Стили и жанры
|
РОЖДЕНЫ ОКТЯБРЁМ17.12.2020
В этом номере журнала «Юный художник» ряд статей посвящается изобразительному искусству Туркмении и Киргизии. На вопросы редакции отвечают народный художник СССР Иззат Назарович КЛЫЧЕВ и народный художник Киргизской ССР, лауреат Ленинской премии Тургунбай Садыкович САДЫКОВ.
— Советское искусство — национальное по форме, социалистическое по содержанию — имеет глубокие исторические корни и традиции. Каковы особенности изобразительного искусства в ваших республиках? В чём своеобразие его развития?
И. Клычев: — 60-летие образования СССР — это великий праздник дружбы, единства, солидарности более чем 100 больших и малых народов нашего государства, тесно связанных общностью исторических судеб. Это подлинное торжество ленинских идей о равноправии и суверенности всех народов страны, полной свободе национального устройства их жизни, культуры, искусства. Но давайте всё же начнём с истории и, быть может, с истории далёкой. На протяжении столетий народы Средней Азии были практически лишены такой важной и необходимой разновидности духовной культуры, как изобразительное искусство. И тем не менее оно имеет глубокие корни. Ещё древнегреческие историки, описывая восточные походы Александра Македонского, свидетельствовали, что на этих землях не только во дворцах и святилищах, но и в домах местных жителей имелись настенные росписи. Археологические находки нашего времени подтверждают это. Однако с распространением в Средней Азии ислама сюжетная живопись уступила место орнаментальной и сохранилась лишь в виде книжной миниатюры. Это было, конечно, большим ущербом в развитии культуры Востока. Но человек никогда не мыслил жизни без искусства. И его стремление к удовлетворению эстетических потребностей, украшению быта, тяга к художественному творчеству вызвали к жизни появление собственно народного искусства. В Туркмении наиболее распространёнными стали керамика, прославившиеся на весь мир ковроделие и ювелирное искусство. Т. Садыков: — На территории Киргизии не так много памятников культуры, по которым можно судить о существовании у нас в далёком прошлом изобразительного искусства как такового. Это мавзолей Манаса и башня Бурана, комплексы Шах-Фазиль в Ошской области и городе Узгене, развалины караван-сарая в Таш-Рабате. С незапамятных времён до наших дней сохранилось множество наскальных изображений и каменных изваяний. О живом интересе народа к изобразительному творчеству говорит и широкое распространение разнообразных видов традиционного декоративно-прикладного искусства — изготовление узорных войлочных ковров и изделий из кожи, ткачество, вышивка, плетение орнаментальных циновок из чия, резьба по дереву. Без преувеличения можно сказать, что печатью художественного творчества был отмечен весь немудреный быт киргизов.
— Обратимся к истории нашего времени. Каким было начало развития советского изобразительного искусства в республиках?
И. Клычев: — Великий Октябрь принёс не только освобождение от байского гнёта и царизма. С революцией 1917 года связано и рождение изобразительного искусства Советской Туркмении, которое сразу же стало играть огромную роль в жизни простого народа. Центром распространения нового изобразительного искусства стала «Ударная школа искусств Востока», организованная в 1920 году в Ашхабаде при воинской части, среди солдат которой оказались выпускники Академии художеств. Школа вела революционную агитацию среди масс такими понятными и доступными всем средствами, как плакаты, карикатуры, сатирические листки. Не только на улицах или площадях, но и в ежедневной газете появлялись рисунки первых художников республики.
Т. Садыков: — Зарождением национального изобразительного искусства все республики Средней Азии обязаны Октябрьской революции, великой и могучей русской культуре, неисчерпаемые сокровища которой и по сей день служат нам источником духовного и творческого обогащения. У истоков киргизского изобразительного искусства стояли Семён Чуйков, Владимир Образцов, Александр Игнатьев. Подлинная народность их творчества, высокое чувство гражданской и профессиональной ответственности создали ту плодотворную почву, на которой расцветало искусство самобытных национальных мастеров Гапара Айтиева, Сабырбека Акылбекова, Кульчоро Керимбекова, Джакуля Кожахметова, Алтымыша Усубалиева и других художников.
И. Клычев: — Говоря о пионерах изобразительного искусства в Туркмении, мы с особой любовью и почтением называем имя Бяшима Нурали— первого художника-туркмена. После «Ударной школы искусств Востока» он учился в Москве, во ВХУТЕМАСе. В 30-е годы вернулся в Ашхабад, продолжал заниматься живописью, создал замечательные произведения о жизни туркменского народа. Это было знаменательное время в становлении туркменского советского изобразительного искусства. В эти годы к нам приезжали и плодотворно работали Мартирос Сарьян, другие видные советские мастера. Тогда же в Ашхабаде была открыта художественная школа-интернат, преобразованная затем в училище. Примечательно и то, что в формировании самобытного туркменского изобразительного искусства принимал участие многонациональный коллектив художников и преподавателей. Сергей Бегляров был армянин, Иван Черинько — украинец, Юлия Данешвар — русская, её муж Музафар Данешвар — азербайджанец. Наравне с ними работал и преподавал Бяшим Нурали. Все они поистине с отеческим, материнским чувством стремились воспитать в нас любовь к искусству, к своей профессии, к Родине, своему народу.
— То есть с полным основанием можно утверждать, что зарождение советского изобразительного искусства в республиках носило интернациональный характер?
И. Клычев: — Несомненно.
