Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ВОСПЕВАЯ КРАЙ РОДНОЙ. ХУДОЖНИК ЕФРЕМ ЗВЕРЬКОВ.

11.12.2020

Ефрем Иванович Зверьков 1 февраля 1921 г. - 31 июля 2012 г.
Ефрем Иванович Зверьков 1 февраля 1921 г. - 31 июля 2012 г.

Характер человека, а тем более художника, во многом зависит от природы, в которой он рос. Природа Отчизны, окружающая с рождения, незримо присутствует в нас всю жизнь. То, что любимо с детства, остается самым ценным в мировосприятии и в зрелые годы.

Когда-то в детстве увидел Ефрем Зверьков репродукцию «Золотой осени» И. Левитана, привезённую отцом из города. Эта картина многое объяснила парнишке, который родился и рос в крохотной деревеньке Нестерово, в глуши тверских земель. Может быть, «Золотая осень» и предопределила его будущую судьбу.

Ефрем Зверьков  «Золотая осень»  Холст, масло. 90х100 см  1975 г.
Ефрем Зверьков «Золотая осень» Холст, масло. 90х100 см 1975 г.

До этого всё в жизни Ефрема было так просто и естественно: стелившиеся под высоким небом луга и вспаханные поля с перелесками, узкая речка Шостка с илистыми берегами являлись частицей вольного детства, будто устроенного для бесхитростных забав.

Ефрем Зверьков  «На родине» Холст, масло. 90х100 см  1972 г.
Ефрем Зверьков «На родине» Холст, масло. 90х100 см 1972 г.

Но вот в комнате повесили картину... Она внесла в душу неизъяснимое волнение. Она тянула к себе. Зверьков вспоминает: «Совсем ребёнком я безотчётно воспринимал в нашем деревенском пейзаже то, что, может быть, без этого произведения никогда и не осознал бы, или случилось бы это много позднее и не так цельно. В картине мне открылось то особое настроение тихой радости с оттенком какой-то скрытой грусти, или, может быть, даже тоски, которые свойственны нашей северной осени. Я это чувствовал всем моим существом и, бывало, подолгу рассматривал её... Я знал картину почти наизусть».

Ефрем Зверьков  «Тёплая осень»  Холст, масло. 97 х 106 см 1991 г.
Ефрем Зверьков «Тёплая осень» Холст, масло. 97 х 106 см 1991 г.

Тогда же полюбил Ефрем и книги. С первого же знакомства с русской литературой захватили его яркие, зримые, почти осязаемые пейзажные картины поэзии Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина.

Природа... Её светлый мир нашёл Зверьков и в народном искусстве: сначала в детских сказках, песнях, что звучали вечерами на селе, потом в поэтических образах древних сказаний и былин.

Пейзаж — один из наиболее традиционных жанров русской школы живописи, давший мировому искусству блестящую плеяду мастеров.

Глубоко традиционно и творчество Зверькова. Его пейзажному искусству присуще восприятие природы подлинно русского склада. В работах художника звучит мысль о единстве земли и человека.

Произведения Зверькова не есть изображения природы вне времени и национальной окраски. Каждый выбранный художником мотив природы является почти «портретным» изображением конкретного места в краях, дорогих сердцу живописца.

Ефрем Зверьков «У села Большие Бельничи» 1957 г.
Ефрем Зверьков «У села Большие Бельничи» 1957 г.

Раздолье русских полей и свежесть перелесков, весенний разлив реки и едва слышное биение лесного ручья, трепетный шелест берёзовых рощ... Красота родной природы — вот главная тема произведений Ефрема Ивановича Зверькова, ныне народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

Ефрем Зверьков  «Весенний паводок»  Холст, масло. 80х100 см  1989 г.
Ефрем Зверьков «Весенний паводок» Холст, масло. 80х100 см 1989 г.

Своими любимыми учителями художник считает Константина Первухина и Аркадия Пластова. Но общий для каждого из них восторг перед лицом природы выразил по-своему. Своеобразно претворяет он в творчестве традиционную линию русского «пейзажа настроения», ведущую начало от Саврасова и Васильева.

