Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художники Волгограда

23.07.2021

ГОРОД ОБЯЗЫВАЕТ

 

В город, вторично родившийся после войны, из самых различных мест съехались художники. Люди разные. Разные характеры, творческие индивидуальности. Наконец, разные школы. Одни учились в Москве, Ленинграде, Харькове, другие — в Таллине, Ереване, Тбилиси.

Юрий Иванович Боско «Над Волгой» 1963 г. Холст, темпера, масло. 210х160 см  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Юрий Иванович Боско «Над Волгой» 1963 г. Холст, темпера, масло. 210х160 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

 

И вот постепенно стал складываться коллектив. Именно коллектив. Ведь отделение Союза художников есть в каждом крупном городе республики. Но далеко не все они могут с полным правом быть названы коллективами. И дело здесь не в количестве членов и кандидатов Союза, входящих в отделение, хотя и эти цифры говорят о многом. Сегодня в городе 43 профессионала — в два раза больше, чем десять лет назад. Главное — в рабочей общности интересов, так сказать, в большой творческой отдаче.

Нинель Дмитриевна Пирогова «Художник» Линогравюра. 1964 г.
Нинель Дмитриевна Пирогова «Художник» Линогравюра. 1964 г.

 

Город Волгоград... Всем известна его героическая история.

Представлять такой знаменитый город на всесоюзных и республиканских выставках — дело почётное и ответственное. Зрители хорошо знают художников Волгограда. Только на первой выставке «Советская Россия» участвовало 14 художников из этого отделения Союза. И что особенно отрадно, в коллективе хороший тон задают молодые.

Юрий Иванович Боско «На Волге» 1967 г. Холст на картоне, масло. 200 х 167,5 см. Частная коллекция.
Юрий Иванович Боско «На Волге» 1967 г. Холст на картоне, масло. 200 х 167,5 см. Частная коллекция.

 

С работой художников Волгограда знакомишься ещё до того, как побываешь в мастерских. Бродишь по городу. Со вкусом оформленные, броские, останавливающие витрины. Уютное, очень современное кафе «Молодёжное». Витраж в вестибюле Дома пионеров. Видно — здесь художники думают о красоте своего города. Путешествие по мастерским укрепляет первое благоприятное впечатление.

Геннадий Васильевич Черноскутов. Мозаичное панно «История развития автотранспорта» на здании таксопарка по ул. Карбышева в Волгограде.
Геннадий Васильевич Черноскутов. Мозаичное панно «История развития автотранспорта» на здании таксопарка по ул. Карбышева в Волгограде.

 

Нет, всё-таки цифры иногда говорят недостаточно точно. В конце концов, увеличение численности художников в два раза свидетельствует прежде всего о том, что они нужны растущему промышленному центру.

Юрий Иванович Боско «Будни Сталинградской ГЭС» 1959-1960 гг. холст, темпера. 235,0x150,5 см Самарский областной художественный музей.
Юрий Иванович Боско «Будни Сталинградской ГЭС» 1959-1960 гг. холст, темпера. 235,0x150,5 см Самарский областной художественный музей.

 

Всегда, когда молодой художник приезжает в незнакомый город, в какой-то степени он идёт на риск. Как-то его встретят, что за атмосфера в Союзе? И бывает — разочарованный и разобиженный, он ищет счастья в другом месте или попросту возвращается к родным пенатам, в город, где он учился и где художников и без него достаточно. Из Волгограда художники не уезжают. И вот это-то и есть результат доброжелательной и деловой обстановки, сложившейся в местном отделении Союза.

Геннадий Васильевич Черноскутов. «М. Сарьян. Портрет художника», 1976. 60 х 60 см. Оргалит, песок, темпера.
Геннадий Васильевич Черноскутов. «М. Сарьян. Портрет художника», 1976. 60 х 60 см. Оргалит, песок, темпера.

 

— Я приехал сюда пять лет назад. Из Харькова. Сразу включился в работу... Эта мастерская у меня уже третий год. Так что теперь всё совсем хорошо. Есть возможность искать, поднимать серьёзные вещи, — рассказывает скульптор Алексей Криволапов.

Вокруг, как бы иллюстрируя его слова, стоят его последние произведения. Чеканный крепкий «Портрет хуторянки», линейно-изощрённая садово-парковая композиция «Пробуждение», а рядом небольшая жанровая композиция «Ладушки», к сожалению, много потерявшая при переводе в материал. («Всё не очень-то легко дается. Учиться приходится и на своих ошибках».)

