Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ХУДОЖНИК РИСУЕТ НА СЪЕЗДЕ. К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. А. НАЛБАНДЯНА.

09.01.2021

Д. А. Налбандян Фото 1981 г.
Д. А. Налбандян Фото 1981 г.

1981 год во всех отношениях знаменателен для Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР. В этом году ему исполняется 75 лет. В этом году он был гостем XXVI съезда Коммунистической партии — яркого, незабываемого события в творческой жизни художника. Посетив Д. А. Налбандяна в мастерской, мы попросили его рассказать о своей работе, о творческих планах.

 

— Дмитрий Аркадьевич, Вам неоднократно приходилось бывать на партийных съездах, делать зарисовки во время выступлений руководителей нашей партии и государства — Михаила Ивановича Калинина, Климента Ефремовича Ворошилова, Серго Орджоникидзе. Несколько лет назад, выступая перед читателями нашего журнала, Вы рассказывали о своей картине «Выступление С. М. Кирова на XVII съезде партии», созданной по живым впечатлениям очевидца. Вам довелось слушать пламенную речь самого Сергея Мироновича. Вы были гостем XXVI партийного съезда. Чем памятны для Вас дни, проведённые в Кремлёвском Дворце съездов?

 

— Действительно, мне не в первый раз посчастливилось присутствовать на партийных съездах, и каждый из них остаётся в памяти своей особой атмосферой, деловым ритмом.

Самые глубокие впечатления на XXVI съезде — конечно, от встреч с представителями нашего героического народа. Я познакомился с делегатами Российской Федерации, Украины, Молдавии, Узбекистана. У каждого из них большие заслуги перед Родиной. Когда видишь этих замечательных тружеников и патриотов, слышишь их рассказы о своём труде, о жизни, об умении преодолевать трудности, о вере в завтрашний день — чувствуешь себя воодушевленным, хочется работать, творить.

Д. Налбандян. Делегат XXVI съезда партии М. Д. Полещук, Герой Социалистического Труда, ткачиха комбината имени П. Щербакова. Карандаш. 1981 г.
Д. Налбандян. Делегат XXVI съезда партии М. Д. Полещук, Герой Социалистического Труда, ткачиха комбината имени П. Щербакова. Карандаш. 1981 г.

Во время заседаний я делал наброски людей разных профессий. В рисунках мне хотелось передать то, что объединяло всех участников съезда,— это чувство гордости. Гордости советского человека от сознания, что его Родина — могучая держава, созданная великим Лениным. И это могущество день ото дня укрепляется трудом рабочих, колхозников, интеллигенции. Думаю, что необходимо организовать выставку картин и портретов о работе XXVI съезда. Это будет зримая летопись нашего времени. На основании своих съездовских набросков собираюсь написать серию портретов его участников.

Д. Налбандян. Почётный гость XXVI съезда партии, член Коммунистической партии с 1915 года В. П. Виноградов. Карандаш. 1981 г.
Д. Налбандян. Почётный гость XXVI съезда партии, член Коммунистической партии с 1915 года В. П. Виноградов. Карандаш. 1981 г.

Особо хочу сказать об атмосфере съезда — торжественной, волнующей и деловой. Картину, посвященную XXVI съезду, я бы так и назвал — «Симфония торжества». С необычайным волнением слушали мы доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Он говорил о героическом советском народе, о грандиозных перспективах развития нашего государства. С большой озабоченностью звучала тема мира, укрепления доверия и дружбы между народами, готовности сохранить и защитить мирный труд советских людей. Леонид Ильич говорил о необходимости быть бдительным, когда империалисты вновь размахивают смертоносным оружием.

Д. Налбандян. Фидель Кастро Рус.  Карандаш. 1981 г.
Д. Налбандян. Фидель Кастро Рус. Карандаш. 1981 г.

 

— Дмитрий Аркадьевич, среди Ваших набросков есть несколько портретов Леонида Ильича Брежнева. Как они создавались?