В пейзажах Зверькова обращает на себя внимание тонкая поэтичность восприятия и трактовки натуры. Произведения его подобны сонетам в поэзии. Они несут эмоциональное выражение содержания.

Действительность — основа творчества художника. Она подсказывает, настраивает, побуждает его воображение. Неустанное обращение к реальности не даёт оскудеть мысли, увянуть краскам. В поисках новых мотивов Зверьков руководствуется принципом, который выражен в строках одного из любимых им поэтов — Ивана Никитина:

Пойми живой язык природы —

И скажешь ты: прекрасен мир!

Ефрем Зверьков  «На Тверской земле» Холст, масло. 90х120 см  1992 г.
Ефрем Зверьков «На Тверской земле» Холст, масло. 90х120 см 1992 г.

Каждый исторический отрезок времени порождает свои эстетические вкусы и критерии, характеризующие эпоху. По творческим устремлениям Зверьков принадлежит к поколению советских живописцев, прошедших трудные дороги Великой Отечественной войны. Прежде чем заняться творчеством, этому поколению необходимо было завоевать, казалось бы, естественное право жить. Там, на войне, родилось чувство личной ответственности за сохранение первозданной красы родной земли. Будь то песня жаворонка, первый весенний росток или шорох падающих снежинок. Это же чувство легло в основу собирательного образа Родины, который присутствует не только в отдельных работах, а свойствен творческому миру Зверькова в целом.

Ефрем Зверьков  «Каргополь. Монастырь.»  Холст, масло. 1964 г.
Ефрем Зверьков «Каргополь. Монастырь.» Холст, масло. 1964 г.

Лирика художника нежно-задумчива, но живопись его скорее эпична, чем камерна. В ней выражены чувства и мысли нашего современника, который, как правило, не удовлетворяется простым изображением красивого «вида», этюдной фиксацией минутных впечатлений, а стремится к созданию пейзажа — размышления, в котором изображение природы обретает характер картины со всеми присущими ей качествами. Вот почему так современны его «чистые» пейзажи с традиционными мотивами времён года.

И это следствие жизненных принципов Зверькова, который никогда не замыкался в кругу узкопрофессиональных интересов. Его общественная деятельность не менее известна, чем творчество. И то и другое в равной степени плодотворно.

Ефрем Иванович Зверьков сейчас в расцвете творческих сил, в поиске, основанном на выводах почти тридцатилетней творческой жизни. Предстоит большая работа и на натуре, на природе. «Только там,— считает художник,— можно открыть что-то новое в себе».

И сегодня на просёлочных дорогах Калининской или Рязанской областей можно встретить скромно одетого человека, идущего размеренной походкой. Время от времени он останавливается, чтобы внимательным взором охватить равнинные просторы с низкой оторочкой осеннего леса на сходе неба и земли, прислушаться к песне жаворонка, вдохнуть напоённый запахами полевых цветов воздух... По внешнему виду не сразу определишь профессию: то ли учитель, то ли механизатор или агроном. Но обязательно почувствуешь, что это не случайный путник, а человек, кровно связанный со своей землей.

И лишь небольшой ящик с красками в руках подскажет, что перед нами художник.

 

И. ФИЛОНОВИЧ

Журнал «Юный художник» № 11.  1982 г.

 

Е.И. Зверьков на своей персональной выставке
Е.И. Зверьков на своей персональной выставке

Ефрем Зверьков  «Свет вечерний» Холст, масло. 90,2х100,3 см  1987 г.
Ефрем Зверьков «Свет вечерний» Холст, масло. 90,2х100,3 см 1987 г.

Ефрем Зверьков  «Пейзаж с лодкой» Холст, масло. 70х85 см  1966 г.
Ефрем Зверьков «Пейзаж с лодкой» Холст, масло. 70х85 см 1966 г.

Ефрем Зверьков  «Весна на пашне» Холст, масло. 70х80 см   1978 г.
Ефрем Зверьков «Весна на пашне» Холст, масло. 70х80 см 1978 г.

Ефрем Зверьков  «Опушка» Холст, масло. 90х90 см  1987 г.
Ефрем Зверьков «Опушка» Холст, масло. 90х90 см 1987 г.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..