Стили и жанры
|
МОЛОДЫЕ СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ 1970-х23.03.2021
Необычайная интенсивность характеризует творческую жизнь советских художников 1970-х годов. В ней принимают активное участие представители всех поколений, различных национальностей нашей страны. Наряду с художниками Москвы и Ленинграда всё успешнее выступают мастера всех союзных и многих автономных республик и областей, крупных городов с растущими отделениями творческих союзов. И всё более весомым, значительным становится вклад творческой молодёжи в художественную сокровищницу народа. Прошедшие на протяжении 70-х годов многочисленные молодёжные групповые и зональные, республиканские и всесоюзные выставки дипломных работ художественных вузов и творческих мастерских Академии художеств СССР позволяют говорить о целеустремлённости молодых художников, о росте громадного нового многонационального отряда, вливающегося в Союз художников СССР, о действенном процессе развития всех национальных школ. Пока ещё далеко не всем из молодых удаётся создать значительные произведения. Не хватает опыта, а иногда и профессионального мастерства. Ведь задача создания идейно-значительного произведения сложна. Она требует неустанных поисков наиболее выразительных средств воплощения художественного образа. И всё же среди множества работ, представленных на молодёжных выставках, часто встречаются талантливые, идейно-зрелые произведения, которые свидетельствуют о том, что искусство молодых — это и будущее советского искусства и его сегодняшний день. Творчество молодых художников не только резерв дальнейшего развития, но и активная сила идейно-эстетического воздействия в формировании духовных ценностей нашего народа сегодня. Это самые тонкие, нежные, но порой и хрупкие побеги могучего прекрасного древа — советского искусства. Вместе с тем само понятие молодёжного искусства весьма условно, так как возраст, формально определённый для участия в молодёжных выставках и объединениях, охватывает художников до тридцати шести лет, то есть времени не только становления, но и расцвета таланта. И конечно же, произведения, экспонированные на наших молодёжных выставках, отличаются не только степенью и характером одарённости их создателей, но и зрелостью, весьма ощутимой разницей в уровне работ начинающих или более опытных и мастеровитых художников. Крупнейшие достижения советского искусства 1970-х годов, возросший общий эстетический уровень художественных произведений, интернационализм и взаимообогащение национальных культур советского народа обусловлены претворением в жизнь последовательной партийной политики: Программы КПСС, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС. И в каждом из партийных документов есть строки, посвящённые нашей молодёжи, проникнутые отеческой заботой о нашей смене, о нашем будущем. Постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью» (1976) дало новый мощный стимул творческому росту молодых талантов.
«Настоящий талант встречается редко. Талантливое произведение литературы или искусства — это национальное достояние. Мы хорошо знаем, что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях»,— эти слова из речи Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС дают точную оценку значения истинного таланта. Открытию новых дарований, постоянной работе с молодёжью уделяют большое внимание Союз художников СССР и Академия художеств СССР, учителя и наставники — крупнейшие советские художники, передающие из рук в руки эстафету поколений, основы и тонкости своего мастерства. В художественных школах, училищах, вузах, в многочисленных студиях народных университетов, раскинувшихся по всей нашей необъятной стране, растут и получают основы профессионального мастерства молодые художники. Наиболее талантливые из них совершенствуются в творческих мастерских Академии художеств СССР и при отделениях Союза художников СССР. Всемерную помощь и поддержку оказывает творческой молодёжи ЦК Ленинского комсомола, возглавивший движение за приближение искусства молодых к жизни, к ударным трудовым коллективам коммунистических строек. По путёвкам комсомола молодые художники выезжали работать на БАМ и КамАЗ, в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока. Результаты этих поездок — рисунки, этюды — послужили материалом для создания законченных произведений. Организацией таких поездок совместно с ЦК ВЛКСМ занимались молодёжные комиссии Союза художников и творческие объединения. Большую активность проявило Московское объединение молодых художников, в составе которого более пятисот человек. Многие из них стали экспонентами молодёжных выставок МОСХа. В выставке «Молодость России» (1976) участвовали тысяча двести сорок восемь человек, почти столько же участников было во всесоюзной выставке «Молодость страны», а в преддверии этих выставок на областных, краевых, групповых выставках экспонировали свои работы более шести тысяч человек. Подавляющее большинство участников этих смотров — живописцы, может быть, самые разнообразные и неровные, устремлённые к поиску своего творческого лица, своего почерка, но порой зависимые от своих учителей, манере которых подражают, или следующие избранным мастерам мировой классической и современной живописи. Многие из них, увлечённые поисками национального колорита, формы выражения, обращаются к коренным традициям национальной культуры, в частности к народному творчеству. Расширение традиций, используемых молодёжью, в целом характерно для наших дней.