Алексей Криволапов. Ладушки. Терракота. 1963 г.
Алексей Криволапов. Ладушки. Терракота. 1963 г.

 

— Да, живём дружно. — Эти слова Криволапов произносит спокойно и тихо, словно речь идёт о семье. — Много работаем.

Столь бесхитростное объяснение успехов Союза кажется поначалу очень простым, чересчур простым. Хотя бы потому, что для успехов творческих необходимо наличие талантливых людей. Но способные люди есть во всех отделениях Союза, а между тем с произведениями многих из них мы совершенно незнакомы. И потому постепенно простое на первый взгляд объяснение приобретает убедительность и точность.

Александр Никифорович Червоненко «Старый Царицын» 1960-е гг. Картон, масло. 50х70 см  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Александр Никифорович Червоненко «Старый Царицын» 1960-е гг. Картон, масло. 50х70 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

 

Конечно, атмосфера товарищеской взаимопомощи, уважения сложилась не сразу. Были здесь и свои разгульные «артисты», завистники, склочники. Но они так и не сумели создать нужной им «атмосферы»: разобщенности и недоверия. Теперь в Волгоградском отделении дела решаются коллективно и потому справедливо.

Александр Никифорович Червоненко «Хлеб» 1960-е годы. Холст, масло. 72х75 см  Палласовский районный историко-художественный музей. (Палласовский район Волгоградской области).
Александр Никифорович Червоненко «Хлеб» 1960-е годы. Холст, масло. 72х75 см Палласовский районный историко-художественный музей. (Палласовский район Волгоградской области).

 

Большинству художников города нет ещё сорока. Более того, некоторые старшие их товарищи — что скрывать — слабее их в творческом отношении, многие годы у них прошли вхолостую. Но сам дух соревнования подхлёстывает их, заставляет работать лучше, чем прежде, в полную силу. И с каким уважением и гордостью говорят об их победах молодые. Интересные произведения показали Александр Червоненко и Надежда Черникова — и это радость для всех.

Черникова Надежда Елисеевна, Червоненко Александр Никифорович «Салют» 1970 г. Холст, масло. 185х125 см  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Черникова Надежда Елисеевна, Червоненко Александр Никифорович «Салют» 1970 г. Холст, масло. 185х125 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

 

С другой стороны, очень важно услышать совет более опытного коллеги, даже если вы мыслите с ним по-разному. Алексей Бородин и Алексей Бурлай, чьи имена достаточно известны зрителю, приехали в Волгоград совсем недавно. Можно по-разному относиться к их творчеству — это дело вкуса. Узнаем, что думает по этому поводу молодой живописец портретист Вениамин Кудряшов, находящийся сейчас на распутье.

— Я могу прийти к ним, знаю, что мне прямо выскажут, что думают о моём портрете. Да, конечно, и в их работах подчас бывает что-то «искусственное», постановочное, но ведь такой откровенный обмен мнениями крайне полезен.

Конечно, есть такие, что не торопятся высказывать своё мнение и действуют по принципу: «Вы нас не трогайте — и мы вас не тронем». Но эта мещанская точка зрения стороннего наблюдателя не определяет отношений в коллективе. Волгоградское отделение Союза — содружество творчески активных людей.

Алексей Иванович Бородин «Волга шумит» 1960 г. Холст, масло. 100х180 см
Алексей Иванович Бородин «Волга шумит» 1960 г. Холст, масло. 100х180 см

Алексей Петрович Бурлай «Пожарные Сталинграда. 1942 год.» 1979 г. Холст, масло. 120х200 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Алексей Петрович Бурлай «Пожарные Сталинграда. 1942 год.» 1979 г. Холст, масло. 120х200 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

 

Главная, так сказать, ударная сила Союза — группа молодых монументалистов: Юрий Боско, Михаил Пышта, Геннадий Черноскутов, Николай Бароха, Василий Панкратов. С их творчеством знакомы все без исключения горожане...

Михаил Яковлевич Пышта. Приглашение гостей. 1973 г. (мозаика в здании Центрального рынка в Волгограде)
Михаил Яковлевич Пышта. Приглашение гостей. 1973 г. (мозаика в здании Центрального рынка в Волгограде)

Михаил Яковлевич Пышта «Весна в Сталинграде 1943 года»  1960 г.
Михаил Яковлевич Пышта «Весна в Сталинграде 1943 года» 1960 г.

