Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ПРИЗВАНИЕ ХУДОЖНИКА

06.02.2021

Евсей Евсеевич Моисеенко
Евсей Евсеевич Моисеенко

 

В прошлом году группа художников побывала в Алма-Ате. Мы выезжали в сельскохозяйственные районы и индустриальные центры, на ударные стройки. Встречи с целинниками, впечатляющие достижения в развитии народного хозяйства, науки и культуры Казахстана — всё это дало нам огромный заряд творческой энергии, понимание масштабов созидательного труда советских людей.

На одной из встреч знатный целинник, Герой Социалистического Труда Владимир Дитюк, обращаясь к нам, сказал: «Мы производим хлеб насущный, вы — хлеб духовный». Верное высказывание. Крепкий, нерасторжимый союз труда и искусства, их взаимная необходимость — яркая примета наших дней.

Кто ты таков, художник, что несёшь людям,— на это дают ответ зрители. Художник должен всегда видеть общественную цель искусства, своё гражданское предназначение, зажигать сердца правдой, верой, любовью, состраданием.

...Прогуливался я как-то зимой в садике. Мальчишка лепил снежную бабу. Искал детали, ветку под мышку, какие-то шишечки для глаз. Наконец отошёл, постоял, поглядел на свою работу и ушёл — удовлетворённый, счастливый. Я любовался тем, что он сделал и как он творил. Потом подошел другой мальчик, взял какую-то железяку, ухнул сначала по голове, рукам, туловищу снежной бабы, и всё разлетелось. Я подумал: вот два человека, уже совершенно разных, один создаёт прекрасное, другой разрушает! Рядом стоял всё время папаша и говорил: «Серёжа, кончай, пошли, у тебя руки замёрзли!» Такую нравственную глухоту можно побороть в ребёнке, но во взрослом возрасте она может быть опасна.

 

Какие чувства и мысли излучает картина, побуждая зрителя продолжить размышления и после выставки?

 

Меня всегда интересует не только, как и для чего написана картина художником, но и почему она написана. Каковы побудительные причины автора, что его волновало? Уже сам факт появления замысла — событие, счастливое событие для художника, оно предопределено предшествующей жизнью, опытом, его судьбой. Отношение к миру — это позиция не только профессиональная, но и философская.

Скажем, Рембрандт. Его отношение к человеку совершенно другое, чем у Энгра. Следовательно, и язык его произведений, трактовка совершенно другие. Гойя, Матисс, Сезанн, Кустодиев, Врубель, Пикассо — каждый несёт в своём творчестве неповторимый образный мир.

Талант всегда будет неожиданностью — он даёт новое представление и о мире и о мастерстве.

Художник меняется, естественно, с возрастом, как меняется сама жизнь и само искусство в споре с прошлым и с самим собой, обретая новую жизнь, энергию, новое качество.

Эволюция художника сложна, часто противоречива. Но он должен быть горяч, беспокоен, он должен всегда видеть важную цель искусства, своё гражданское предназначение.

Вот была выставка А. Пластова. Какая неутомимая жажда познания живого, восторг перед живым и жадность в его постижении! Поражает этот мир тревог, радостей, грусти. Огромный диапазон раздумий художника. Восхищает и обилие материала, и его преодоление. Мало того, что этот материал питал художника, но теперь он стал для нас подлинной ценностью искусства.

Чтобы добраться до истины самому — подчёркиваю, самому, чтобы твои выводы становились достоянием всех,— сколько же нужно перелопатить материала! И как грустно бывает, когда заходишь порою в мастерскую к художнику, а у него кругом угрюмая пустота.

И если посмотреть, чем замечательны советские художники С. Герасимов, П. Кончаловский, А. Дейнека, И. Машков, К. Петров-Водкин, А. Осмёркин и многие другие, то, несмотря на разность темпераментов, стилевых пристрастий, объединяет их трепетный восторг перед живым.

Некоторые с раздражением воспринимают упоминание о классиках. Дескать, подобные апелляции застилают глаза на современность, мешают видеть собственные достижения, да и оценка достижений со временем меняется. И так это и не так.

Память прошлого, его непреходящие ценности порой отрезвляют, заставляют оглянуться, чтобы понять сегодняшнее и знать ему цену.

 

Например, зачем нам нужен сегодня Рембрандт?

 

Рембрандт не только образец, а нечто большее. Это святое беспокойство, горение мысли. Вот, скажем, его картина «Падение Амана» («Артаксеркс, Аман и Эсфирь»). О чём Аман задумался? О судьбе своей, её переменчивости, о времени. Он, может, впервые так откровенен со своей совестью, когда со дна души всплывает то, что заботливо оберегалось от посторонних. Всё потаённое вдруг начинает тревожить душу.

Художник вскрывает драматизм размышлений героев, свои горестные раздумья о судьбе человеческой, о величии и крушении человеческой личности. Это удивительное произведение Рембрандта созвучно по масштабности и значимости не менее удивительному полотну Сурикова «Меншиков в Берёзове».

Способность художника одухотворять героев, наделять их интенсивной внутренней жизнью, горение его мысли обжигает нас. Душа должна быть потрясена верой ли, состраданием, любовью, болью, иначе не может появиться такое стихотворение Пушкина, как «Я помню чудное мгновенье» или полотно С. Герасимова «Клятва партизан», «Фашист пролетел» Пластова и многие другие дивные произведения искусства

Спящая душа не породит пылких вещей, несмотря на выучку. Инертность и безразличие — враги искусства. Душа должна отзываться, должна трудиться и день и ночь. И должны быть воля, упорство в достижении своей цели. Падать не стыдно, стыдно лежать после падения.

Талант надо беречь с молодости.

Молодёжь несёт новое, неизвестное, надо не только удивляться или опровергать, но понимать неизбежность этого да иногда и учиться, прямо скажем. Тогда у нас будет взаимопонимание. Молодые — наши соратники и наши соперники. Это надо понимать нам, наставникам молодого поколения. Но и молодые должны лучше осознавать тяжесть и значимость своего призвания и долга. Искусство создается сообща мастерами всех возрастов. Искусство отражает духовное единство убеждений, основанное на наших высоких коммунистических идеалах. Нет искусства старого и молодого, а есть плохое и хорошее. Надо высоко нести звание художника, сознавать значительность своего призвания. Наша жизнь, советская действительность открывают широчайшие возможности для проявления таланта, для свободного творчества.

Искусство—это память народа. И, как прекрасно сказал Михаил Иванович Калинин, «без искусства и вне искусства мы не сможем понять величие наших дней».

 

Е. МОИСЕЕНКО, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии

Журнал Юный художник №4  1981 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..