Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ИГОРЬ ОМИНИН — ХУДОЖНИК-ПРОПАГАНДИСТ

25.06.2021

Искусство выставочной и музейной экспозиции призвано пропагандировать важнейшие социальные идеи и раскрывать перед широким зрителем самые разные области знания. Оно требует от художника ярких, активных и постоянно новых средств выразительности. Глубина содержания выставочного ансамбля всегда должна быть раскрыта с максимальной наглядностью и эмоциональным напряжением. Это требует от художника особых качеств, в первую очередь — ясности логического мышления и сильных эмоциональных импульсов, способности аккумулировать многообразие содержания и воплощать его в концентрированных, заострённых образах.

У нас сложилось уже немало таких творческих индивидуальностей, мастеров своего дела — К. Рождественский, И. Шошенский, Р. Кликс, Е. Розенблюм, братья Насвитисы, А. Пурис, каждый со своим почерком, своей палитрой декоративно-образных средств.

В этот ряд встает и ленинградец Игорь Ефремович Оминин. В его активе работа над оформлением советских павильонов на Международных выставках в Праге, Нью-Йорке, Мехико, Париже, Лондоне, на Всемирной выставке в Брюсселе (на которой за раздел «Оптика» он в числе других авторов был удостоен высшей награды — «Гран-При»), а также экспозиции для павильонов ВДНХ «Электрификация СССР» и «Машиностроение».

 

В последние годы Игорь Оминин весь опыт оформительской работы сконцентрировал в работе над экспозицией музеев. Именно в этой области развернулось дарование художника, проявился его особый, индивидуальный почерк.

Коренному ленинградцу, участнику боёв на Ленинградском фронте в годы Великой Отечественной войны, Оминину особенно близко и дорого всё то, что связано с историей этого города, с его революционными традициями, с гражданским подвигом ленинградцев в период блокады.

 

Первая работа Оминина, непосредственно связанная с Ленинградом, — проект оформления Музея городской скульптуры в Александро-Невской лавре (1965 г.). Здесь ярко проявились характерные черты творчества этого художника — ясность композиционного замысла, лаконизм средств, подлинная культура в подаче музейного материала. Этот музей расположен в старинном здании, памятнике архитектуры. Организуя экспозицию, Игорь Оминин сохранил уникальную архитектуру начала XVIII века в неприкосновенности.

И. Оминин (автор экспозиции).  Музей городской скульптуры в Ленинграде. Зал советской скульптуры (Фото вверху) и зал исторической скульптуры (Фото внизу).
И. Оминин (автор экспозиции). Музей городской скульптуры в Ленинграде. Зал советской скульптуры (Фото вверху) и зал исторической скульптуры (Фото внизу).

В двух залах второго этажа размещены проекты скульптурных памятников Ленинграда, созданных русскими и советскими художниками за три столетия. Увеличенные гравюры с изображением ленинградских исторических ансамблей и большие фотографии зрительно переносят памятники в органичную для них архитектурную среду.

В экспозиции превалирует белый цвет, на фоне которого хорошо читаются тёмные силуэты памятников. Только в центре зала создан красный фон для модели памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала, и это яркое пятно «держит» композицию всего зала.

 

Сложная задача встала перед художником, когда ему была поручена реконструкция экспозиции Центрального Военно-морского музея, расположенного в здании Биржи (архитектор Тома де Томон). Прежняя экспозиция устарела: реликвии флота, картины и фотодокументы слишком перегрузили залы старинного здания, их было трудно рассматривать, сила воздействия материала стала ничтожной.

Оминин создает принципиально новую экспозицию, которая легко смотрится и прочитывается, акценты познавательные соединены в ней с эмоциональными. Художник не только умело компонует материал в определённом (в данном случае уже заданном ему помещении), но и даёт особое образное звучание каждому событию. Существенную роль при этом играет использование света и цвета.

В первом зале тёмно-синее оргстекло закрывает окна, что передаёт тревогу начала Великой Отечественной войны. Основной фон для плакатов, фотографий, натурных экспонатов — чёрный.

Во втором зале всё чаще вспышки красного цвета, говорящие о напряжении боёв за Родину. Завершающий зал Победы буквально залит торжественным алым потоком цвета и света. И золото букв на белом фоне, сливаясь с золотом победных знамен, воспевает торжество Победы советского народа.

Для раскрытия содержания экспозиции художник широко использует произведения живописи, графики, скульптуры и различные приёмы декоративно-оформительского искусства. С их помощью он организует пространство и создаёт особое настроение в каждом зале.

И. Оминин (автор экспозиции).  Центральный Военно-морской музей.
И. Оминин (автор экспозиции). Центральный Военно-морской музей.

 

Игорь Оминин — один из художников-оформителей, почерк и стиль которого можно узнать сразу. Что характерно для его работы в области создания музейной экспозиции, каков процесс работы от замысла до завершения? Прежде всего Оминин не создает, как многие оформители, заранее «скелета» будущей экспозиции, к которому потом подбираются вещи, часто формально, для красивой подачи. Напротив, экспонаты диктуют Оминину логику будущей экспозиции, весь её образный строй. Во главе угла — подача материала наивыгоднейшим образом, строгий отбор его, исключающий всё лишнее. Основная цель — выражение сути содержания данного музея. Художник стремится к созданию определённой эмоциональной среды для показа предметов при помощи цвета, света и других компонентов чисто оформительского искусства, которая затем уже незаметно, ненавязчиво для посетителей должна создать и определённое настроение. Декора ради декора для Оминина не существует, всё подчинено логике, исходящей из конструкции целого. Значительность и напряжённость содержания, подчёркнутая экспозиционным приёмом, рождает монументальность образа.