 

От аэродрома постоянно переполненный автобус мчится к городу. Самый обычный въезд в большой город. Станичные хаты, и вот они — панельные дома-братья, выстроившиеся вдоль узкой асфальтовой ленты шоссе. А на торцах первых пяти домов — пять огромных монументально-декоративных композиций. Лето 1964 года — дата их рождения. Вы приехали в «Город обороны», в «Город мира», «Город труда», «Город спорта», «Город изобилия».

Если вы будете плыть из Москвы по Волге на пароходе, в Волжском, что у гигантской Волгоградской ГЭС, вы увидите следующим летом новый, современный, отлично оформленный речной вокзал, украшенный мозаикой. Сам город, размах и темп его жизни подсказывают художникам темы и их решения.

Речной вокзал в городе Волжском. Фотография 1972 года.
Речной вокзал в городе Волжском. Фотография 1972 года.

Центральный зал речного вокзала в городе Волжском. Современный вид.
Центральный зал речного вокзала в городе Волжском. Современный вид.

 

 

Волгоградцы очень любят свой бурный рабочий город, гордятся его прошлым и настоящим. «Виноват» город и в том, что «впереди» монументалисты, он «виноват» и в том, что живописцы любят большие тематические полотна, панорамные пейзажи. Ещё бы, с крыш домов, где расположены мастерские, видно на десятки километров вокруг! Но и городу-герою, городу-рабочему нужны свои лирики. И это надо понимать.

Николай Фёдорович Бароха «Панорама Сталинграда» 1960 г. Картон, масло 12,3х34,8 см
Николай Фёдорович Бароха «Панорама Сталинграда» 1960 г. Картон, масло 12,3х34,8 см

 

Разумеется, в деятельности дружного коллектива есть и упущения, промахи. Хочется и о них сказать несколько слов. Я говорил о том первом впечатлении, которое производит оформление города. Но вдруг вы сталкиваетесь в магазине со слащавыми, приторными «художественными» фигурками. Ими жители города вынуждены одаривать близких в дни торжеств. Или вдруг вас встречают во Дворце культуры прославленного завода отвратительные антихудожественные полотна, а у многоколонного входа — облезший маловыразительный рекламный щит. «Так это «Худфонд»! — слышно робкое возражение. Да, «Худфонд». Ну, а мы, профессионалы, спокойно будем взирать на все эти безобразия со стороны? Впрочем, почему со стороны? Ведь в художественном совете Волгоградского отделения Художественного фонда цвет художников города — Юрий Боско, Алексей Криволапов, Николай Бароха... Молодые энергичные люди, активно работающие. Видимо, и они не устояли перед укоренившейся дурной привычкой снижать требовательность, как только речь заходит о массовых «тиражных» работах, о «производственных» заказах.

Николай Фёдорович Бароха. Монумент к 25-летию г. Волжского на площади Труда. 1979 год.
Николай Фёдорович Бароха. Монумент к 25-летию г. Волжского на площади Труда. 1979 год.

Николай Фёдорович Бароха. Панно «Древние фармацевты» в аптеке №12 города Волжского. 1977 г.
Николай Фёдорович Бароха. Панно «Древние фармацевты» в аптеке №12 города Волжского. 1977 г.

 

Художники города делают много интересных станковых произведений. Но, кажется, зарождается и другая тенденция, которая настораживает.

Об иных работах говорят так: «У нас в городе это неприемлемо». И вот у автора появляется желание сделать вещь «приемлемой». И потому в иной мастерской смотришь эскизы — интересно, первый вариант — тоже интересно. Найдено что-то оригинальное, своё. А дальше —началась «доработка» до известного образца, и картина «холодеет». Всё правильно, всё приемлемо. И рука хорошо написана, и носок сапога, и камни дома Павлова, а волнения, того самого чуда, которое и делает искусство искусством, нет. И из-за стремления к «приемлемости», когда художник видит человека сквозь «очки штампов», получается, что в оркестре звучат только литавры, а скрипки — молчат. Так развивается художественная расточительность.

 

Алексей Иванович Бородин «Волгоградские хлеборобы» Холст, масло. 1967 г.
Алексей Иванович Бородин «Волгоградские хлеборобы» Холст, масло. 1967 г.