Т. Садыков: — Это характерная особенность в истории тех народов Советского Союза, которые не имели до революции собственной письменности, живописи, театра. Но интернациональным было не только участие разных художников в формировании и становлении новых видов искусства. Общность революционных идей и понимание роли искусства в жизни народа вели к этому интернационализму. В Киргизии, например, кроме упомянутых мною мастеров, работали и оставили о себе добрую славу венгерские художники-коммунисты Ласло Месарош и Бела Уитц, украинка Оксана Павленко.
И. Клычев: — Да, в жизни каждого из нас — художников разных национальностей и поколений — принимала участие вся Советская страна. Мне, например, довелось учиться в художественной школе у Бяшима Нурали, затем в училище — у Юлии Прокофьевны Данешвар. Именно ей я обязан тем, что сохранил в себе стремление стать художником в тяжёлые годы войны, которую я закончил в Берлине рядовым солдатом. Потом был Ленинград, Академия художеств, учёба у Иосифа Александровича Серебряного и в мастерской Бориса Владимировича Иогансона. Судьба, обычная для многих художников наших советских республик. И не один я, все мы бесконечно благодарны нашим учителям за их внимание и заботу, за то, что мы стали художниками.
— Каковы современные достижения художников Туркмении и Киргизии?
И. Клычев: — В первые послевоенные десятилетия туркменское изобразительное, искусство пополнилось новыми молодыми силами. Среди них живописцы Айхан Хаджиев, Евгения Аданова, Аман Кулиев, ныне народные художники Туркменской ССР, скульптор Алексей Щетинин — один из первых педагогов художественного училища по скульптуре. Позже целым рядом талантливых произведений, показанных на выставках у нас и за рубежом, заявили о себе такие известные сегодня мастера, как Аман Амангельдыев, Чары Амангельдыев, Дурды Байрамов. В 70-е годы, когда речь шла о развитии и достижениях советского многонационального искусства, в числе первых называли имена именно этих туркменских художников. Сегодня можно говорить о том, что у нас сложилась своя национальная школа живописи — своеобразная и самобытная, с присущими ей тематикой, светоносным, радостным колоритом.
Т. Садыков: — В изобразительном искусстве Советской Киргизии на протяжении многих лет преобладала живопись. В 50—60-е годы получают дальнейшее развитие живопись, скульптура, расцветает графика, театрально-декорационное искусство. В отряд живописцев пришли такие мастера, как Кульчоро Керимбеков, Суйменкул Чокморов, Джамбул Джумабаев, Абдырай Осмонов, Сатар Айтиев. В 70-е годы большого успеха достигло монументальное искусство. Причем интерес к нему, как и в целом к изобразительному искусству, проявлялся не только самими художниками, но и широкими массами народа. Наши мастера работали над оформлением гидросооружений Кировского и Орто-Токойского водохранилищ, Токтогульской ГЭС. Во многих городах и сёлах появились скульптурные памятники. Несколько интересных стенных росписей в сельских Домах культуры выполнил Теодор Герцен. Большой размах получило творчество художников-монументалистов и в столице республики городе Фрунзе. Созданные нашими мастерами памятники, росписи, мозаики, рельефы имеют не только эстетическое, но и огромное политико-воспитательное значение, играют активную роль в культурно-просветительской, патриотической работе. Весомый вклад в осуществление плана ленинской монументальной пропаганды вносит творческая молодёжь нашей республики.
— Расскажите, пожалуйста, о делах творческой молодёжи ваших республик, воспитании подрастающей смены.
И. Клычев: — Социалистическое искусство — живое, развивающееся явление нашей действительности. И, как всякое явление, в основе которого лежит творческий процесс, оно предполагает непрерывный поиск. Молодые же, как правило, всегда на острие этого поиска. Иногда удачного, когда он опирается на всё лучшее в художественном опыте человечества. Иногда неудачного — это сразу чувствуешь: искусство теряет связь с жизнью, натурой, становится нарочитым либо бессмысленным. Талантливая молодежь работает, например, в городе Мары — древнейшем центре культуры Востока. Это живописцы Меретдурды Аннакулиев и Ата Акыев, скульптор Ходжаназар Баяев, график Гурбангельды Гурбанов и другие. Они упорно трудятся, стараются найти свое лицо в искусстве, пытаются создать образ нашей республики. Кстати, недавно в Ашхабаде с успехом прошла выставка произведений молодых марыйских художников, посвященная 60-летию образования СССР.
Т. Садыков: — Забота о творческой смене — одна из главных в деятельности Союза художников Киргизии. Будущих педагогов, оформителей, прикладников, скульпторов готовит наше республиканское художественное училище. Наиболее одарённые из окончивших его продолжают образование в ведущих художественных вузах страны. В городах Ош и Фрунзе работают детские художественные школы. Огромную поддержку оказывает художникам правительство Киргизской ССР. В 1974 году во Фрунзе построено прекрасное здание Киргизского государственного музея изобразительных искусств, ставшего центром художественной пропаганды и культурной жизни, через который осуществляются связи с художниками всех братских республик.
И. Клычев: — Советская Средняя Азия — неповторимый, красивый край, в котором бурными темпами развиваются хозяйство, наука, искусство и культура. Её народы, как и все люди нашей страны, исполнены сыновней любви к Владимиру Ильичу Ленину. С его именем мы связываем политическое, экономическое и духовное обновление и развитие наших республик в единой и могучей семье советских народов. С его именем мы связываем существование Советского Союза — великой, непобедимой, миролюбивой страны. Воплотить в своих произведениях красоты её природы и жизни, воспеть дела людей-тружеников, снискавших ей заслуженную славу,— главная задача наших художников.
Журнал «Юный художник» № 6. 1982 г. |