Стили и жанры
|
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ХУДОЖНИК ТОГРУЛ НАРИМАНБЕКОВ21.02.2021
Тогрул — так подписывает свои праздничные, насыщенные солнцем и музыкой полотна народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола республики живописец Нариманбеков. Тогрул Фарманович объездил чуть ли не полмира. В дальние путешествия и короткие поездки его зовёт жажда творчества, новых впечатлений и открытий. Как свидетельствует о своем друге писатель Анар, «он рисовал храм Василия Блаженного в Москве и собор святого Петра в Риме, деревья Индии и кафе в Париже, шахтёров Германской Демократической Республики и рабочих Польши. Но магистральной темой творчества Нариманбекова является Азербайджан — его горы и сады, древние города и шумные базары. И, конечно же, люди — солдаты pеволюции и сегодняшние нефтяники, пастухи и поэты, чайханщики и художники, матери и дети... И какую бы страну ни писал Тогрул, он, остается азербайджанским художником».
Творчество Нариманбекова обращено к темам и событиям родной республики — будь то героическая трагедия двадцати шести бакинских комиссаров или образы современников, близких по духу людей (портреты художника Э. Рзакулиева и его семьи, писателя Анара, поэтов Ф. Годжи, И. Ахундова), будь то неповторимые краски Нахичеванских гор или вид на старый город — Ичери-шехер, радостные и роскошные натюрморты с кровоточащими гранатами, медной посудой, буйной свежей зеленью или обобщенная, звучащая гимном щедрости и изобилию родной земли картина «Плодородие», музыканты, погруженные в печальную мелодию — мугам, или доверчивые улыбки детей.
Полусерьёзно - полушутливо художник говорит: «Я не могу отдыхать в Азербайджане — на любого прохожего, которого вижу на улице, воображение реагирует как на возможного персонажа будущей картины. Я сумею отдохнуть только там, где наверняка знаю, что встречаемые мной люди — не мои типажи».
Дарование Т. Нариманбекова разносторонне и ярко. Он пишет стихи, увлечённо занимается вокалом, и это не просто любительство: закончив художественный институт, Тогрул учился в консерватории, где педагоги-музыканты уважительно отзывались о его теноре. Настоящий талант, как правило, проявляется в нескольких областях, извлекая из одного вида искусства то, что обогащает эмоциональное содержание, образный строй другого. И в главном деле жизни — в художественном творчестве — Нариманбеков многогранен и пытлив. Известны его удивительно изящные рисунки. Плодотворно обращение к национальному фольклору, отечественной поэтической классике, изучение принципов восточной миниатюры. Удачны и опыты иллюстрирования книг, например, оригинальное прочтение древнеазербайджанского эпоса «Деде Кор-куд».
Художник снискал популярность в основном своими неподражаемыми станковыми произведениями камерного характера. Но и его непрестанная тяга к широкому пространству нашла конкретное выражение в ряде работ для театра, кинематографа, в произведениях монументальной живописи. Грандиозные театральные задники, фееричные росписи занавесов и декораций Нариманбекова обогатили постановку балетных спектаклей «Тени Кобыстана», «Семь красавиц», «Насими», «Тысяча и одна ночь».
Из монументальных творений живописца назовем хотя бы одно — фрески в Театре кукол имени А. Шайка. Благодаря им (и, конечно, ещё многим другим произведениям) земляки с гордостью говорят о своем поистине народном художнике: «Этими росписями Нариманбеков превратил театр кукол ещё в одну достопримечательность города, куда наряду с Девичьей башней, Ханским дворцом и Музеем ковра стали водить туристов и гостей. Он и сам достопримечательность Баку: наш Тогрул — один из обязательных и органических элементов, живых единиц, из которых и складывается характер города».
Журнал «Юный художник» №9 1982 г. |