Стили и жанры
|
График Ксения Александровна Клементьева28.11.2021
График Ксения Александровна Клементьева (1896—1984) большую часть жизни прожила в Ленинграде. Её искусство несёт в себе благородство идей и блеск пластической гармонии, свойственные творениям той славной плеяды художников, в обществе которых формировалось её дарование. Влияние К. Петрова-Водкина и А. Савинова, её земляков-саратовцев, заметно в ранних произведениях художницы, особенно в рисованных портретах конца 1920-х годов. Они составляют галерею ярких образов советской интеллигенции, создателей духовных ценностей, строителей новой социалистической культуры.
При всей конкретности характеристик Ксения Клементьева стремилась к живописному обобщению и монументальной завершённости каждого листа. Также большое значение имела для художницы работа в агитационной графике, которой она занималась на Кавказе, где прожила вместе с мужем, служившим в Красной Армии, с 1920 по 1927 год. В плакатах и лубочных картинках, подчиняя текст и изобразительные элементы единому ритму, она добивалась ясной и острой смысловой выразительности. Вернувшись в Ленинград, Клементьева с присущей ей неутомимостью продолжает заниматься рисунком, а затем изучает литографию, офорт. Посещая литографскую мастерскую ЛОСХ, она познакомилась со многими выдающимися графиками и была приглашена В. Лебедевым в издательство «Детгиз», где тогда сложился замечательный коллектив, в который входили помимо В. Лебедева Н. Тырса, К. Рудаков, В. Конашевич, В. Курдов, А. Пахомов.
Для каждого иллюстрируемого произведения К. Клементьева подыскивала адекватную изобразительную стилистику: орнаментально-повествовательную — для казахского народного эпоса «Сказания о Козы-Корпече и Баян-Слу» (1935, литография), живописно-романтическую— для «Цыган» А. Пушкина (1936, автолитография).
Наиболее значительны из книжных серий этого периода лёгкие, словно пронизанные светом и воздухом иллюстрации к повестям И. Тургенева (1939, автолитография).
Став полноправным членом в кругу талантливых соратников, Клементьева в своих работах продолжала традиции ленинградской школы книжной графики с её яркой образной структурой и крепкой пластической формой.
Великая Отечественная война, блокада Ленинграда навсегда оставили след в творчестве художницы. Рисунки этих лет, переведенные в 1960—1970-е годы в литографию и монотипию, образуют цикл под названием «Помни». Эта серия вобрала в себя непосредственные жизненные наблюдения и философские раздумья автора. Не все листы равноценны, но Клементьева сложила из них свой поэтический дневник об увиденном и пережитом, и в этом их сила.
Чем старше становилась художница, тем острее чувствовала она проблемы нашего времени. В этом парадоксе — главная особенность её личности и её таланта. Восьмидесятилетней она ездит в дом творчества «Челюскинская» и, соревнуясь с молодёжью, работает над эстампом, рисует с натуры.
В последние годы Ксения Клементьева создаёт серию декоративных натюрмортов-монотипий — гимн красоте жизни. Своим присутствием она вносила в работу творческих групп дух постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым, жизнерадостности и товарищества. Персональная выставка произведений К.А. Клементьевой состоялась в Центральном Доме литераторов в январе — феврале 1985 года, через месяц после её смерти... Выставка прошла с большим успехом.
И. Соловьёва-Волынская Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
|