Стили и жанры
|
ТУРКМЕНСКИЕ НОВЕЛЛЫ АМАНГЕЛЬДЫ МУХАММЕДОВА10.02.2021
Самое раннее, что запало в душу Амана,— лучи щедрого солнца и горячая любовь матери. Наблюдая за её работой над ковровым орнаментом — а она считалась лучшей мастерицей в ауле,— мальчик постигал игру линий, согласие красочных узоров. Счастливая пора была недолгой. Умерла мать, оставив четверых детей. Мало прожил отец, вернувшийся с фронта с тяжёлым ранением. Кончилось детство...
Поселок Куня-Ургенч. В древности — Гургадж, столица Хорезма. Здесь жили и работали Ибн Сина, аль Бируни, аль Хорезми, писал рубаи Омар Хайям. От тех седых времен сохранились мавзолеи Фахраддин Рази, Текеша, Тюрабек-ханым.
Три года прожил мальчик в Куня-Ургенче, в детском доме. Аман остался навсегда благодарным воспитателям за внимание и доброту. Они оценили его трудолюбие, тягу к учебе, способность к рисованию, живой интерес к национальной культуре. Мухаммедова отправили в Ашхабад — в Дом одарённых детей имени А. П. Чехова, где он стал одним из лучших учеников кружка изобразительного искусства. Не менее успешно шли занятия по общеобразовательным дисциплинам, свидетельство чему заслуженная награда — путёвка в пионерлагерь «Артек».
Домой он вернулся со множеством рисунков, среди которых преобладали морские виды. Руководителю изокружка Н. Т. Червякову они понравились. А спустя некоторое время педагог отправил одну из работ Амана под названием «Весна» в газету «Пионерская правда», которая объявила Всесоюзный конкурс на лучший детский рисунок. Эта акварель заняла третье место. Сколько среди товарищей Амана было радости, когда жюри конкурса прислало ему Почётную грамоту, книгу с дарственной надписью и рекомендательное письмо в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В. И. Сурикова, куда он поступил в том же году, успешно выдержав вступительные экзамены.
— Я благодарен школе, она укрепила во мне любовь к людям, природе, научила пытливо и бережно относиться к предметам, которые изображаешь,— рассказывает Аман.— Никогда не забуду пору летней практики, берёзы близ подмосковного Новоиерусалимского монастыря, левитановские рощи... Цветочные луга, опушки с лунным рогом над лесом, мерцание синих и розовых бликов в густой зелени вызывали в памяти образы врубелевских картин. А сколько часов проводил в Третьяковской галерее!
Окончив школу, Мухаммедов как один из лучших учеников получил направление в художественный институт имени В. И. Сурикова. Он вспоминает: — Восточная пословица гласит: «Счастлив человек, встретивший в пору юности мудрого старца — учителя». Таким наставником стал для меня Евгений Адольфович Кибрик, удивительный художник и не менее удивительный человек. Его беззаветная преданность искусству, работе, неиссякаемая любовь к жизни были и останутся для меня тем идеалом, к которому я стремлюсь.
После окончания института молодой художник задумал серию графических листов из жизни туркменских колхозников. На её осуществление ушло три года. Были многочисленные поездки, наблюдения, зарисовки. Подолгу жил Аман в семьях хлопкоробов, изучал их быт, с рассвета и до поздней ночи работал с ними в поле. Новые впечатления, соединившись с воспоминаниями детства, воплотились в серии цветных линогравюр «Туркменские новеллы», которая была отмечена дипломом Академии художеств СССР.
Новая серия работ художника — «Хлопкоробы Туркмении». — Я чувствовал потребность рассказать о них,— говорит он.— О хрупких и вместе с тем сильных девушках, собирающих по сто пятьдесят килограммов хлопка в день. Моя сестра Гюльджан, её подруга Хайтгюль и другие труженицы колхоза «Ак-Алтын» — герои моей новой серии.
...Прислонясь в минуту отдыха к огромному мешку, доверху наполненному хлопком, девушка читает книгу. Первым делом мы обращаем внимание на её лицо, затенённая часть которого резко контрастирует с холодной белизной хлопка, а освещённая розовым светом — выделяется среди окружающих тёмных тонов. Мы живо ощущаем заинтересованность девушки чтением — так прикован к книге взгляд героини. Гравюра «Интересная книга» — и конкретный эпизод, и образ, типичный для Советской Туркмении, превратившейся в читающую республику из почти поголовно неграмотной в прошлом.
Работам Мухаммедова свойственны черты монументальности. В этом отношении характерна цветная линогравюра «Портрет чабана Араза Гараева». Художник рассказывает о своем герое: — Он жил и работал среди природы. Это был человек недюжинной силы, высокий, с добрыми глазами. Движения Гараева — уверенные, неторопливые — захватывали. Фигура чабана заняла почти всё поле рисунка снизу доверху. Крепкие, широко расставленные ноги и посох, на который он оперся, будто образуют устойчивую пирамиду, вросшую в землю. Мы смотрим на Гараева как бы снизу вверх, что придает ещё большую внушительность его облику. Взгляд чабана устремлен вдаль, и нам нетрудно представить себе открывающиеся перед ним просторы. Кстати, и гравюра эта из серии «На просторах Туркмении». Прекрасно выдержаны отношения — в пропорциях, тоне, цвете. Тонко соотнесены планы, дальние не «выпирают», но и их интересно рассматривать — они ясно читаются, продолжая основную тему произведения. Мухаммедова можно назвать мастером детали. Каждая подробность тщательно продумана, ей найдено точное место. Даже маленькая точка вертолета на небосклоне соотносит действие с днём сегодняшним.
Амангельды не только профессиональный график, но и хороший живописец. Его картины ярки, декоративны, радостны. Они напоминают узоры туркменских ковров, росписи старинной посуды, мозаики древних построек. Живописность сочетается с графичностью, цветовая насыщенность с обобщённостью формы. Есть у него и акварели — сочные, лёгкие, звонкие. Он прошёл хорошую школу, но постоянно учится, совершенствуется, много рисует с натуры. Руководит детской изостудией, участвует в педагогических конференциях и семинарах. Никогда не унывает. Человеческие качества — доброта, весёлый нрав, гостеприимность, простота в общении — счастливо соответствуют сущности его удачно начавшегося творчества.
А. АЛЁХИН, кандидат искусствоведения Журнал Юный художник №8 1981 г. |