 

— Как вы знаете, в декабре этого года дорогому Леониду Ильичу исполнится 75 лет. Над его образом я работаю уже давно. Популярностью пользуется моя картина «Малая земля. Новороссийск», на которой в окружении солдат и моряков изображён молодой начальник политотдела 18-й армии полковник Брежнев. 
Д. А. Налбандян ««Малая земля. Новороссийск» Холст, масло. 1975 г.
Д. А. Налбандян ««Малая земля. Новороссийск» Холст, масло. 1975 г.
 

На выставке «Мы строим коммунизм» экспонировался выполненный мной портрет товарища Брежнева, который ему очень понравился. Черты Леонида Ильича мне хорошо знакомы, но я не упускаю возможности постоянно обогащать свои впечатления, изучать яркий, сильный характер мудрого, испытанного руководителя нашей партии и государства, неутомимого борца за светлое будущее, выдающегося продолжателя великого ленинского дела.

Наброски художника должны быть снайперскими. Нужно иметь точный глаз, чтобы схватить характерные черты лица, уловить его выражение. Я сидел во втором ряду Кремлевского Дворца. Рисовал Брежнева во время его доклада. Сделал пять набросков. Один из них Леонид Ильич одобрил и подписал. Это самая высокая оценка моего труда, посвященного юбилею товарища Брежнева.

 

— Кроме портретных набросков, в Вашем съездовском альбоме встречаются и зарисовки видов Кремля, который Вы уже не раз писали. Такое ощущение, что Вы, Дмитрий Аркадьевич, не выпускали из рук карандаша. Видно, что это давно сложившаяся профессиональная привычка. Чем ценна для Вас работа над зарисовками, этюдами с натуры?

 

— Наброски я любил делать с детства. Старый Тбилиси, где прошло моё детство, был колоритным городом. Особенно интересно было рисовать на базаре: каких только типажей там, бывало, не встретишь, на какие только восточные товары, привезённые караванами верблюдов, не насмотришься! Эта работа давала мне навык, тренировала руку, учила улавливать не только тип, но и характер. Художнику необходимо делать наброски, причём не только с натуры, но и по памяти. И хотя от детских воспоминаний меня отделяет не один десяток лет, я с удовольствием рисую пастелью красочные композиции грузинских базаров.

Весной этого года мне довелось поехать в Баку на обсуждение выставки дипломных работ выпускников художественных вузов страны. Я не был в этом городе с 1954 года, и новая встреча оставила яркое впечатление. Я не мог без волнения смотреть на обновлённый город и в перерывах между заседаниями писал пейзажи. В поездках я обычно никогда не расстаюсь с этюдником. Много этюдов привёз из Армении, Грузии.

Д. Налбандян. В Кремле. Перо. 24 февраля 1981 г.
Д. Налбандян. В Кремле. Перо. 24 февраля 1981 г.

— Надеемся, что зрители скоро увидят эти работы на Вашей юбилейной выставке. Мы не однажды встречались с Вашими картинами на персональных выставках. Какова программа новой выставки, чем Вы хотите поделиться со зрителями?

 

— Я хочу показать работы последних лет, периода 1975—1981 годов. Ну а творческие задачи у меня прежние. Самое главное — чтобы то, что делаешь, нравилось людям.

Всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей — Евгения Евгеньевича Лансере и Егише Мартиросовича Татевосяна, которые научили меня глубокому пониманию русского искусства, трудолюбию, умению впитывать в себя богатство окружающего мира. Их советы и пример помогли мне стать художником.

Наше искусство растёт на богатейших национальных традициях. Но это не значит, что нам чуждо великое наследие западноевропейских мастеров. Я, например, очень люблю импрессионистов. И эта приверженность, наверное, заметна.

Сейчас наметилась хорошая тенденция: чувства зрителей идут к восприятию реального, вновь укрепляется позиция мастеров реалистической школы. Не случайно выставки русского и советского искусства вызывают такой живой интерес за границей.

Мы, советские художники, трудимся в атмосфере всенародной заботы, ощущаем глубокую заинтересованность зрителя нашими произведениями. И это внимание партии и народа, постоянная и всесторонняя поддержка в творчестве заставляют каждого из нас с ещё большей ответственностью подходить к своей работе, к высокому призванию советского художника.

 

Журнал Юный художник №9   1981 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..