Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Искусство горного края

08.12.2021

 

День 24 октября 1984 года стал незабываемым праздником искусства Советской Тувы. В переполненном Центральном государственном концертном зале было торжественно отмечено открытие Дней литературы и искусства Тувинской АССР, посвящённых 40-летию добровольного вхождения Тувы в состав СССР.

Каждое выступление наших мастеров перед столицей, перед всей огромной страной сопровождалось овацией, бурными аплодисментами. Каждый участник творческого отчёта — артист, музыкант, композитор, писатель, художник — особенно остро сознавал в те часы свою прямую сопричастность великой культуре народов Советской страны, особенно глубоко чувствовал огромную ответственность — говорить от имени родного горного края трепетным языком искусства о достижениях сорока славных лет. И особого смысла и значения для каждого из мастеров нашей республики в эти дни были исполнены слова поэта:

Пусть слышат все —

и недруг наш, и друг —

тувинца песнь, свободную, как сокол.

Идём мы, глядя с гордостью вокруг,

впервые вскинув голову высоко.

Во тьме мы жили, словно взаперти,

но сброшен гнёт — постыдная обуза.

И горд любой из нас произнести:

«Я гражданин Советского Союза»

(Степан Сарыг-оол)

За эти годы, за 40 лет, Тува превращена трудом и волей партии и народа в цветущую аграрно-индустриальную республику. Её сегодняшняя гордость — это люди труда, это бескрайние нивы и тучные стада, это новые города и села, это набирающая силу и высокий темп молодая тувинская промышленность, это подлинный расцвет науки, народного образования, всех сфер культуры.

 

Современная Тува по степени насыщенности учреждениями культуры идёт наравне с передовыми краями и областями РСФСР, в ней рождены, сформированы и успешно развиваются литература и профессиональные искусства — изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное, — чего не было и не могло быть в феодальные времена.

Феодальная Тува была самым что ни есть отсталым краем, который пребывал в угнетении столетиями — сначала под китайско-маньчжурским, затем под монгольским игом. Чего только не претерпел мой народ — унижения, страдания, голод, холод, издевательства нойонов и баев, шаманов и лам.

Край сплошной неграмотности, не имевший письменности и обречённый, фактически лишённый возможности развивать свою самобытную культуру.

 

И всё же, вопреки вековым испытаниям и бедам, народное творчество, поднимающееся из глубин народного духа, алмазными гранями светило угнетённым людям, переходило из поколения в поколение как завет и призыв, всё более совершенствуясь.

Только в устных формах могло существовать литературное и музыкальное творчество тувинцев. Это памятники поистине бессмертного национального гения.

И ещё жила традиция мастеров — резчиков по дереву и камню, чеканщиков по металлу, создателей художественного литья и орнаментированных ювелирных украшений.

Ни театра, ни хореографии как таковых не существовало — были только их элементы в различных обрядах и народных праздниках.

 

Национально-освободительная революция, совершившаяся на тувинской земле под непосредственным воздействием Великой Октябрьской революции, дала отсчёт новому летосчислению жизни и творчества угнетённого народа. Постоянная братская помощь Коммунистической партии Советского Союза и великого русского народа создала основу для коренных преобразований экономической и духовной жизни тувинских аратов, их быта, их культуры.

Появились новые песни, исполненные революционного содержания, в них прозвучали имена Маркса и Ленина. Появились и стали быстро распространяться агитационные импровизированные спектакли, которые высмеивали врагов новой жизни, сражались с ними и призывали аратов к коренному преобразованию родной земли.

Были созданы первые «Красные юрты» — своеобразные кочующие клубы, что вели просветительскую работу, создавали коллективы художественной самодеятельности, показывали кочевым скотоводам спектакли, давали концерты, пробуждая в людях стремление к искусству и понимание его.

 

Когда в 1930 году при участии группы советских учёных-лингвистов была создана тувинская национальная письменность, «Красные юрты» стали передвижными школами. Культурно-просветительская деятельность в них сочеталась с образовательной. Здесь вырастали кадры будущих работников культуры и искусства.

Первые стихи, рассказы, очерки, пьесы созданы в 30-х — начале 40-х годов старейшинами литературы Тувы, многие из которых были работниками культуры. Вспомним их имена. Это Салчак Тока, Сергей Пюрбю, Степан Сарыг-оол, Виктор Кок-оол, Олег Саган-оол, Байкара Ховенмей, Василий Эренчин, Леонид Чадамба.

 

Потребовались годы напряжённой работы, чтобы культура и искусство Тувы достигли того уровня, на котором они находятся ныне.

Мы с благодарностью вспоминаем сегодня советских специалистов, которые помогали тувинскому народу создавать новое национальное социалистическое искусство, самобытную социалистическую культуру. Здесь необходимо назвать филолога и литератора Александра Пильмбаха, режиссёра-педагога Ивана Исколнева, исследователя тувинской народной музыки Алексея Аксёнова, хореографа Анатолия Шатина, композитора Леонида Израйлевича, художников Василия Дёмина и Николая Рушева.

 

Молодой Василий Дёмин накануне Великой Отечественной войны со свойственной ему бурной юношеской энергией, собрав вокруг себя тянувшихся к искусству аратов, горячо помогал становлению молодого тувинского профессионального изобразительного искусства.

Это он и мастера его художественной студии в первые дни войны создавали впечатляющие плакаты, мобилизующие аратов народной Тувы на помощь Красной Армии.

