Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

КЛАССИКА И МЫ

18.02.2021

 

Продолжаем разговор, начатый письмом Георгия Егорова «МИКЕЛАНДЖЕЛО ИЛИ КАРАТЭ!»

Письмо это было опубликовано в 7-м номере нашего журнала за прошлый год. Автор его утверждал, что современная молодёжь разделилась на две группы. Одни ребята преклоняются перед классическим искусством, не отметая, впрочем, лучшее современное. Других же интересует лишь поп-музыка да ещё в последнее время каратэ. Публикуем часть откликов на это письмо.

 

Меня зовут Наташа, мне 17 лет, я занимаюсь каратэ. Прочитав письмо Георгия, я поняла, что он просто не знает, что такое каратэ и можно ли его противопоставлять искусству — живописи, скульптуре, музыке.

Начну с самого главного: каратэ — это тоже искусство. Искусство владеть своим телом, владеть собой. Ведь контролировать своё физическое состояние, я считаю, не менее важно, чем обогащаться духовно. Нельзя противопоставлять чтение книги приему пищи: и то и другое нужно.

Нужно заниматься спортом. Уж этого никто оспаривать не решится. Тогда, Георгий, непонятны твои нападки на каратэистов. Ты пишешь, что, «разговаривав с ними о классическом искусстве, натыкаешься либо на холодное равнодушие, либо на тебя смотрят как на ненормального...». А может, ты просто не умеешь разговаривать на эту тему! Может, ты поставил свое «я» выше их, возомнил о себе слишком много! Тогда мне понятно их холодное отношение к тебе (к тебе, но не к искусству!). А что каратэисты не любят искусства — это в корне неверно. Подтверждением моим словам будет то, что в нашей группе, например, есть и художники и музыканты.

Что касается меня, то, представь, когда мне трудно, я иду в Концертный зал имени Чайковского слушать музыку. Она успокаивает меня, приводит в порядок мысли. Когда я в хорошем настроении, меня влечёт на художественную выставку. Кстати, я поклонница Репина, Левитана, Рериха.

И последнее, Георгий. Не старайся искать в том, что тебе не нравится, только тёмные стороны, постарайся быть объективным. Лучше быть принципиальным человеком, чем человеком одного принципа, тем более такого, как у тебя: «Микеланджело или каратэ».

Наташа, 17 лет, Москва.

* * *

 Неприязнь автора письма к поп-арту вполне понятна. Но почему каратэ стало для него символом необразованности и бескультурья? Занятия спортом не должны пугать. Ведь физическая культура — один из показателей гармонически развитой личности. Сам Микеланджело и многие другие воспевали в своих работах физически развитое тело. Фигуру воина, сильного человека художники изображали куда охотнее, чем фигуру писаря (я отнюдь не хочу умалить достоинства таких работ, как, скажем, «Нестор-летописец» М. Антокольского). В общем, не случаен интерес изобразительного искусства к спортивной теме, о чём писал на страницах «Юного, художника» П. Оссовский. И на вопрос Георгия я отвечу так: и Микеланджело и каратэ.

А. Соловьёв, студент Москва.

* * *

Пишут вам подруги Оля и Марина. Мы дружим с первого класса, познакомились в музыкальной школе на вечере искусств. Все годы нас объединяло «духовное богатство прошлого». Оля занимается музыкой, а я — живописью.

Однажды мы были на дне рождения у одноклассника. У него над рабочим столом висел целлофановый пакет с изображением Джоконды. Мы с Олей долго смотрели на этот чуть искажённый портрет. Потом спросили именинника, увлекается ли он старой живописью. Он удивлённо посмотрел на нас — тогда мы кивнули на пакет. Мальчик засмеялся и сказал: «Это просто модно».

Ольга Мойчина, Марина Васькина, десятиклассницы г. Караганда

* * *

Из письма Георгия видно, что он большой поклонник старины. Я с ним согласна. По-моему, всё современное искусство (хорошее) основано на уроках прошлого. Поэтому была возмущена, когда года два назад в газете «За рубежом» прочитала о конкурсе, который устроили в Америке. Он назывался «Джоконда-78», выставлялись копии с картины Леонардо да Винчи, исполненные современными художниками. Мона Лиза была то в тёмных очках, то со спицами в руках, с ножом и т. п. Меня это всё поразило: разве можно так издеваться над шедевром? Через некоторое время в этой же газете была статья о том, что сейчас портретом Джоконды украшают крышки консервных банок, покрывала на постели. Как-то не укладывается это в голове!

Белла Оганесян, 14 лет г. Дубна, Московская область

* * *

Наш класс собирается уже целый год в Третьяковку, и до сих пор ещё не съездили. Но стоило учителю предложить сходить на хоккей, как уже на следующий день деньги были собраны и от класса поехал ученик за билетами! А между тем спросите любого из «середняков», знает ли он хоть кого-нибудь из перечисленных художников: Микеланджело, Леонардо, Тициан, Тинторетто, Веласкес — он только пожмёт плечами. Или ответит вопросом: «А слушал ты вчера такой-то ансамбль?» Мысли этих ребят не уходят далеко от ансамбля да от самбо.

