васнецовы, К. Коровин, М. Врубель и другие. И хотя Бочаров не был свидетелем грандиозных перемен в театре, семена, брошенные им, не пропали, дав замечательные всходы. Ибо, как справедливо писал о нём журнал «Исторический вестник», «...в особенную заслугу ему нужно поставить то, что благодаря его даровитому мастерству, декорационная живопись, находившаяся прежде в руках иностранцев-декораторов. немцев и итальянцев, за последнее десятилетие вступила на путь самостоятельности...».

 

Р. ДЕВЛЕТОВ

Журнал «Художник» №8, 1984 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..