Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ВЫСТАВКА «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»

04.04.2021

 

Великий Ленин прозорливо говорил о том, что народ, вступивший на светлый путь построения коммунистического общества, завоёвывает тем самым не только право на материально обеспеченную жизнь, он получает также право на все достижения культуры, на настоящее большое искусство. Эти слова воплощены теперь в реальность. Героический труд советского народа, неустанная воспитательная и организационная работа коммунистической партии создали все необходимые условия для того, чтобы в нашей стране выросло и окрепло настоящее большое искусство, продолжающее на новой основе лучшее из того, что создало человечество в прошлые эпохи.

 

Последние годы — период поистине гигантского разворота сил нашего народа, вплотную приступившего к построению коммунизма — характеризуются чрезвычайно важными процессами в области искусства. Под идейным руководством партии, на пути дальнейшего укрепления связи искусства с жизнью народа успешно преодолены ошибочные тенденции, проявившиеся в период культа личности, дан решительный отпор эстетско-формалистическим влияниям, ожившим в 1956—1957 годах. Достигнуто ещё более крепкое сплочение всех талантливых, здоровых творческих сил советского искусства на основе незыблемых принципов социалистического реализма, понимание которых освобождено от тенденций к упрощенчеству и схематизму. В результате — дальнейший идейно-художественный рост советского искусства, расцвет множества ярких творческих дарований, чей вдохновенный труд, оплодотворённый ясной идейной программой, крепнущей связью с жизнью народа, реализуется в замечательных художественных произведениях, которые раскрывают большую и прекрасную правду о нашей стране, её свершениях, её идеалах.

 

Выставка «Советская Россия», открывшаяся 15 апреля в Центральном выставочном зале Москвы — новое живое и яркое подтверждение того, что прогрессивные тенденции в нашем искусстве умножаются и обретают силу.

В процессе подготовки к выставке художники Российской Федерации проделали большую плодотворную работу, и не случайно подготовка к выставке неизменно привлекала самое пристальное внимание широкой общественности. К выставке было создано около 30 тысяч произведений, более половины которых демонстрировалось на местных отборочных выставках, с живым интересом встреченных любителями изобразительного искусства из самых широких масс народа.

Особенно большой резонанс получили крупнейшие ленинградская и московская выставки. Но важно подчеркнуть одновременно количественное расширение и качественное укрепление целого ряда других местных творческих союзов в автономных республиках, областях и городах Российской Федерации, активизацию их творческой работы, упрочение связи с жизнью — питательной почвой всякой полноценной творческой работы. Особенно энергично это проявилось в деятельности Союзов художников в Свердловске, Новосибирске, Горьком, Архангельске, Ростове-на-Дону, в Карельской АССР.

 

Более двух с половиной тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, отобранных Выставочным комитетом для показа в Центральном выставочном зале, и отдельно демонстрируемая экспозиция произведений декоративно-прикладного искусства — всё это богатейшее собрание плодов вдохновенного труда мастеров разных видов и жанров искусства ярко и с разных сторон показывает жизнь советского народа.

Художников привлекают героические страницы истории: Великий Октябрь, Гражданская война, Великая Отечественная война. На эти священные для всех нас темы созданы такие интересные произведения, как: «Октябрьские лозунги мира. У Нарвской заставы. 1917 год» А. Дейнеки, «Рядовой Октября» А. Левитина, «Между боями» А. и С. Ткачёвых, «Летом 1941 года» Ю. Кугача. Особо хочется выделить полные сдержанного сурового пафоса картины Г.Коржева из серии «Коммунисты»: «Поднимающий знамя», «Интернационал», «Гомер. Рабочая студия».

 

Видное место на выставке занимают произведения, в которых отражён образ великого Ленина. В скульптурах Н. Томского, В. Цигаля, А. Кибальникова и П. Бондаренко, в живописных произведениях В. Серова. В. Буланкина, Н. Сысоева, В. Цыплакова, в трагических работах Н. Жукова, П. Васильева, в той или иной мере вырисовываются живые грани обаятельно-человечного и в то же время — великого в своей мудрости и революционной страстности образа В.И. Ленина.

Однако, нужно прямо сказать, что фундаментальных вкладов в «Лениниану» советского искусства эта большая выставка, к сожалению, не дала. Быть может только интереснейшее монументальное панно А. Мыльникова и А. Королёва «Строители коммунизма», в композиции которого центральное место отведено своеобразно, условно и в то же время очень реально трактованному образу В. И. Ленина, пролагает путь для новых оригинальных исканий.

