Стили и жанры
|
ИСКУССТВО, ПОСВЯЩЁННОЕ РЕВОЛЮЦИИ21.03.2021
Исполнилось сто лет со дня рождения Дмитрия Стахиевича Моора (псевдоним Д. С. Орлова 1883—1946 гг.), одного из зачинателей и виднейших художников советской политической графики.
Учась в Московском университете, он принадлежал к активной революционно настроенной части студенчества. Его талант рисовальщика проявился бурно, и обращение к искусству произошло быстро, почти без профессиональной подготовки. В дальнейшем Моор упорно учился сам, требовательно совершенствуя своё мастерство.
К 1917 году Д. С. Моор стал уже вполне оформившимся художником, который посвятил свое искусство делу пролетарской революции. В годы гражданской войны и военной интервенции он создал более 50 ярких, пламенных, пропитанных революционным пафосом плакатов, призывающих рабочих и крестьян защищать советскую Россию от посягательств империалистических сил, свергнутой русской буржуазии и монархистов.
В это тяжёлое для народа время, в холодной и голодной Москве Моор создает свои сильнейшие произведения — плакаты: „Ты записался добровольцем? “, „Красный подарок белому пану“, „Врангель ещё жив, добей его без пощады". На листе „Ты записался добровольцем?" изображён красноармеец на фоне дымящихся фабричных труб, олицетворяющих свободный мирный труд, который надо отстоять. Протянутая рука красноармейца, как бы выходящая из плаката, делает связь между ним и зрителем совсем осязательной.
Лист „Врангель еще жив, добей его без пощады" связан с контрреволюционным походом армии Врангеля в Крым. В его нижнем правом углу изображены разбитые Красной армией царские генералы Юденич, Колчак, Деникин. Врангель протягивает руку к промышленному Донбассу. Но рука эта будет отсечена занесённым красноармейским мечом.
Изобразительный язык Моора предельно ясен, лаконичен, выразителен. „Я стремился, чтобы язык художника звучал, как речь политического оратора", — говорил впоследствии заслуженный художник РСФСР Д. Моор.
В золотом фонде советского изобразительного искусства останется плакат „Помоги! " — (1921 г.), получивший всемирную известность. Он создавался во время неурожая и голода в Поволжье. Народное бедствие — и в воздетых иссохших старческих руках, и в светлой фигуре на чёрном фоне, и в пустом белом колоске.
Своим творчеством Д. Моор заложил основы советского политического плаката, утвердил его ставшие отличительными черты: динамику и лаконичность формы, образную и цветовую выразительность.
КИПРА БОРАЧЕВА Журнал "Картинная галерея" (издание Союза болгарских писателей и Союза болгарских художников) № 9, 1983 г. |