Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Выставка «Москва—Париж, 1900—1930» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

26.12.2020

В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в течение четырёх месяцев была открыта выставка «Москва—Париж, 1900—1930», с большой полнотой представляющая художественную культуру Франции, России, Советского Союза за первое тридцатилетие XX века.

Наш корреспондент встретился с директором музея, генеральным комиссаром выставки Ириной Александровной Антоновой и попросил её ответить на следующие вопросы.

 

— Почему местом проведения выставки избран ваш музей?

 

— Одна из главных задач выставки — показать развитие культурных связей между СССР и Францией. За последние годы советскими и французскими музеями сделано немало прекрасных выставок, которые знакомили зрителей с сокровищами искусства и культуры обеих стран. Утвердилась добрая традиция показа французского искусства и в стенах нашего музея. Москвичам памятны такие экспозиции, как «Живопись французского романтизма», «Французская живопись второй половины ХIX — начала XX века. Импрессионисты», «Средневековая скульптура Франции», «Роден и его время» и другие. Выставка «Москва—Париж» явилась органичным продолжением и развитием этих связей.

Немаловажно и то обстоятельство, что в нашем музее содержится прекрасная коллекция французского искусства начала века. И многие картины из постоянной музейной экспозиции прямо шагнули на стенды выставки. Например, «Девочка на шаре» П. Пикассо, полотна А. Матисса и скульптуры А. Майоля.

Но почему, можно спросить, для такого показа избран именно музей, а не современный выставочный зал? Здесь нужно подчеркнуть, что данная выставка ретроспективна, она рассказывает о том периоде, который стал уже историей искусства. А её всестороннее и внимательное изучение — это задача музея как учреждения культуры.

 

— Выставка поражает не только широтой охвата явлений культуры, но и своей новизной. Как складывалась эта экспозиция, какая работа предшествовала ее открытию?

 

— Организация такого показа беспримерна и для нашего музея. Мы неоднократно делали выставки значительные и трудоёмкие, с огромным количеством сложных экспонатов. Но здесь мы столкнулись с решением новых для нас трудностей и задач. Прежде всего организационных. Ведь представлено около 3000 экспонатов более чем из двухсот государственных и частных собраний. Кроме Франции и Советского Союза, приняли участие музеи Великобритании, Голландии, Италии, США, Чехословакии, ФРГ, Финляндии и других стран. Это потребовало большой и кропотливой работы: согласование всевозможных оргвопросов, транспортировка вещей и так далее.

Другая сложность состояла в самой программе выставки. Ведь она включает не только произведения изобразительного искусства, к показу которого у нас уже есть большой навык и опыт, но и другие виды художественного творчества: архитектуру, дизайн, литературу, музыку, театр и кинематограф. Активную помощь в создании этих разделов нам оказывали специалисты по разным областям художественной культуры и ведущие музеи страны.

 

— Как известно, выставка вначале была в Париже, а потом «переехала» в Москву. Есть ли отличие её московского варианта от парижского?

 

— Все основные экспонаты и с советской и с французской стороны те же. И всё же в чём-то московская выставка другая. В Париже около 80 процентов работ были русские и советские. Такое соотношение оправдано тем, что в Центре Помпиду, где проходила выставка «Париж — Москва», этажом ниже расположен музей современного французского искусства. И все его экспонаты дополняли эту выставку. У нас же зрители наряду с произведениями отечественных мастеров хотели увидеть в полном объёме и французское искусство. Поэтому около половины экспонатов московской выставки рассказывают о культуре Франции.

Благодаря такому соотношению весь показ приобрёл несколько иное качество. Выставка стала действительно диалогом двух культур. Подчёркивая эту особенность, мы внесли новшество в экспозицию. Каждый зал построен как диалог, разговор мастеров двух стран. В одном зале вы видите полотна Репина, Сурикова, Врубеля и рядом с ними произведения Ренуара, Клода Моне, Боннара. Такое сопоставление развития двух искусств на одном отрезке времени предоставляет богатые возможности зрителю. Многие произведения раскрываются новыми гранями. Хорошо знакомые творения переживаются и оцениваются как бы заново, дают пищу для размышлений.