Сейчас по телевидению и по радио много говорят о физическом здоровье. Но почему забывают, что человек должен быть духовно богат, нравственно здоров, если мы хотим, чтобы не было хулиганства, ведь оно результат низкой души. Почему родители, вместо того чтобы прививать детям любовь к искусству, отдают их в секции бокса или самбо? Говорят, «чтобы сдачи мог дать», и парень тренируется. Но он не имеет высокой души и потому, выйдя на улицу, воображает из себя «супермена», раздавая тычки да затрещины тем, кто поменьше. Многие интеллигентные люди, уверенные, что любят искусство, кричат на родительских собраниях, что незачем, мол, учеников перегружать, не нужен им урок рисования. Словно забывают, что рисование развивает душу, а часто имеет и практическое значение на производстве.

Ребята, о которых я говорю, целые вечера проводят у телевизора. Поэтому стоило бы, по-моему, побольше делать передач, в которых показывали бы классическое наследие вместо фильмов, часто мало что дающих. Надо как можно шире разворачивать пропаганду искусства, тогда станет больше ценителей его и меньше молодых людей, которые считают бездушную фотографию выше произведений Тициана, а вопли современной «музыки» нужнее Баха.

Андрей Дорошенко, 14 лет г. Балашиха, Московская область

* * *

Да, прошло уже много веков, но классики не постарели, они всё так же помогают людям жить. Нельзя представить себе жизнь без Шишкина, Репина, Левитана, Римского-Корсакова, Кюи, Пушкина. Они подняли культуру нашего народа, развили духовную жизнь каждого. Всегда людей волнует природа, человек, его чувства, а композиторы, художники и писатели помогают всё глубже и глубже распознать эти тайны. Ведь мы ещё так мало знаем о себе.

Лена С. г. Верхняя Тура, Свердловская область

* * *

Не все любящие искусство становятся музыкантами, художниками, поэтами. Но разве можно допустить, чтобы классические произведения — вершины искусства — могли быть забыты! Они и только они, дают почувствовать себя большим, помогают жить.

С. Танадайчук, 17 лет Винницкая область. Казатинский район, Махаринецкий завод

* * *

В отношении двух лагерей Георгий совершенно прав. В нашем классе, например, вряд ли найдутся люди, заинтересованные и классическим искусством, и современными ансамблями. Причём предпочитают именно второе, считая, что нынешней молодёжи не нужна духовность. Главное — мода, «сильные потрясения». Но какие же они на самом деле пустые! С такими людьми не поговорить ни о прочитанной книге, ни об увиденной выставке. Даже кинофильмы (это, пожалуй, единственное, что они признают наряду с поп-музыкой) оценивают кратко: «Мура!» или же «Здорово!», нисколько не вникая в содержание. Экскурсии они отвергают, а если и идут вместе с другими, то, как правило, смотрят, но не видят. А я люблю настоящее искусство, меня трогают и полотна художников, и произведения композиторов, и театр. Всё это духовно обогащает, помогает очиститься от дурных или грустных мыслей, подсказывает ответы на трудные вопросы. Ведь искусство, помимо прочего,— средство общения. Художник стремится передать свои мысли и чувства в картинах, композитор — в музыке, поэт — в стихах. Произведения эти не могут стареть, ведь у людей часто бывают одинаковые чувства. И искусство помогает понять себя, разобраться в своих чувствах. А что дают, предположим, «Бони М» или «Баккара»? Их хорошо послушать в минуты отдыха, потанцевать на вечеринке под ритмичную мелодию. Но духовного обогащения они не дают. Между тем сторонники «современности» только тем и живут, что обсуждают эстрадные новинки и прочую мишуру.

Я за искусство, и я за современность, ведь нельзя подчинять себя одному руслу в реке жизни. Но не за отрешение от классики. Знать больше и стремиться к ещё большему — вот, по-моему, главное.

Таня Чернова, 15 лет Ленинград

* * *

По мнению Георгия, сейчас молодёжь разделилась на две группы. Одна увлекается духовным богатством прошлого, а вторая к нему равнодушна. Вот я не знаю, к кому себя отнести. С одной стороны, я уважаю классику — композиторов, живописцев, писателей, архитекторов, а с другой — восхищаюсь знаменитыми каскадёрами, зарубежными ансамблями — это, я считаю, новое в нашей жизни.

Да, произведения классиков прекрасны, но всё же работы современных художников мне нравятся больше. Из всех зарубежных и русских мастеров кисти я считаю «современным парнем» Фёдора Васильева. Смотря на его картины, чувствуешь радость жизни во имя чего-то прекрасного. Я не понимаю, отчего это происходит. Но я считаю, что современная молодёжь не потому не ходит в музеи, что не понимает, не разбирается в искусстве, а ей просто скучно днями сидеть в музеях среди немых (хотя и золотых) вещей короля Луи II — лучше о нём расскажет им Алла Пугачёва, скучно смотреть в лица «немых» музыкантов А. Ленена — не лучше ли сходить на концерт ВИА «Джемени»?

