Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГЕРАСИМОВ ОБ ИСКУССТВЕ

05.03.2021

Сергей Васильевич Герасимов в мастерской
Сергей Васильевич Герасимов в мастерской

 

Настоящее искусство приходит только к глубоко мыслящему художнику.

Знать жизнь — значит объять её пытливым умом и живым чувством. Тогда художнику будет что сказать зрителю.

Художникам необходимо высокое профессиональное мастерство. Без этого не может быть подлинного искусства, и поэтому постоянное, ежедневное совершенствование мастерства является для каждого из нас первоочередной задачей.

В любую эпоху — от фресок Микен, от мозаик Равенны до Дюрера, до Эдуарда Мане и Василия Сурикова — классическое искусство, то, которое осталось в истории, было музой и судьёй жизни, хранителем человеческой мудрости, ярким лучом разума и в дни возрождения, и в дни смуты и тьмы.

Вне реализма, вне жизненной правды и передовых идеалов современности нет и не может быть подлинного художественного творчества.

Служа истине, сам приближаешься к ней. А смысл человеческой жизни, наверное, именно в этом постоянном стремлении к истине, в каждодневном содействии улучшению общества.

Мера таланта в искусстве, разумеется, бывает разной. Но, сколько бы дарований ни было отпущено человеку, успех ожидает его в творчестве только тогда, когда он щедро, беззаветно отдаёт своему делу и своему народу всё, что имеет.

Идеи, мысли и вообще всё содержание произведения могут быть по-настоящему выражены в образной художественной форме лишь тогда, когда художник живёт своей большой темой, высказывает к ней своё личное, глубоко индивидуальное отношение в самом творческом процессе. И вот когда сильно проявляется его личная заинтересованность важными вопросами современной ему действительности, только тогда и может появиться произведение, эмоционально воздействующее на зрителя.

Содержание всегда останется главным в искусстве. Всё в искусстве — из содержания и для содержания. И мастерство тоже для содержания, а не само по себе. Но мастерство необходимо как средство проявления содержания.

Мы, преемники и продолжатели традиций высокого искусства, должны свято помнить, что только идеи современности, воплощённые в мастерской, высокопрофессиональной и современной форме, достойны настоящего искусства...

Испокон веков настоящее искусство стремится ввести человека в лучший мир, содействовать его совершенству, пробуждать высокие чувства.

В этом смысле лучшие произведения изобразительного искусства — это передовые в колонне шагающего навстречу прогресса человечества. Это форпосты светлого будущего.

Не новомодность форм следует вырабатывать, но находить всё новые и новые способы раскрытия поэтического содержания наших дней и наших людей.

Формализм и натурализм проявляются иной раз не только как следствие изъянов в мировоззрении молодого художника, но просто как результат его профессиональной неграмотности, растерянности перед техническими трудностями, неумения проникнуть в сущность явления. И вот здесь особенно плодотворной будет поддержка старших, чтобы молодые не потеряли веру в себя, были уверены, что и им по плечу создание произведений настоящего, высокого реалистического искусства.

Наш метод — социалистический реализм — это выражение нашего мировоззрения и мировосприятия.

Художник должен горячо любить жизнь и ненавидеть всё то, что мешает ей двигаться вперёд. Если он вложит в произведение свою «душу живую», оно обязательно вызовет отклик у людей...

Новое содержание требует поисков новых художественных решений — это стало уже аксиомой. Но никто не может присваивать себе монополию на новаторство. Самый мудрый и дальновидный новатор — это народ, создающий своим трудом всё прекрасное на земле... Чувство ответственности за свой труд, понимание величественных задач, стоящих перед искусством в период развёрнутого строительства коммунизма, образное выражение нашей кипучей жизни поможет художнику найти подлинно новаторский путь.

Умея видеть дарование, надо уметь и ценить его. Творчество — это и продукт самой строгой моральной и философской дисциплины, и результат торжества человеческой сердечности, чувства локтя, товарищества.

Искусство не может развиваться без активного участия молодёжи, без притока свежих и ярких талантов.

Художественные искания не самоцель, а средство глубокого раскрытия правды и красоты жизни, нахождение новых путей воплощения духовного богатства советского человека, выражение коммунистических идей и подлинно горячих чувств.

Самоуспокоенность — это враг творчества. Мы — за творческое беспокойство, за пытливость мысли, чистоту сердца, зоркость глаза и верность руки. За тот огонь, что даёт свет и тепло людям,— за огонь творчества.

Сила советского искусства состоит в том, что оно всё время находится в поступательном движении, не отставая от гигантского развития нашей страны, строящей коммунизм, что сам метод социалистического реализма несовместим с каким-либо застоем.

 

Журнал «Юный художник» №9  1982 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..