 

Живёт в Волгограде одарённый живописец Геннадий Котов. Вероятно, по натуре он пейзажист. Его «Осенний пейзаж поймы Волги», быть может, лучшее по живописи, что привелось мне увидеть в мастерских города. Как и все, он решил попробовать свои силы в картине. Задумал хорошую поэтическую вещь о юности. Но вот эта привычка товарищей к «приемлемому» чуть было не привела к конфликту. Первый план он написал плотно, сочно, а второй — почти с акварельной прозрачностью. И лицо у девушки чуть грустное, задумчивое. А в Волгограде любят широкую манеру живописи, монументальность, приподнятость чувств. А между тем она при всех её достоинствах не может быть универсальной и охватить все темы.

 

Геннадий Михайлович Котов «Мостик» 1960-е годы. Картон, масло. 40х59 см  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Геннадий Михайлович Котов «Мостик» 1960-е годы. Картон, масло. 40х59 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Геннадий Михайлович Котов «Козы» 1960-е годы. Картон, масло. 29,5х39, см  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Геннадий Михайлович Котов «Козы» 1960-е годы. Картон, масло. 29,5х39, см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

 

Встретилось и такое. В мастерской одного из скульпторов мне пришлось наблюдать грустную картину «новаторства». На стуле лежал журнал по искусству, издаваемый в одной из стран народной демократии. Он был раскрыт на странице с репродукцией отличной картины великолепного мастера. Рядом со стулом стояла глиняная фигура внешне весьма привлекательная, в точности повторявшая одну из фигур на репродукции в журнале. Так создавалась «оригинальная» композиция.

В чем же дело?

В тихом коридоре Союза художников на шестом этаже в доме по Советской улице висит рабочий план. Лекции на заводах. Помощь самодеятельным студиям. Обязательство образцово оформить одну из школ города. Есть в нём и такой пункт — семинар по марксистско-ленинской эстетике. Но выполняется он плохо. Не в том смысле, что семинар не проводится, что нет лекций по вопросам изобразительного искусства. Нет, «галочку» можно поставить смело. Но настоящих творческих собеседований по самым волнующим проблемам, обмена взглядами по тому или иному вопросу, систематической информации о последних событиях художественной жизни не хватает. И получается, что кто-то где-то ищет и находит новые, интересные решения, а ты здесь в поте лица открываешь то, что давным-давно открыто другими. Конечно, в этом большую роль мог бы играть и республиканский Союз художников — чаще надо присылать квалифицированных лекторов, кинофильмы по искусству, но доля вины лежит и на самих волгоградцах. Мало ещё они проявляют в этом направлении инициативы. В результате получается, что эта вроде бы побочная, не основная сторона деятельности Союза неожиданно отрицательно проявляется в творческой практике; здесь «корень зла» и несколько ограниченного понимания искусства, и досадных «новаторских» поисков, вроде вышеупомянутых.

Вопросы художественной культуры, вопросы овладения всем богатством реалистической формы должны решаться в тесной связи с задачами воспитания художника, должны стать важнейшими в работе отделения Союза, тем более, столь молодёжного, как Волгоградское.

 

Николай Фёдорович Бароха «Холмы» 1956 г. Картон, масло. 24,7х34,7 см  Мурманский областной художественный музей.
Николай Фёдорович Бароха «Холмы» 1956 г. Картон, масло. 24,7х34,7 см Мурманский областной художественный музей.

 

Конечно, приведённые мной факты не могут иметь решающего значения в оценке деятельности Союза. Пока это только частности, хотя и существенные. Но там, где подобные частности пускают крепкие корни, они начинают мешать, и весьма чувствительно. Коллектив волгоградских художников — сильное содружество. Ему довольно легко и совершенно необходимо устранить эти недочёты.

 

Николай Фёдорович Бароха. Мозаика бассейна Центрального стадиона города Волжского. В соавторстве с И. Барохой. 1978 г.
Николай Фёдорович Бароха. Мозаика бассейна Центрального стадиона города Волжского. В соавторстве с И. Барохой. 1978 г.

 

Здесь есть хороший опыт, есть на кого равняться. Свидетельство тому — интересные произведения молодых на выставке «Большая Волга», которые мы увидим; эскизы к монументальным работам, «Портрет молодого врача» Юрия Боско, графические листы Нинель Пироговой, скульптура Алексея Криволапова, В. Дементьевой, Анны Ковальчук.

Просто и одновременно сложно складывается молодой коллектив. И, может быть, в этом — секрет его успехов. В беспокойном юном Волгограде просто нельзя работать не в полную силу. Город обязывает.

 

В. РАКИТИН

Журнал «Художник» № 6, 1964 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..