Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Выставка к 25-летию творческой деятельности Валерия Григорьевича Кокурина.

30.11.2021

ВЛАДИМИР

 

Выставка, открывшаяся в марте в Доме художника, посвящена 25-летию творческой деятельности Валерия Григорьевича Кокурина.

Включившая более ста тридцати произведений, экспозиция имела ретроспективный характер, но большую её часть составили работы последних пяти — десяти лет. И дело здесь не в том, что многие ранние пейзажи, принесшие Кокурину признание и известность, находятся в двух десятках музеев и картинных галерей нашей страны, и потому их трудно было собрать на выставке. Главная причина подобного подбора работ в эволюции творчества. В последние годы художник подошёл к качественно иному, более глубокому решению проблемы образности пейзажа.

 

В шестидесятые — начале семидесятых годов полотна живописца привлекали внимание прежде всего лиричностью, добрым юмором, искренностью, и, как у истинного владимирца, повышенным вниманием к цвету.

Кокурин сумел увидеть, найти в родном ему среднерусском пейзаже и богатство красок, и пластическое многообразие форм. Начиная примерно с середины семидесятых годов художника уже не удовлетворяют только эти качества. Они, конечно, остаются, но носят теперь скорее подчинённый характер. Кокурин отказывается от простого, неспешного пересказа увиденного, он стремится к максимальной концентрации мыслей и чувств в образе, к лаконичности и большей активности живописного языка. На смену красивым и порой излишне «благополучным» пейзажам приходят иные — эмоционально более напряжённые. Эта напряжённость заключается не в поверхностной драматизации сюжета, а в выявлении некоего изобразительного конфликта — пластического, цветового, светлотного, — выявляемого в каждом мотиве, пусть даже он на первый взгляд умиротворён или элегичен.

 

Кокурин много ездит по стране. Некоторые творческие поездки вдохновили его на разработку тем, занявших впоследствии значительное место в его творчестве.

Так, уже полтора десятка лет работает он над серией «Горки Ленинские».

Побывав в 1983 году в Закарпатье на строительстве международного газопровода, Кокурин создал триптих «Газопровод Уренгой — Помары— Ужгород» и большой цикл портретов строителей.

В последние годы В. Кокурин все чаще обращается к портретному жанру, предпочитая работать здесь в технике пастели. Создал он и немало своеобразных натюрмортов.

Несмотря на удачи в жанрах портрета и натюрморта, Валерий Кокурин прежде всего — пейзажист. Именно в пейзаже с наибольшей силой раскрылся его талант, именно здесь созданы наиболее значительные произведения, с успехом экспонировавшиеся на многих крупных выставках у нас в стране и за рубежом.

 

В. Басманов

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..