Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

НА ВЫСТАВКЕ ПЕЙЗАЖИСТА ВЛАДИМИРА СИНИЦКОГО

12.06.2021

Владимир Михайлович Синицкий (1896–1986)
Владимир Михайлович Синицкий (1896–1986)

 

В Одессе, а затем и в Киеве, состоялись выставки произведений Владимира Михайловича Синицкого, на которых было показано более ста картин и этюдов художника, характеризующих его сорокалетний творческий путь.

Жизнь и творчество В.М. Синицкого неразрывно связаны с Одессой. Владимир Синицкий родился в селе Кирисово-Покровское, Одесского уезда, 12 августа 1896 года. Ещё ребенком он попадает в Одессу. Знакомство с художественными сокровищами, которыми тогда славилась Одесса, способствовало развитию эстетического чувства будущего художника.

Володя Синицкий
Володя Синицкий

В 1911 году он поступил в Одесское художественное училище, где в ту пору преподавал К. К. Костанди. Следуя наставлениям Костанди, Синицкий постоянно пишет с натуры, не приукрашивая природу, но стремясь глубоко прочувствовать и осмыслить каждое явление.

Ранний период творчества Синицкого начался в годы становления Советской власти на Украине.

В 1921 году умер Костанди. Художники следующего поколения — Волокидин, Буковецкий, Бершадский, Заузе, Шовкуненко и другие — в начале 20-х годов объединились в Общество имени Костанди. Синицкий на первых порах как экспонент, а с 1927 года как член Общества становится активным участником всех его выставок.

Владимир Синицкий был женат на дочери Костанди, Елене Кириаковне.
Владимир Синицкий был женат на дочери Костанди, Елене Кириаковне.

 

В 1925 году (спустя семь лет после окончания художественного училища) Синицкий представил на выставку Общества художников имени Костанди свыше десяти своих работ, в их числе картины «Ранняя весна», «Последние лучи» и «К вечеру». В этих работах молодой художник изображает природу в разные времена года и при различных освещениях.

Синицкий В.М. Вечер. 1929 г.
Синицкий В.М. Вечер. 1929 г.

 

В небольшой по размерам картине «Ранняя весна» (1924) прекрасно передан тихий весенний день в Одессе, когда насыщенный влагой и пронизанный солнечными лучами воздух нежно обволакивает мягкой пеленой здания и оголенные деревья. Приглушённый голубой, серовато-охристый и плотный белый цвета тонко варьируются художником и создают впечатление богатства цветовых отношений, нежных светотеневых переходов.

Синицкий В.М. Ранняя весна. 1924 г.
Синицкий В.М. Ранняя весна. 1924 г.

Мастерство Синицкого крепло в новых условиях борьбы за реализм. Владимир Синицкий стремился следовать лучшим реалистическим традициям прошлого. Он презирал лёгкий труд. Он писал, как говорится, «кровью сердца», но, когда смотришь на его законченные работы, кажется, что они сделаны с необыкновенной лёгкостью.

Синицкий В.М.  В гамаке. 1929 г.
Синицкий В.М. В гамаке. 1929 г.

 

Среди работ, представленных Синицким на Всеукраинскую юбилейную выставку в 1927 году, особой простотой и ясностью изображения отличалась картина «У окна. Портрет жены» (1926).

У открытого окна на фоне осеннего пейзажа сидит молодая женщина с опущенными на колени руками. Ровный солнечный свет, подобно музыке, вливается через окно в комнату, стелется на подоконнике, скользит по фигуре женщины, легко лепит формы. За окном пожелтевшие кусты и блёклая зелень деревьев окутаны прозрачным, слегка холодеющим воздухом. На этом фоне особенно мягок выразительный тёмный силуэт головы.

Синицкий В.М. У окна. Портрет жены.1926 г.
Синицкий В.М. У окна. Портрет жены.1926 г.

 

По настроению и нежной гармонии красок к этому портрету близка картина «Окно» (1929). На фоне открытого окна, из которого струится рассеянный свет серого дня, слегка покачивается большая ветка винограда. Природа как бы сама входит в дом человека, в его жизнь и быт.

Синицкий В.М. Окно. 1929 г.
Синицкий В.М. Окно. 1929 г.

 

В своих картинах Синицкий дал трезвое и ясное изображение скромных уголков родной природы. Его «Пейзаж с маслиной.» (1929) — фрагмент природы, казалось бы, ничем не примечательной. Но на него можно смотреть часами, восхищаясь трепещущей листвой отливающего серебром дерева.

Синицкий В.М. Пейзаж с маслиной. 1929 г.
Синицкий В.М. Пейзаж с маслиной. 1929 г.

 

На VI Всеукраинской выставке в 1935 году Синицкий был представлен интересным по живописи «Вечерним пейзажем» (1933) и многофигурной композицией «Сортировка помидор» (1934). Синицкого привлек коллективный труд, богатые дары природы, добытые колхозниками. Художник запечатлел сидящих группами людей на фоне зелёного поля и голубого неба. Плотный бронзовый загар, белые платочки и кофты женщин, сочные и красные, как кумач, помидоры, яркое солнце — всё передаёт радость коллективного труда.

Синицкий обращался к различным жанрам. Он создавал и портреты передовиков производства, и натюрморты, показывая их на украинских и всесоюзных выставках 30-х годов. Однако самым излюбленным жанром Синицкого был и остался до сих пор лирический пейзаж.