И под могучим воздействием их атакующей силы вся республика жила единым дыханием вместе с советским народом, вместе с фронтом.

В фондах Тувинского республиканского краеведческого музея как реликвии хранятся работы тувинских художников, повествующие о ратных подвигах аратов в суровые годы войны, о посильной помощи Советскому Союзу, о тувинских добровольцах, ушедших в составе победоносной Красной Армии сражаться с фашистскими захватчиками.

А потом наступил день одиннадцатого октября 1944 года, день провозглашения моей Тувы советской. И начался период подлинного расцвета талантов нашего народа.

 

И вот 40 лет спустя, в Москве наше искусство держит отчёт.

Республиканский музыкально-драматический театр на сцене Московского театра им. М. Н. Ермоловой показал свои лучшие спектакли.

В зале имени П. И. Чайковского выступал творческий коллектив государственной филармонии — ансамбль «Саяны», в концертном зале Олимпийской деревни — ансамбль «Аян».

Торжественно прошли вечера, посвящённые тувинской литературе, тувинскому фольклору и музыке, в Центральном Доме литераторов и Всесоюзном Доме композиторов.

Состоялось открытие выставок — в залах Государственного исторического музея на Красной площади — тувинских живописцев и графиков, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства — мастеров резьбы по камню, тиснению по коже, мастеров ювелирных изделий.

 

Неповторима, самобытна тувинская скульптура малых форм из камня и дерева.

За создание высокохудожественных произведений народного творчества нашим прославленным камнерезам — Хертеку Тойбухаа, Раисе Аракчаа, Байыру Байынды, Хертеку Мижим-Доржу была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина.

Целую эпоху в изобразительном искусстве составило творчество Монгуша Черзи, отца и наставника тувинских народных мастеров.

О произведениях этого вида искусства композитор Вано Мурадели сказал: «Тувинское искусство — это утренняя заря, освещённая восходящими лучами солнца». И это справедливые слова, ибо культура тувинского народа — глубоко древняя и вместе с тем чарующая, свежая, как полёт сокола в небе, как песнь свободного сердца.

 

Главная тема произведений тувинских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладного искусства — человек и огромный мир, социалистические преобразования, совершённые на древней тувинской земле, красота природы. Огромный пласт жизни народа разными гранями отражён в их произведениях.

Сохраняются священные традиции народного творчества, живёт преемственность в «магическом кристалле» — призме современного видения мира.

Любовь к жизни обретает особое общественно-политическое звучание. Таланты, отданные большому делу, своему народу, способны глубоко, философски осмыслять главные вопросы времени. Всё это, вместе взятое, ставит мастеров кисти и резца на одно из первых мест в деле коммунистического воспитания народа. Утверждение героического начала в человеке, бескомпромиссная борьба против рутины и пережитков прошлого, за правду нашей жизни, возвышенная любовь к Родине, к человеку, к дивной природе земли, к её голубым рекам, степям, горам — в этом предназначение истинного таланта художника наших дней, в этом его творческий долг.

 

За последнее время в нашей республике выросли талантливые мастера.

Один из них — молодой скульптор из Бап-Тайгинского района, сын известного камнереза Хертека Тойбухаа, лауреат премии комсомола Тувы Дондук Дойбухаа.

Его творения сравнивают по праву с классическими образцами тувинской малой скульптуры. Под его резцом рождаются уникальные произведения, вызывающие восторг любителей искусства. Сказочные архары, мифические львы-арзыланы, кони, верблюды, яки и сам человек труда — вот круг его излюбленных тем. Д. Дойбухаа всегда окружён учениками, молодыми камнерезами. Там, у некогда священной горы Сарыг-Хая, в недрах своих хранящей залежи знаменитого агальматолита, живет большая группа талантливых ребятишек, чьи работы на выставке «Рисуют дети Тувы» восхищали зрителей Москвы и Красноярска, Новосибирска, Якутска и Улан-Удэ, получали высокие отзывы прессы.

 

На площади Ленина, в центре Кызыла, столицы Тувы, рядом с великолепным, современным зданием Республиканского музыкально-драматического театра сооружён уникальный фонтан, украшенный изображениями мифических животных, — творение рук Дондука Дойбухаа и его товарищей. Подлинная монументальность, свойственная скульптуре малых форм, в трактовке истинных художников претворена в композицию величественных размеров.

Это был хороший пример. И нами сегодня уже разрабатывается план «превращения» зданий — центров культуры, особенно в сельских местностях, в своеобразные памятники синтеза искусств. Думаем к этой работе привлечь всех членов нашего Союза художников, а также самодеятельных мастеров и скульпторов, учащихся Кызылского училища искусств, детских художественных школ и специализированных школ. Дело найдется каждому по его силам в осуществлении этой широкой целенаправленной задачи.

Нынешний год отмечен замечательным событием в жизни нашей республики. Накануне апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление об ускорении экономического и социального развития Тувинской АССР. Развернута большая конкретная программа, касающаяся настоящего и будущего моего родного края. Этот документ — свидетельство огромной, действенной заботы и внимания партии и правительства к народам Советского Союза в целом.

В единой, братской семье народов вершит свой соколиный полёт в будущее моя светлая родина — Советская Тува.

 

А. СЕРЕН, министр культуры Тувинской АССР

Журнал «Художник» № 9, 1985 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..