Более ровно выступают графики. Они обращаются к разным темам и разным материалам. Заметны среди них авторы, охотно, хотя и не всегда оправданно, прибегающие к средствам фотографии и монтажа в целях усиления экспрессивности образного решения. Новаторские тенденции характеризуют и устремления наиболее талантливых скульпторов, прочно базирующихся при этом на реалистических традициях своих предшественников и великих мастеров классики.
От того, какими путями пойдёт развитие отряда молодых, зависит очень многое для будущего советского искусства. Этим объясняется пристальный интерес общественности, всего нашего народа к особенностям и своеобразным чертам искусства молодого поколения, активизировавшегося в 70-е годы.
При всём монолитном единстве идейных основ советского искусства на всём протяжении его развития каждое новое поколение вносит свой вклад, обретая черты творческого своеобразия, обусловленные множественностью сложнейших причин и, прежде всего, теми особенностями исторического развития страны, народа, которому оно принадлежит, неразрывна преемственность и взаимосвязь поколений и в то же время очевидны различия между ними, завоевания каждого, а иногда и утраты ранее завоёванного.
Молодые художники, вступившие на самостоятельный путь творчества в 70-е годы, родились по большей части в трудные военные и послевоенные годы, формировались на протяжении 60-х годов, в обстановке мирной жизни нашей страны. Свидетели и участники грандиозного коммунистического строительства, ведущегося всем нашим народом, устремлённым к покорению космоса, проникновению в тайны атома, микромира, молодые остро чувствуют просторы открывающихся горизонтов. Их вдохновляют великие свершения нашего времени. И вместе с тем, острая идеологическая борьба, ведущаяся с лагерем реакции и милитаризма, вызывает у молодых обострённое чувство ответственности, интернациональной солидарности, обусловливает широту мировосприятия, отражающего всю сложность и противоречивость общественных отношений современного мира. Отсюда пристальное внимание к темам международной жизни, борьбы трудящихся за свои права в странах капитала, в освобождающихся от колониализма странах развивающегося мира.
Важное достижение искусства молодых — обращение к жизни советского народа, к его чувствам и устремлениям, к сложнейшим проблемам современности. Это органично связывает их с общим потоком советского искусства. И в то же время есть своеобразные аспекты действительности, их привлекающие: это, в первую очередь, молодёжная тематика, образы молодых сверстников, это глубокий интерес к исследованию отношения человека и природной среды, взаимоотношений между людьми, проблемы этики и морали. Часто молодые художники включают в композиции самих себя, рисующих уходящие к горизонту масштабные стройки, всматривающихся в лица героев своих произведений. Их покоряет энтузиазм строителей, кипучая жизнь производства, сложнейших механизмов, хозяином которых всегда является рабочий человек.
Характерны для молодых 70-х годов смелый поиск нового подхода к изображаемым явлениям, ясно обозначенная портретность образов во многих произведениях, умение увидеть и передать величие повседневности, поэзию и красоту светлого мира детства и юности. Характерно и стремление к обновлению выразительных средств, к использованию приёмов смежных видов искусства, в частности театра и кинематографа, с его крупными планами и неожиданностью кадрировки. Углублённое отношение к проблемам творчества, мастерства, расширение традиций — свидетельство нарастающего интеллектуализма искусства и эрудиции его создателей. И вместе с тем интеллектуализм привносит часто тенденцию рассудочности, холодности в произведения, из которых выхолащивается живое дыхание жизни, её трепетность, эмоциональность, полнота мировосприятия.