Синицкий В.М. Яблоки на тарелке. 1934 г.
Синицкий В.М. Яблоки на тарелке. 1934 г.

В послевоенный период художник как бы по-новому увидел родную природу и родной город.

В изображении освобожденной от фашистов Одессы, её парков, архитектурных и скульптурных сооружений художник передаёт радостные чувства советского народа. В городском саду сияет солнце, его лучи просвечивают сквозь зелёную листву деревьев, играют на дорожках, на красочных одеждах людей... Всё это живописное богатство собрано художником в единое целое. Оно звучит как песня о красоте и о радости мирной жизни («Одесса. Городской сад.», 1947).

Синицкий В.М. Одесса. Городской сад. 1947 г.
Синицкий В.М. Одесса. Городской сад. 1947 г.

 

Постоянно совершенствуя своё техническое мастерство, Синицкий уделяет основное внимание тональным отношениям. Верно найденный тон ясного неба, на фоне которого силуэтом выделяется бюст Пушкина, в сочетании с красочными костюмами пионеров, собравшихся у памятника, создаёт приподнятое настроение в картине «Здравствуй, племя молодое!» (1949).

Синицкий В.М. Здравствуй, племя молодое. 1949 г.
Синицкий В.М. Здравствуй, племя молодое. 1949 г.

 

Пятидесятые годы — самые плодотворные в художественной деятельности Синицкого. К ним относятся целые серии киевских, одесских и крымских пейзажей, в которых каждый уголок природы говорит о себе правдивым и поэтическим языком. В горных пейзажах Крыма («Лето в Гурзуфе», «Крым», 1958) художник стремится лирически передать величие природы. Особенно поэтичны его пейзажи, написанные на берегу моря.

Синицкий В.М. Крым. 1958 г.
Синицкий В.М. Крым. 1958 г.

В этюдах «Крымские горы» (1950), «Гурзуф. Генуэзская крепость» (1948) природа полна спокойствия; крепостные сооружения, когда-то грозные и неприступные, воспринимаются как что-то обжитое, как хорошо знакомое. А там, где берег отступил на дальний план, весело играет бирюзовое море.

Синицкий В.М. Гурзуф. Генуэзская крепость. 1948 г.
Синицкий В.М. Гурзуф. Генуэзская крепость. 1948 г.

 

В картинах Синицкого природа юга нежна и ласкова, но она не расслабляет человека, а вызывает бодрые чувства, светлые мысли.

Такие переживания вызывает, например, его картина «Гурзуф. У берега моря» (1950). Художник не стремится здесь привлечь наше внимание к отдельным живописным деталям, все частности он подчиняет общему впечатлению.

Синицкий В.М. Гурзуф. У берега моря. 1950 г.
Синицкий В.М. Гурзуф. У берега моря. 1950 г.

 

В последних произведениях Синицкий чаще стал «экспериментировать» со своей палитрой. Исключив из неё коричневые цвета, сиену, охру, он широко пользуется кадмиями. Краски нигде не выступают каждая в отдельности, а тонко оттеняются; изумрудная зелень приглушается краплаком и костью жжёной, глухие серые тона оживляются кадмиями. Эти эксперименты оправдывают себя особенно в картинах, изображающих красоту лучезарной осени в окрестностях Одессы.

Синицкий В.М. Осень. 1954 г.
Синицкий В.М. Осень. 1954 г.

 

В картине «Мыс Большого фонтана» (1956) художник, добиваясь большей простоты и ясности композиции, умышленно ограничил себя объектами изображения. Точно определив на плоскости узкую полосу неба над широкой равниной моря и «кусок» массивного берега, он анализирует их живописную взаимосвязь. Небо, как всегда в пейзажах Синицкого, играет здесь важную роль «задаёт» основной тон настроению; данный момент оно клубится у горизонта лёгкими облаками с оранжевыми и фиолетовыми оттенками. Воздух подёрнут дымкой, косые лучи солнца, слабея к вечеру, окрашены в красноваты цвет. Краски сгущаются на предмета близких по цвету к закату, поэтому откос крутого берега с его красноватыми глинистыми осыпями особенно ярко горит разнообразными опаловыми и золотистыми красками.

Ровная, с лёгкой желтизной, пелена неба, очаровательно мягкая линия горизонта, тихая, но всегда живая поверхность воды и широкая, слегка подгоревшая на солнце зелёная «спина» холмистого берега, по которому бегут узкие дорожки, стали излюбленными мотивами Синицкого в его картинах, воспевающие окрестности Одессы («Родные берега», «Сумерки над морем», 1956; «Пейзаж Окрестности Одессы», 1958—1959, и ряд других).

Синицкий В.М. Сумерки над морем. 1956 г.
Синицкий В.М. Сумерки над морем. 1956 г.

В.М. Синицкий на этюдах.
В.М. Синицкий на этюдах.

 

Передать свои патриотические чувства, вдохновить советского человека на глубокое художественное познание родной природы — такова основная цель художника Синицкого.

 

М. ПИНИЧ

Журнал «Искусство» №5. 1960 г.

 

Синицкий В.М. Виноград. 1952 г.
Синицкий В.М. Виноград. 1952 г.

Синицкий В.М.  Натюрморт.
Синицкий В.М. Натюрморт.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..