Стили и жанры
|
Выставка произведений московских живописцев Г. Барщ, Т. Белотеловой, В. Лисенкова, И. Примаченко и скульптора Б. Строганова23.10.2021
МОСКВА
В феврале в зале МОСХ на улице Вавилова проходила выставка произведений московских живописцев Г. Барщ, Т. Белотеловой, В. Лисенкова, И. Примаченко и скульптора Б. Строганова. Экспозиция широко раскрывала творчество художников. Выставка получилась живой, разнообразной и в то же время отличалась внутренней целостностью, искренностью. Следует отметить, что все художники придерживаются в своём творчестве реалистического направления. Группа живописцев сложилась в ряде совместных поездок по стране; их объединяла многолетняя увлечённость морским пленэром, и этот интерес своеобразно отразился в творчестве реалистического направления.
Г. Барщ и В. Лисенков окончили Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Экспозиция Валентина Лисенкова раскрывала широту его творческих увлечений — марины, пейзажи, портреты, тематические картины. Нельзя не отметить особую любовь художника к Северу, где он часто бывает и пишет с натуры сюжетно-тематические марины. Эти картины составили большую часть экспозиции: «Пирс», «Подводники», «Анабар 1290» и др.
Но это одна грань творчества. Художник создаёт тонкие по колориту лирические пейзажи («За Сухоной», «Вечер»), увлекается архитектурными мотивами, в которых передаёт особенность пластики города и его образ («Аничков мост», «Переславль», «Хива»).
Галина Барщ показала работы самых разных лет, некоторые из них впервые. Следует отметить портреты сына художника Д. Я. Черкеса, картины на производственную тему («Рыба идёт», «Девчата с Московского рыбокомбината»), натюрморты («Красный окунь», «Хурма», «Кампанулы») и т. д. Но наибольшей выразительности она достигает в морских, вернее береговых пейзажах, написанных свободно, широко, крупными цветовыми массами («Рыбацкий мотив», «Камни Гурзуфа»). В северных пейзажах передано сложное переживание — любование красотой берега, живописностью деревни, но и боль за последние немногие нетронутые уголки нашей земли.
Т. Белотелова, И. Примаченко, Б. Строганов — выпускники МВХПУ (б. Строгановское). Татьяна Белотелова включила в экспозицию только картины последнего периода. Их можно характеризовать как образно-пространственные композиции, сложные и разноплановые по составу. Они отражают разные переживания, размышления художницы. Через глубоко личное восприятие она говорит о вещах общечеловеческих. Таковы «По Дунаю» — картина-воспоминание, «Встреча с белым ангелом» — картина-впечатление и т. д. В ряде картин угадывается последовательно осуществляемая эстетическая программа автора, глубоко нравственного, социального смысла — «Разговор», «Ностальгия», «Грустный портрет».
Круг интересов Игоря Примаченко очень широк. В ряде натюрмортов интересно решены живописно-декоративные задачи. Но перечисление жанров не раскрывает сути творчества, оно всё пронизано раздумьем о взаимодействии человека с природой. Это читается и в панорамных пейзажных картинах («В центре Камчатки», «На берегу»), и в более камерных («Город в Адриатике», «Улочка в Севастополе»), в городских мотивах («Московский пейзаж») и в прямо критических («Радары», «Современный пейзаж»).
Экспозиция Бориса Строганова была ретроспективна, содержала работы всего творческого пути, начиная со студенческой скамьи. Скульптура станковая и малых форм, размещённая в анфиладе разгородок, стала элементом, объединяющим все экспозиции. Строганов работает почти исключительно с гипсом и керамикой. В поисках образа он отказывается от привычных решений, большинство работ привлекают внимание новизной пластического хода, уверенной найденностью позы, ракурса. Лучшие работы — это раздумья над человеческими судьбами, над жизнью простого человека: «Думы солдатские», «Ополченец», «Студент». Запоминаются многофигурные композиции «Лирическая песня», «Укол», «Горе». В историческом цикле удачен образ Сергия Радонежского. Этапной для художника была работа над образом Достоевского. А осмысление творчества писателя стало переходом к работе над нравственными и философскими проблемами современности («Суета», «Борьба добра и зла», «Чёрная дыра. Жизнь и смерть»).
Лучшим работам всех участников выставки была свойственна доверительная открытость зрителю, которая для внимательного посетителя стала беседой по душам.
М. Русова Журнал «Художник» № 7, 1989 г. |