Но если непосредственно образ В. И. Ленина присутствует в сравнительно немногочисленных произведениях, то отсветы его идей, плоды его трудов — ясно чувствуются в большинстве. Ведь наша замечательная современность — живое воплощение великого дела Ленина, и, верно отражая нашу современность, художник раскрывает и этот её в высокой мере важный смысл.

А выставка «Советская Россия» особенно замечательна именно тем, что в произведениях, собранных на ней, весьма широко и многообразно показана современная жизнь советского народа. Это обстоятельство с удовлетворением отметили уже первые зрители, оно во многом определило её все возрастающий успех в народе.

Современная жизнь сложна и многостороння, но  одна сторона её является основополагающей — труд народа, сознательный, самоотверженный труд миллионов простых людей, вдохновлённых ленинской партией, обретших великое счастье активно участвовать в историческом процессе, творить в полную меру своих способностей, умножая материальные и духовные богатства общества, в котором каждый трудящийся человек пользуется всеми благами своего труда, всеми человеческими правами.

Произведения выставки широко освещают эту важнейшую сторону нашей жизни, вносят новый вклад в художественную разработку многогранной темы труда.

На выставке много портретов тружеников заводов и колхозов, представителей советской трудовой интеллигенции. Среди них назовем портреты рязанских колхозников работы В. Нечитайло, представителей рабочего класса и крестьян Н. Веселовой и А. Кабачек, выразительные портреты сибирских охотников В. Игошева, портреты приархангельских колхозников, созданные Д. Свешниковым, скульптуры Е. Николаева, Д. Народицкого, полотна В. Ефанова, К. Малютина.

 Однако основное внимание, по праву, отдано художниками большим тематическим композициям. Иногда это групповые портреты, как у художников Н. Бабасюка, А. Лактионова, но гораздо чаще — тематические картины в прямом смысле слова. Чрезвычайно показательно тяготение мастеров нашего искусства к широким образным обобщениям, многоплановому показу трудовой жизни советского человека в её реальном богатстве и многообразии, при котором интерес к героике и романтике не заслоняет ощущения реальных трудностей. «Героическое дело требует героического слова», — говорил А. М. Горький. Одни ищут это слово в сфере торжественно-монументальных образов, как А. Мыльников и А. Королев в упомянутом уже большом панно «Строители коммунизма» или А. Дейнека в мозаике «Мирные стройки», другие используют формы станковой бытовой картины, как, например, Ю. Подлясский в выразительном полотне «Они начинали Братскую ГЭС», пристально вглядываясь в лица людкй, создавая яркие характеры; третьи, интересуясь широким временным охватом жизни своих героев, прибегают к такой многообещающей своеобразной форме картины, как триптих — А. Никич «Магнитогорцы». Путей здесь много — важно одно, чтобы они в конечном итоге приводили к ясному, выразительному образному решению, углубляющему наше знание жизни, ведущему мысль вперёд, вдохновляющему душу. Этим привлекательна красочные полотна А. Бубнова «Вечер на пашне» и «На поле», в которых нет необходимости искать большого психологического содержания, но которые радуют нас, как хорошая лирическая песня, полная задушевной теплоты. Также выгодно выделяются среди скульптурных композиций яркостью замысла «Строительница» Л. Кремнёвой, «Камчатские рыбаки» Д. Шаховского, «Сбор металлолома» Н. Страхова, «Керамисты» Ю. Нерода.

Труд советских людей видоизменяет пейзаж страны: в лесах растут фабрики и заводы, пустынные степи превращаются в культурные поля, меняется облик старых городов, неотъемлемой частью пейзажа становятся инженерные сооружения: шоссе, мосты, мачты электропередач. Есть особая красота в этих умножающихся приметах преобразовательной деятельности человека, есть своя поэзия в быстро мчащемся поезде, в строгих линиях могучего корабля, в очертаниях высоко летящего самолета...

Найти эту поэзию, выразить её пластически, взволновать ею зрителя — благодарная задача современного пейзажиста. Её по своему ярко и выразительно решил В. Штраних в большом полотне «Спуск на воду атомного ледокола «Ленин» — картине, содержательной, эмоциональной, а также К. Фридман — «В тайге», Г. Нисский — «Над снегами» и другие.