Мы ясно видим многообразие художественных связей, то, что сближает две культуры, и яркое национальное своеобразие двух художественных школ, обусловленное социальным строем, разными путями исторического развития, свойствами национального характера. Такое сравнение приобретает ценность не только для изучения искусства Франции и Советского Союза, но и для постижения закономерностей развития мирового искусства. Ведь ни одно из важных явлений искусства нашей эпохи не миновало Москвы и Парижа, а многие здесь обрели наиболее полное и яркое выражение, которое в значительной мере определило движение мирового искусства.

Нам хотелось также ещё раз обнажить, подчеркнуть те глубокие связи, которые связывают наши культуры. Давние традиции этих связей уходят в XVIII век. На данной выставке мы старались раскрыть, как эти связи развивались в первое тридцатилетие XX века.

Вот несколько фактов. В 1925 году Советский Союз выступает на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, широко демонстрируя свой опыт в создании нового агитационно-массового искусства, архитектуры, дизайна.

В 1926 году в Москве проводится большая выставка «Революционное искусство Запада», в которой принимают широкое участие французские художники. Эти связи крепнут и в наши дни, мы развиваем их, понимаем их большую ценность.

 

— Выставка охватывает первое тридцатилетие XX века, время, когда произошёл великий революционный переворот в мировой истории, повлиявший на всю художественную культуру. Какое отражение нашла эта тема в экспозиции?

 

— Тема «Искусство и Октябрьская революция» закономерно стала ведущей — глубину воздействия Великого Октября на судьбы искусства трудно переоценить. Эта тема нашла на выставке всестороннее освещение.

Центральный её раздел посвящён непосредственно искусству первых лет Октября. Плакаты Моора и Дени, агитационно-массовый фарфор, скульптуры В. Мухиной, И. Шадра, Н. Андреева, «Окна РОСТА» — все эти произведения доносят до нас пульс и дыхание времени, когда искусство входит в жизнь народных масс, живёт его чаяниями и волнениями, обретая новые масштабы и революционный пафос. Интересно представлено монументальное искусство тех лет: фрагмент статуи Свободы Н. Андреева, памятник III Интернационалу В. Татлина, «Первый лозунг» Н. Терпсихорова. Да все без исключения экспонаты этого раздела овеяны романтической верой в светлое будущее человечества, поражают страстностью идеи, смелостью художественных решений.

Один из интересных аспектов этой темы — пребывание В. И. Ленина в Париже. Уникальные фотографии, рукописи, книги освещают этот период в его жизни.

Однако тема революции не исчерпывается одним разделом. Советское искусство наследовало лучшие прогрессивные традиции отечественной культуры. На выставке прослеживается живая связь наследия русских мастеров XIX века—В. Сурикова, И. Репина, В. Серова, М. Врубеля и советских — С. Герасимова, Б. Иогансона, Г. Ряжского, А. Дейнеки, Ю. Пименова.

Революционные процессы затрагивают различные области художественной культуры России и Франции. Это было время бурное, сложное для искусства, когда поиски путей его обновления сталкивались с кризисными явлениями, когда в нём были большие завоевания и потери. Нередко художники того времени ошибочно полагали, что вместе с буржуазным миром нужно выбросить и классическое искусство.  

Решающее значение для развития советской культуры имели ленинские положения о пролетарской культуре, об отношении к художественному наследию.

Выставка позволяет проследить, какими интересными и поучительными путями развивается искусство после Великого Октября. Под влиянием новых социальных идей многие мастера и целые художественные группы отходят от авангардизма, они начинают активно участвовать в преобразовании градостроительства, промышленного производства, предметной среды, создавая дизайн XX века.

Мастера советской живописи обращаются к историко-революционной теме, стремятся запечатлеть великую революционную эпоху, трудовой энтузиазм рабочих и крестьян, образ нового советского человека. Важную роль в художественном освоении этих тем играют опыт и наследие русского реализма XIX — начала XX века.

 

— Как вы оцениваете итоги выставки?

 

— Выставку посетило 650 тысяч зрителей. Оценка её публикой самая положительная. Родились предложения от других стран сделать аналогичные выставки. Это доказывает, что первый опыт удался.

С большой радостью мы принимали на выставке дорогого Леонида Ильича Брежнева. Он внимательно ознакомился с её экспонатами и сделал запись в книге почётных посетителей. Он отметил, что наша выставка, а также аналогичная выставка, организованная в Париже, помогает советскому и французскому народам лучше знать друг друга, содействует укреплению традиционной дружбы между Советским Союзом и Францией.

 

Журнал Юный художник №12. 1982 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..