С наибольшей наглядностью и ясностью разнообразие тенденций развития искусства 70-х годов проявилось в станковой живописи, с её завоеваниями и утратами, её достижениями и просчётами. Именно в живописи острее обозначилась и новая манера видения, характерная для молодых, определился круг традиций, к которым они обращаются, — это искусство раннего Возрождения, древнерусское, фольклор. Широкое распространение получила тщательная, как бы лощёная манера письма, уподоблённая раскраске, с преобладанием рисунка, чётко очерчивающего форму, ясную, жестковатую. В лучших картинах, написанных в этой манере, есть ощущение ритмов современности, раздолья просторов, напряженной внутренней жизни героев. В таких работах ясно стремление к конструированию, построению законченной композиции, к проработке всех деталей переднего и дальнего планов. Сохраняется и развивается чисто живописная манера письма, при которой роль колорита, усложнённого и обогащённого, господствует над всеми другими элементами, либо органически с ними связана. И в лучших из этих картин художников главное это — духовное содержание, эмоциональность, взволнованность, поэтизация, выраженные своеобразным языком тональной живописи. Между этими полярными манерами складываются множественные градации, преобладающие в живописи того или другого молодого живописца.
Общей положительной тенденцией для молодых художников, работающих в разных манерах и жанрах, следует признать стремление к созданию законченной картины. Однако эта важная положительная тенденция обладает и теневой стороной. Победившая сырой подготовительный этюд, ещё недавно господствовавший в творчестве молодых, картина во многих случаях утрачивает живое дыхание жизни. Отсутствие прочной базы подготовительных этюдных работ обедняет полноту восприятия действительности. При глубоком интересе к внутреннему миру героев, преобладающей тенденцией построения становится статика, не увлечение сюжетной стороной происходящего, но углублённое внимание к личности человека, поэтизация действительности, выявление её закономерностей. Отсюда частые композиционные «предстояния» героев перед зрителем, отсутствие действия, уподобление ряда композиций своего рода фотографиям. Позируют производственники, строители, колхозники, студенты. Отсюда и увлечение неглубокой пространственной площадкой, на которой развёртывается действие, либо плоскостным её решением. Даже при панорамном обзоре широчайших просторов сибирских строек даётся преимущественно точка зрения сверху, заполнение всего пространства картины несколько схематичным, плоскостным изображением видимого мира. И тогда точность в прорисовке деталей, подчёркнутых, иногда гипертрофированных, вызывает впечатление общей безжизненности, условности образного решения, статичности композиционного решения художественного произведения.
Разумеется, не стандартизация декоративности и условных приёмов, но стремление к глубокому раскрытию и наполненности образа приводит молодых к подлинным удачам. Оригинальность построения, умение найти свой особый аспект изображения, свою тему и своих героев — раскрыть их характеры, заинтересовать ими зрителя, вызвать ответные эмоции — сложнейшая задача, с которой уверенно справляются самые талантливые из молодых мастеров. И при решении такой задачи подготовительный период создания законченного произведения требует большой затраты сил и времени, большей углубленности в работе над этюдами, над натурой, претворёнными затем в картину. Следуя по этому пути, можно дать и обобщение, и в то же время сохранить дыхание жизни, эмоциональность, непосредственность.
Многообразием тенденций и творческих почерков характерна графика молодых, обращённых к современности, к сложнейшим темам и образам наших дней и историко-революционного прошлого страны. Многие из них работают в сложнейших материалах и техниках, используют офорт и литографию, монотипию, акварель и пастель, варьируют сложную смешанную технику, применяя фотохимические и репродукционные средства. Среди работ такого типа, посвящённых этапам истории нашей Родины, исполненных в сложной смешанной технике, можно найти такие, которые соединяют плакатную броскость с тщательной разработкой декоративных приёмов офорта. И одновременно в них заключена опасность подмены художественного исполнения режиссёрским использованием готовых кино- и фотоматериалов. Цельнее, органичнее выглядят серии и отдельные композиции, выполненные в «чистой» технике цветной или чёрной линогравюры, акварели, пастели, с мастерским использованием всех тончайших средств именно данной техники. Их достоинства в новизне и законченности образного строя, в зорком проникновении в те глубокие изменения, которые происходят в жизни и в людях наших дней.
