Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ИСКУССТВА ЖИВОПИСИ...

07.03.2021

Нодар Думбадзе
Нодар Думбадзе

Наверное, всякий ребенок начинает думать, мечтать и даже говорить в рисунках. Я не знаю дома, в котором не нашлась бы целая груда разноцветных карандашей с обломанными, нещадно изгрызенными грифелями да кипа расписанной причудливыми фигурками бумаги. Быть может, в основе этого тот самый первобытный инстинкт, который вдохновлял древнего человека вычерчивать на камнях первые иероглифы. Но среди миллионов, миллиардов рисующих только избранным даровано божественное предназначение волновать своими творениями умы и сердца.

Излишне говорить о силе воздействия искусства. Как часто я сам, потрясённый, «вслушивался» в божественные песнопения росписей древних соборных сводов, в рокот вавилонского столпотворения; могу поручиться, что собственными ушами слышал стон и клич застывших в камне древних полководцев, звонкое ржание их коней. Когда же передо мной впервые распахнулись двери парижского выставочного зала импрессионистов, мне показалось, что я внезапно, каким-то чудесным образом вступил в самую душу весны. В Лувре, затаив дыхание, больше часа простоял перед Венерой Милосской и в конце концов, не удержавшись, тихонько дотронулся рукой до скульптуры. Знал, что это запрещено, и выслушал поэтому заслуженный упрёк смотрителя. «Она тёплая»,— вырвалось у меня виновато. Эти слова заставили смотрителя улыбнуться, и я получил разрешение ещё раз прикоснуться к мраморной богине.

Думаю, что художник и скульптор — это те самые люди, которым больше всего завидуют писатели. Такая вот огромная белая зависть охватывает меня, когда я смотрю на скульптурные работы Мераба Бердзенишвили «Георгий Саакадзе», «Давид Гурамишвили», на картины Дмитрия Эристави «Девочки, прыгающие на одной ноге» и «Продавец фиалок», на литые фигуры «Вахтанг Горгасали» и «Мать-Грузия» Элгуджи Амашукели, на чудесные портреты кисти Зураба Нижарадзе, на «Лилео» — работу Вахтанга Ониани и «Пшавские мотивы» Тенгиза Мирзашвили. Когда же листаю страницы собственных книг, оформленные и иллюстрированные художниками Джемалом Лолуа и Нодаром Малазания, приходит мысль, что в данном случае они не только художники, но и мои полноправные соавторы.

 

Бывало со мной не раз, что, долго простояв перед картиной в выставочном зале, я направлялся к столу, на котором лежит раскрытая книга отзывов, направлялся с желанием поделиться мыслями, и всегда уходил, так и не вписав их в книгу — не получалось, ибо живопись воспринимается не только зрительно, но ещё и в первую очередь где-то внутри, глубоко, таинственно; будоражит мысли и чувства, которые не высказать никакими словами. Наверное, я ничего более существенного не сумею сказать в этой коротенькой заметке. Одно мне ясно, что человечество уподобилось бы рано осиротевшему младенцу, если бы не было на свете искусства живописи.

 

Нодар ДУМБАДЗЕ, писатель, лауреат Ленинской премии

Журнал «Юный художник» №8  1982 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..