 

Жизнь многообразна. Советский человек не только работает. Он учится, он отдыхает. Важное место в его жизни занимает семья. Он умеет мечтать и любить. Художники не забыли и этих сторон жизни, но иногда здесь проступает ещё шаблон, ненужная скованность чувств или, напротив, обнаруживается слащавость, а то и откровенно дурной вкус.

 

Но говоря о многостороннем отражении современности в произведениях выставки, необходимо обратить внимание на важное упущение — до обидного мало работ, посвящённых выдающимся историческим событиям нашей современной общественно-политической жизни: ведь, по строгому счету, только картина Д. Обозненко и Я. Серова «В перерыве XXI съезда» достойно представляет произведения этого очень интересного, важного и ответственного тематического плана. Правомерно ли, что в искусстве не получили, ещё своего достойного художественного отражения исторические XX и XXI съезды партии, огромной важности события, связанные с активнейшей борьбой Советского Правительства за мир? Необходимо, конечно, найти идейно правильный и художественно выразительный аспект той или иной темы, но это уже зависит от идейной и художественной зрелости мастера.

 

Искусство обладает замечательной способностью, отражая жизнь, приближать одно, отдалять другое, объединять ряд подобных явлений в одно типическое, характерное, которое становится незабываемо ярким и рельефным. Искусство одно из важных средств познания жизни. Но это средство познания специфично, для него исключительно важное значение имеет степень эмоционального воздействия на зрителя. А эта степень находится в прямой зависимости от того, насколько правдив художник в своём творчестве, как глубоко знает он то явление жизни, которое взялся показать, в какой мере оно взволновало его самого, как человека и гражданина. Искусству категорически противопоказаны как пустое штукарство и формалистические ухищрения, прикрывающие, как правило, равнодушие к жизни, снобизм, аполитизм, так и бескрылое, пассивное «отображательство», свидетельствующее об узости интересов, неумении подняться выше единичного факта, о скольжении по поверхности жизненных явлений. Всё это решительно отметается социалистическим реализмом — искусством огромных творческих возможностей.

 

Отрадно, что выставка «Советская Россия» даёт нам примеры дальнейшего укрепления настоящих творческих позиций в искусстве, обнаруживает несомненный рост творческой силы основной массы выступивших на ней мастеров, особенно показателен яркий расцвет дарований молодых художников, совсем недавно вышедших из стен учебных заведений. При этом замечательна активная работа молодёжи на главном направлении — полноценно-художественного решения образа человека. Было бы неправильным категорически отрицать правомерность обращения отдельных художников-станковистов с целью повысить выразительность общего строя произведения к некоторым приёмам решения образа, свойственным монументально-декоративному искусству, когда на первый план выступает чёткость характеристики, а не её детально разработанная многогранность, полнота. Но следует прямо сказать, что это отнюдь не магистральный путь в развитии станковой тематической картины (что, к сожалению, ошибочно провозглашалось в ряде устных и печатных выступлений последнего времени).

 

Вся история мирового искусства, в том числе и особенно близкого нам — классического русского реалистического искусства — совершенно ясно говорит: художественная выразительность тематической станковой картины прямым образом зависит от глубины и полноты в решении образа человека, от остроты и тонкости в трактовке его многообразных жизненных связей — социальных, психологических, что, в свою очередь, требует развёрнутого богатства живописной формы, использования большого, многосложного арсенала художественных средств.

 

Выставка «Советская Россия», несомненно, будет предметом пристального и всестороннего критического рассмотрения. Но уже сейчас ясно, что она знаменует собой очень важный, очень значительный шаг вперёд нашего искусства. Дальнейшее укрепление связи с жизнью народа, с современностью, рост идейности творчества, и в этой связи плодотворное стремление к широким обобщениям, к многоплановым образам, повышение уровня художественногл мастерства, более полное и зрелое выявление индивидуального богатства каждого таланта без налёта ложного оригинальничания — вот, пожалуй, то наиболее ценное, что даёт для дальнейшего развития нашего изобразительного искусства выставка «Советская Россия». На её величественном фоне приобретает особую значимость работа Первого съезда художников РСФСР, как важного этапа в деле дальнейшего сплочения творческих сил советского искусства на здоровой идейно-методологической основе социалистического реализма. Выставка даёт материал для большого делового разговора о судьбах современного советского искусства, о многообразии его его форм, о перспективах развития его различных видов и жанров.

 

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..