Охотно обращаются молодые художники и к испытанному многими предшествующими поколениями карандашу, рисуя серии многофигурных композиций в мягкой серебристой тональности, умело пользуясь выразительностью гибкой линии, тонкостью едва заметного штриха и растушёвки. Линия подчёркивает архитектоничность построения интерьеров, абрисы фигур, мелкие детали обстановки. Острый линейный рисунок привлекает своей уверенностью в масштабных композициях на современные и исторические темы, в которых используются контрастные сопоставления укрупнённого переднего плана и тающего, но хорошо воспринимаемого зрителем дальнего плана изображения.
Значительно активизировались в 1970-е годы молодые скульпторы, расширилась тематика их работ. Наряду с темами современности чаще обращаются они к образам великих исторических деятелей. Причём в каждом отдельном случае находят своеобразные композиционные решения, включая иногда разнообразные предметы и точно выбранные детали, характеризующие среду, в которой работали и творили изображаемые люди. Скульптурные композиционные портреты запечатлевают учёных, писателей, ударников труда в повседневной остановке среди привычных вещей.
Успешно пользуются молодые разнообразными материалами, выявляя их свойства и возможности. Наряду с бронзой, мрамором, камнем, деревом применяют алюминий, бетон. Чувством современности, героической устремлённостью отмечены образы наших молодых современников: рабочих, строителей. Их мускулистые, крепко построенные фигуры пластичны и конструктивны. С ними хорошо сочетаются драпировки и столь «нескульптурные» одежды наших современников, которые удаётся одухотворить в ряде композиций и портретов. Они словно трепещут на ветру, динамичными, крупными складами подчёркивают основные ритмы движений. Удачно обращение к многофигурным композициям жанрового характера, динамическим решениям темы труда. Создаются молодыми и монументальные образы, но реже, и это вполне объяснимо сложностями работы над произведениями такого рода. Многие молодые скульпторы успешно пробуют свои силы в мелкой пластике. Произведения для настоящего альбома отобраны, в основном, с двух больших выставок — всесоюзной выставки «Молодость страны» (1976) - республиканской выставки «Молодость России» (1976), а также с академической и ряда групповых выставок, прошедших в 1975—1976 годах. Учитывая обилие материала по всем разделам выставок, составители сосредоточили своё внимание на трёх видах изобразительного искусства — живописи, скульптуре и графике, отказавшись от показа монументального, театрального, кинодекорационного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, которые занимали значительное место на больших выставках и заслуживают в силу своей специфики специального освещения. В связи с преобладанием на выставках произведений живописи, в альбоме ей уделено главное место, пропорционально включены произведения скульпторов и графиков. Далеко не все произведения, заслуживающие этого, оказались отобранными для настоящего альбома. У ряда авторов на выставках экспонировалось по нескольку работ, у графиков — серии гравюр или рисунков, неразрывно между собою связанных. Однако, исходя из желания шире представить разнообразные индивидуальности и тенденции молодости нашей страны, составители альбома пришли к выводу о показе только одной работы каждого автора. Это, безусловно, обедняет творческое лицо наиболее талантливых участников выставок, особенно страдают при этом графики или авторы живописных серий, многочисленных композиций, которые могут выглядеть при таком показе несколько фрагментарно. Однако многочисленность, богатство экспозиций молодёжных смотров вызвали настоятельную необходимость шире развернуть картину многообразных исканий, почерков, индивидуальностей и устремлений молодых советских художников. В приложении к альбому даны краткие сведения о каждом из авторов, чьи произведения репродуцированы.
М. КУЗЬМИНА Альбом "Молодые советские художники". Автор-составитель М. Кузьмина. Издательство "Изобразительное искусство", 1979 г. |