Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

График Ксения Александровна Клементьева

28.11.2021

Ксения Александровна Клементьева
Ксения Александровна Клементьева

 

 

График Ксения Александровна Клементьева (1896—1984) большую часть жизни прожила в Ленинграде. Её искусство несёт в себе благородство идей и блеск пластической гармонии, свойственные творениям той славной плеяды художников, в обществе которых формировалось её дарование.

Влияние К. Петрова-Водкина и А. Савинова, её земляков-саратовцев, заметно в ранних произведениях художницы, особенно в рисованных портретах конца 1920-х годов. Они составляют галерею ярких образов советской интеллигенции, создателей духовных ценностей, строителей новой социалистической культуры.

 

К.А. Клементьева «В Северной Осетии. Художник Михранянц» 1932 г. Бумага, наклеенная на картон, карандаш, сангина. 36,5 х 43,9 см
К.А. Клементьева «В Северной Осетии. Художник Михранянц» 1932 г. Бумага, наклеенная на картон, карандаш, сангина. 36,5 х 43,9 см

 

При всей конкретности характеристик Ксения Клементьева стремилась к живописному обобщению и монументальной завершённости каждого листа.

Также большое значение имела для художницы работа в агитационной графике, которой она занималась на Кавказе, где прожила вместе с мужем, служившим в Красной Армии, с 1920 по 1927 год.

В плакатах и лубочных картинках, подчиняя текст и изобразительные элементы единому ритму, она добивалась ясной и острой смысловой выразительности.

Вернувшись в Ленинград, Клементьева с присущей ей неутомимостью продолжает заниматься рисунком, а затем изучает литографию, офорт. Посещая литографскую мастерскую ЛОСХ, она познакомилась со многими выдающимися графиками и была приглашена В. Лебедевым в издательство «Детгиз», где тогда сложился замечательный коллектив, в который входили помимо В. Лебедева Н. Тырса, К. Рудаков, В. Конашевич, В. Курдов, А. Пахомов.

 

Книга Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» с иллюстрациями Ксении Клементьевой
Книга Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» с иллюстрациями Ксении Клементьевой

 

Для каждого иллюстрируемого произведения К. Клементьева подыскивала адекватную изобразительную стилистику: орнаментально-повествовательную — для казахского народного эпоса «Сказания о Козы-Корпече и Баян-Слу» (1935, литография), живописно-романтическую— для «Цыган» А. Пушкина (1936, автолитография).

 

К.А. Клементьева «Земфира поёт, укачивая ребёнка» Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Цыгане».
К.А. Клементьева «Земфира поёт, укачивая ребёнка» Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Цыгане».

 

Наиболее значительны из книжных серий этого периода лёгкие, словно пронизанные светом и воздухом иллюстрации к повестям И. Тургенева (1939, автолитография).

 

К.А. Клементьева. Иллюстрация к повести И.С. Тургенева «Ася» «Ася на развалинах замка»  1939 г. бумага; автолитография с тоном.
К.А. Клементьева. Иллюстрация к повести И.С. Тургенева «Ася» «Ася на развалинах замка» 1939 г. бумага; автолитография с тоном.

 

Став полноправным членом в кругу талантливых соратников, Клементьева в своих работах продолжала традиции ленинградской школы книжной графики с её яркой образной структурой и крепкой пластической формой.

 

 

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда навсегда оставили след в творчестве художницы. Рисунки этих лет, переведенные в 1960—1970-е годы в литографию и монотипию, образуют цикл под названием «Помни». Эта серия вобрала в себя непосредственные жизненные наблюдения и философские раздумья автора. Не все листы равноценны, но Клементьева сложила из них свой поэтический дневник об увиденном и пережитом, и в этом их сила.

 

К.А. Клементьева «Неутешны жёны» из серии «Помни!» 1970 г. Бумага, литография.
К.А. Клементьева «Неутешны жёны» из серии «Помни!» 1970 г. Бумага, литография.

 

Чем старше становилась художница, тем острее чувствовала она проблемы нашего времени. В этом парадоксе — главная особенность её личности и её таланта. Восьмидесятилетней она ездит в дом творчества «Челюскинская» и, соревнуясь с молодёжью, работает над эстампом, рисует с натуры.

 

К.А. Клементьева «Портрет художника Г. Израилевича» 1962 г. Бумага, литография.
К.А. Клементьева «Портрет художника Г. Израилевича» 1962 г. Бумага, литография.

 

В последние годы Ксения Клементьева создаёт серию декоративных натюрмортов-монотипий — гимн красоте жизни. Своим присутствием она вносила в работу творческих групп дух постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым, жизнерадостности и товарищества.

Персональная выставка произведений К.А. Клементьевой состоялась в Центральном Доме литераторов в январе — феврале 1985 года, через месяц после её смерти... Выставка прошла с большим успехом.

 

И. Соловьёва-Волынская

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.

 

К.А. Клементьева «Руки вытер - и к столу...» Бумага, акварель, карандаш, белила. 21,7х15,1 см  Частное собрание.
К.А. Клементьева «Руки вытер - и к столу...» Бумага, акварель, карандаш, белила. 21,7х15,1 см Частное собрание.

К.А. Клементьева «Казбеги. Маленькая мама» 1934 г. Бумага, тушь. 37,5 х 24,4 см
К.А. Клементьева «Казбеги. Маленькая мама» 1934 г. Бумага, тушь. 37,5 х 24,4 см

К.А. Клементьева «30 декабря 1934 г. Проводы тела т. Кирова» Литография. Фото LeningradArt.com
К.А. Клементьева «30 декабря 1934 г. Проводы тела т. Кирова» Литография. Фото LeningradArt.com

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..