Стили и жанры
|
Выставка произведений художников шести автономных республик из фондов художественных музеев Поволжья и Приуралья02.11.2021
САРАНСК Осенью 1988 года в выставочном зале Мордовского республиканского музея изобразительных искусств открылась выставка произведений художников шести автономных республик из фондов художественных музеев Поволжья и Приуралья. Открывали экспозицию произведения художников старшего поколения, которые в ряде республик уже в 20—30-е годы закладывали основы профессионального искусства. Это такие мастера, как Никита Сверчков в Чувашии, Федот Сычков в Мордовии, Шакир Мухаметжанов в Татарии.
Шесть разделов выставки были составлены из произведений современных живописцев автономных республик. Почти в каждом из них — произведения высокой художественной ценности, имеющие по своему содержанию и образному воплощению принципиальное значение для всего советского искусства. Это работы народного художника СССР Хариса Якупова, народных художников РСФСР Николая Овчинникова, Владимира Илюхина, Алексея Холмогорова, заслуженных художников РСФСР Валентина Попкова, Ильдара Зарипова, Кима Ольдаева, Гарри Рокчинского.
Живописцы Татарии успешно трудятся над созданием сюжетно-тематических полотен, темы для которых они находят как в современной жизни, так и в историческом прошлом страны, чаще всего обращаясь к событиям Великой Отечественной войны (Валерий Скобеев, «Июнь 41 года», Ильдар Зарипов. «Прощание», К. Васильев. «Парад 1941 года», Харис Якупов. «Портрет Героя Советского Союза М. Девятаева»).
Искусство Марийской АССР на выставке достойно представляли полотна Бориса Пушкова, Измаила Ефимова, Ивана Ямбердова, Сергея Подмарева, Юрия Белкова.
Творческая активность характеризует Союз художников Калмыцкой АССР. Были показаны полотна 12 авторов, отличающиеся разнообразием тем, творческих манер. К традициям старой буддийской живописи обратился в триптихе «Воззвание» Александр Поваев, Портрет-документ, точный и правдивый, создал в работе «Ветеран» Убуш Бадмаев. Горячим, высветленным колоритом отличались работы Кима Ольдаева («Скачки», «Калмыцкий натюрморт»).
Живопись Чувашии была представлена портретным творчеством Павла Григорьева-Савушкина, Николая Егорова и др. Непринужденность позы, живой взгляд смеющихся глаз мы видим в работе Николая Овчинникова («Портрет трактористки колхоза «Родина» А. Яковлевой»).
Изобразительную летопись Удмуртии существенно обогатили произведения Петра Семёнова, Алексея Холмогорова, Петра Ёлкина, Вячеслава Михайлова, Фёдора Матанцева, Аллы Переверзевой. Тема «малой родины», любви к ней и боли за неё звучала в полотне Петра Ёлкина «К вечеру».
В разделе «Живопись Мордовии» показывались полотна практически всех современных мастеров: Владимира Илюхина, Валентина Попкова, И. Синельникова, Виктора Беднова, Евгения Ноздрина, Виктора Петряшова, Александра Жидкова, Александра Родионова, Василия Харламова, Александра Мухина, Марата Шанина.
К традициям Федота Сычкова восходит портретное творчество Владимира Илюхина. Поэтический образ детства создан им в портрете «Девочка с книгой», отличающемся красивым рисунком, плотностью цвета, крепкой формой.
Жизни мордовского села посвятил своё творчество Валентин Попков, работы которого отмечены высокой культурой художественной формы, сплавленной с чувством глубокой, искренней любви к деревне, её людям («Весной»).
Такой «парад живописи» автономных республик, который состоялся уже в Казани, Ижевске, Чебоксарах, проводился в нашем городе впервые. Он дал возможность широко познакомить зрителя с искусством братских народов. И одновременно поставил ряд проблем перед живописцами, музейными работниками, разрешение которых необходимо для дальнейшего успешного развития нашего многонационального искусства.
САРАНСК Т. Елисеева Журнал «Художник» № 7, 1989 г. |