Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Лев КОТЛЯРОВ «ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ»

13.12.2020

Лев Котляров «Всесоюзный съезд Советов»
Лев Котляров «Всесоюзный съезд Советов»

Гости столицы, конечно, мечтают попасть на спектакль в Большой театр, во всяком случае, не упустят возможности побывать возле совершенного по красоте здания — образца русской архитектуры середины XIX века,— увенчанного великолепной квадригой работы скульптора П. Клодта.

ГАБТ — самый крупный музыкальный театр страны — прославлен блестящими постановками классического оперного и балетного искусства. Но он знаменит и тем, что в его стенах более 30 раз выступал Владимир Ильич Ленин, здесь также произошло одно из самых важных и волнующих событий в истории Страны Советов. О нём сообщают лаконичные строки мемориальной доски: «В Большом театре СССР Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года провозгласил образование СССР и принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик».

Необыкновенное воодушевление представителей российской, украинской, белорусской делегаций, посланцев Закавказской Федерации сопутствовало политически яркой и деловой обстановке съезда. М. И. Калинин тогда сказал: «Целые тысячелетия прошли с тех пор, как лучшие умы человечества бьются над теоретической проблемой в поисках форм, которые дали бы народам возможность без величайших мук, без взаимной борьбы жить в дружбе и братстве. Только сейчас, в сегодняшний день, практически закладывается первый камень в этом направлении».

Это историческое событие стало темой полотна московского живописца, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Льва Серафимовича Котлярова.

Его постоянно привлекают образы замечательных людей партии Ленина, значительные события борьбы за Советскую власть.

Вот уже много лет художник успешно развивает традиции батальной и исторической живописи. Он автор картины «Семья Ульяновых», композиций, посвящённых выдающимся революционным военачальникам М. Фрунзе, Ф. Дзержинскому, В. Блюхеру, М. Тухачевскому, П. Дыбенко, С. Вострецову. Многих из них мы снова можем видеть запечатлёнными в картине «Всесоюзный съезд Советов. Образование СССР». А всего на этом холсте художником написано 43 портрета делегатов съезда.

Кропотливым, многотрудным был предварительный этап — поиски и изучение исторических материалов, архивных документов, сохранившихся фотографий, музейных экспонатов и литературных описаний. Пришлось досконально исследовать характер одежды 20-х годов, военной формы, постичь самый дух времени, его эмоциональные и конкретные черты.

 Лев Котляров отказался от вполне логичного и прямого решения темы съезда в процессе его работы, в кульминационный момент провозглашения важнейших документов. Не увлекло его и воспроизведение торжественного интерьера здания, неоднократно реализованное другими советскими мастерами в аналогичной тематической ситуации. В ходе раздумий над эскизом пришла счастливая мысль донести образы и состояние участников съезда в форме многофигурного группового портрета. Другой удачей была чёткая, хорошо продуманная композиция картины — герои изображены на парадной лестнице театра возле колонн. Ступени лестницы подсказали ярусное расположение делегатов, естественное распределение их небольшими группами, раскрывающее состояние общего подъёма, товарищеской беседы, обмена впечатлениями.

Мастерски, индивидуально-неповторимо выполнены портреты В. Антонова-Овсеенко, С. Будённого, К. Ворошилова, Ф. Дзержинского, М. Калинина, С. Кирова, Г. Котовского, А. Луначарского, Н. Нариманова, Г. Орджоникидзе, Н. Подвойского, И. Сталина, М. Тухачевского, М. Фрунзе.

Владимир Ильич Ленин непосредственно не участвовал в работе съезда из-за тяжёлой болезни, но был избран почётным председателем. Делегаты отправили в Горки горячее приветствие вождю. А он продиктовал свои заметки «К вопросу о национальностях или об «автономизации». Ленин незримо присутствует и в картине как главный вдохновитель создания многонационального единого государства.

— Основной задачей в работе над картиной я считал воплощение подлинного духа великого исторического момента,— рассказывает Лев Серафимович,— Очень важно было донести до зрителя и характерное портретное сходство, и психологическую достоверность происходящего, и реальную предметную среду эпохи. В этом помогло многое — частые посещения музеев, многочисленные этюды и зарисовки, композиционные поиски. Вдохновлял великий опыт мастеров прошлого. И прежде всего групповые портреты Хальса, Рембрандта, Репина, являющиеся для каждого современного мастера многофигурной портретной композиции примером высокого профессионализма, ответственного подхода к сложнейшей творческой проблеме.

В поисках живой формы, в стремлении к точной передаче характера Льву Котлярову помогло острое чутье незаурядного мастера исторического жанра. Масштаб и специфика группового портрета с большим количеством конкретных героев ставили задачу: как избежать однообразия, статики, повторов? И автор справился с ней благодаря верному расчёту общего композиционного построения, удачному выбору цветового и тонального решения, чёткому использованию деталей и элементов одежды. Непринуждённый язык жеста, искренняя просветлённость взгляда, улыбки. естественная живость в пластике фигуры характерны для большинства портретных решений картины. Просто и человечно воплощены в композиции образы замечательных деятелей ленинской партии, легендарных героев Октябрьской революции и Гражданской войны.

Художник умело использует в многоплановом повествовании ненавязчивые элементы бытового жанра. Девушка в полушубке оживленно беседует, поясняя что-то важное выразительным движением руки, лицо мужчины в фуражке освещено прикуриваемой папироской, в центре полотна вырывается вперёд фигура, склонённая над портфелем, убедителен утверждающий жест всесоюзного старосты.

Картина пронизана токами жизни, наполнена красками и звуками реальности первых революционных лет. Мы видим старые театральные афиши, замечаем следы пуль на колонне после недавнего эсеровского мятежа, узнаем призывный плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?». Этому шедевру изобразительной публицистики  в то время было всего два года: ведь ещё только заканчивается 1922 год, и только начинается жизнь молодого государства – Союза Советских Социалистических Республик. Несколько часов назад 2215 делегатов проголосовали за его образование, и впереди перспективы коммунистического созидания, революционной борьбы, исторических преобразований.

Радостное чувство единения, уверенность в завтрашнем дне, готовность отдать все силы стране, народу, революции - таково общее состояние героев картины Льва Котлярова «Всесоюзный съезд Советов». Красный цвет лозунгов, плаката, алые акценты военной формы, яркое пятно женской косынки составляют цветовой аккорд картины. Средствами полнокровной реалистической живописи автор провозглашает торжество революционных идей и завоеваний.

Картина Льва Серафимовича Котлярова - красноречивое свидетельство плодотворности и жизненной силы социально нацеленной тематической картины, продолжение прекрасных традиций поэзии Маяковского, живописи Дейнеки и Иогансона, в чьём творчестве социальный заказ обнаружил гармонию высокой гражданственности и художественной глубины.

 

Н. ИВАНОВ

Журнал «Юный художник» № 11.  1982 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..