Такое понимание экспозиционного искусства с особой силой выразилось при создании музея «Дорога жизни». Он открыт в сентябре 1971 года в том месте у Ладожского озера, откуда 30 лет назад открылся путь надежды и спасения для осаждённого города. Скромный деревянный дом уникален. Чудом уцелевший, бережно хранимый народом, он вместил в себя теперь музейную экспозицию, которую посещает в день не менее 600—800 человек.

И. Оминин (автор экспозиции).  Музей «Дорога жизни».
И. Оминин (автор экспозиции). Музей «Дорога жизни».

 

В более чем скромном помещении Оминин использовал большие возможности экспозиционного искусства. Снова применено цветное оргстекло для окон. Оно окрашивает свет в оранжево-красные, синие тона, что в сочетании с чёрным потолком создаёт настроение тревоги и напряжения. И зритель мысленно переносится в суровые дни блокады, глядя на занимающие всю стену карты военных действий, выполненные художником с предельной графической чёткостью, он снова переживает наступления и неудачи, поражения и победы военных лет. Художнику помогает природа: в окна виден суровый северный пейзаж, бескрайние просторы Ладоги. О том, как блестяще справился художник с показом и рассказом о бессмертном подвиге ленинградцев, о воспитательном значении этого музея нельзя рассказать лучше, чем это сделано в книге отзывов: не так уж часто в отзывах посетителей музеев встречается восхищение не только тем, что они увидели и узнали, но и тем, как это исполнено.

 

Вот небольшая часть отзывов, непосредственно касающаяся художника: «Суровой правде тяжёлых дней — соответствует суровость экспозиции»; «Спасибо художнику за благородный труд от тех, кто пережил блокаду»; «Отличные карты»,— замечают летчики гражданской авиации. Но особенно показательны высказывания школьников-подростков: «То, что видел в кино и читал в книгах, сегодня увидел как бы наяву» (Петров Алексей, 7-а класс); а школьники 6-го класса одной из ленинградских школ коротко обобщили: «Музей учит любить Родину!»

 

В последние годы Оминин целиком посвятил свою деятельность Ленинграду: в 1969 году он сделал проект оформления интерьеров Речного вокзала (в настоящее время ведётся его осуществление), в 1973 году приступил к созданию проекта музея истории Кронштадта — боевого форпоста Ленинграда.

Ясное понимание пропагандистских задач искусства, желание улучшить предметную среду, окружающую советского человека, привели Оминина к работе в разных областях декоративно-прикладного искусства. Игорь Оминин является одним из создателей современной ленинградской школы промышленной графики. И своим личным творчеством, и организационной деятельностью он способствовал укреплению престижа этой области искусства.

И. Оминин.  Упаковка сигарет. Упаковка для винных бутылок.
И. Оминин. Упаковка сигарет. Упаковка для винных бутылок.

 

Первая выставка промышленной графики, организованная в Ленинграде в 1959 г. при активном участии Игоря Оминина, раскрыла новый характер исполнения современной товарной упаковки, плакатов, торговых марок, проспектов, которые составляют существенную часть окружающей человека предметной среды.

И. Оминин. Упаковка для грампластинок.
И. Оминин. Упаковка для грампластинок.

 

С тех пор ленинградская промграфика получила широкое признание по всей стране и за рубежом. Многие её образцы стали предметом массового тиражирования и вошли в оформление фирменной продукции ленинградских предприятий. А выставки промграфики в ЛОСХе стали регулярными. И постоянно на этих выставках так же, как и в конкурсах на эталоны для промышленности, видное место занимают работы Оминипа: товарные знаки, конверты для грампластинок, каталоги, сувенирные упаковки. Их отличает своеобразие композиции, чёткая графика, рекламная броскость при безупречном вкусе. Недаром проекты Оминина не раз были отмечены первыми премиями па конкурсах Министерством пищевой промышленности, а в 1973 году он вместе с В. Кубашевским получил первую и третью премии за создание эмблемы СЭВа.

Официальная эмблема СЭВ
Официальная эмблема СЭВ

 

Оминин большой мастер плаката. Его решения всегда отмечены остротой художественного языка, лаконизмом, точностью и выразительностью графической и живописной формы. Лучшие плакаты созданы художником к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Среди работ последних лет «Пятилетке — ударный труд», «Спасибо за ударный труд», «Думай, рассчитывай, экономь» и серия плакатов, посвящённых охране памятников. Это агитационные листы, призывающие людей к решению важнейших задач времени.

 

И. Оминин.  Беломорск. Темпера.
И. Оминин. Беломорск. Темпера.

Оминин много работает с натуры, пишет картины, рисует... Но не останавливается на этом. Он рассматривает всю эту творческую работу как материал для будущей деятельности в области оформительского искусства, промышленной графики и плаката, которые привлекают его особой активностью воздействия, близостью к запросам времени, к человеку.

И. Оминин.  В Стокгольме. Темпера.
И. Оминин. В Стокгольме. Темпера.

 

Вся деятельность Оминина как художника отмечена большим гражданским пафосом. И это проявляется не только в творчестве, но и в той большой общественной работе, которую он ведёт как председатель секции декоративно-прикладного искусства ЛОСХа. И. Оминина отличают целеустремленность, последовательность, творческое понимание актуальнейших пропагандистских задач современного искусства.

 

И. Чижова

Журнал «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

Фотографии взяты из журнала «Декоративное искусство СССР» № 7.  1974 г.

 

И. Оминин.  Венеция. Зарисовка.
И. Оминин. Венеция. Зарисовка.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..