В противоположность Георгию я знаю людей, наших ровесников, с которыми не поговоришь о современном. Они тебя посчитают «плебеем», хиппи или чем-нибудь того хуже. А сами могут днями говорить только о художниках, музыкантах, композиторах. Но если ты попытаешься вмешаться в их разговор, последует «деликатный» ответ: «Ладно, иди к своим, а нам не мешай». Вот, может, поэтому молодёжь и делится на две группы.

А не лучше ли, если «классицисты» собрали бы ребят «противоположной» группы, и сводили бы в музей, и не торопясь рассказали о любимом искусстве? И как будет здорово, если «современные» зададут несколько вопросов, а они сумеют на них ответить! Ну а вечером опять собраться вместе и послушать рок и поп-музыку. Вот тогда можно считать всех этих ребят современными, идущими в ногу со временем. Конечно, если вы заведёте разговор о классике на танцах или — ещё хуже — будете поносить секции каратэ, вы поставите под удар не только себя, но и всё искусство.

Пройдут годы, и мы, став взрослыми, станем понемногу «охлаждаться» от своих увлечений и тогда поймём (обязательно) и прекрасные полотна Тинторетто и Мане, и чарующую музыку Моцарта и Глинки, и уже вряд ли променяем концерт Чайковского на выступление зарубежного ансамбля. Не знаю, может, это утопия?

Заканчивая письмо, я твёрдо уверен, что отношусь сам ко второй группе, хотя и не считаю себя противником классики. Просто хочу жить современно. И иногда вместо Б. Штоколова послушать П. Маккартни, а вечером вместо книги о Рембрандте полистать альбом с образцами современной моды. А потом, отложив в сторону карандаш или кисть, набивать мышцы ладони о твёрдый предмет. Пускай это подражание, и мне никогда не разбить ударом руки шесть кирпичей. Но цель, вера помогают мне в работе и отдыхе.

Знаю, что у Георгия будет больше сторонников, чем противников. И хотя будут упрекать и сторонников классики, но «современным» достанется больше. Поэтому я призываю всех молодых из так называемой «второй группы» не сдаваться, а дать отпор. Не знаю, может, это громко сказано. Но ведь на стороне «первой группы» школа, родители, ЖЭКи, районо, гороно и пр.

Михаил Нахабцев, 17 лет г. Лесосибирск, Красноярский край

* * *

Да, есть ещё у нас, к сожалению, такие люди, которые не признают классики. Я очень люблю искусство и стараюсь передать эту любовь другим. В классе я давно хотела проводить беседы об искусстве, да всё боялась, что меня никто не поймёт и не будут слушать. Но потом решилась. Первая беседа прошла не очень удачно, но меня слушали, задавали вопросы, спорили. Может, не все поняли, потому что тема была трудная — о современном искусстве, а без специальной подготовки в нём нелегко разобраться. Следующая беседа прошла отлично. Я поняла, как надо говорить и о чём. Взяла тему о древнем искусстве — о «семи чудесах света». Материал к ней начала подбирать давно, было много интересного. Я рассказывала легенды древности о «чудесах», показывала иллюстрации, которые рисовала сама. Рассказывала долго и чувствовала, что меня слушают с интересом. И тогда внутри зажёгся огонёк радости оттого, что меня поняли. Внимательно слушали меня и те ребята, которые увлекаются иностранными ансамблями и спортом: под конец ни у кого не было на лицах безразличия. Мне кажется, они уже устали от потока современной информации, и всё, что я рассказывала, воспринимали как сказку.

Классика вечна. Но и современность отвергают лишь те, кто её просто не понимает. Классика и современность вместе — это неоценимое богатство прекрасного, доброго, щедрого. С ним и надо жить!

Татьяна Худашова, 17 лет г. Томск

* * *

 От редакции.

Вот какой завязался разговор. Надеемся продолжить его, причём просим задуматься вот над чем.

Редакция решительно не имеет ничего против каратэ как вида спорта. Убеждены только, что разящая «пустая рука» (так переводится слово «каратэ») должна подчиняться голове, наполненной важными для общества мыслями. Одну из них сформулировала наша читательница: «Спорт нужен только для того, чтобы в здоровом теле жил здоровый дух».

Непонятно, почему нет пока писем от противников классики. Или правда, что кругозор их «от ансамбля до самбо» и они не умеют связно излагать мысли? Что-то не верится... Покажите, пожалуйста, им этот номер.

Ещё одно. Представление о классическом искусстве вы в основном связываете с именами титанов западноевропейского Возрождения. Хорошо, что произведения их волнуют вас. Но в письмах отсутствуют имена Рублёва, А. Иванова, Сурикова и многих других гениев отечественного искусства. Почему?

До встречи в клубе «Ваше мнение»! Ждём писем.

 

Журнал Юный художник №1  1981 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..