Стили и жанры
|
Достоверность и романтика. Военный художник Виктор Константинович Дмитриевский14.12.2021
Виктор Константинович Дмитриевский — военный художник. Этот выбор был определён не просто порывом души, не просто призванием. Этот выбор сделала сама жизнь. Творческая биография Дмитриевского началась в годы войны. Окончив в 1942 году Московскую среднюю художественную школу, он был призван в армию и год спустя окончил Московское военно-инженерное училище. Затем переведён в студию им. М. Б. Грекова и в 1944 году в составе группы военных художников попал на Белорусский фронт. Начальник студии, возглавлявший её с момента организации, X. Ушенин писал о грековцах: «Великая Отечественная война явилась для них большой жизненной и творческой школой. Грековцы всегда были в гуще военных событий. Они тесно связаны с жизнью армии, хорошо знают своих героев, их духовный облик, мысли и чаяния...».
Как фронтовой художник Дмитриевский воочию столкнулся с жизнью на передовой, в землянках и окопах, с походами и атаками. Им было создано много портретов воинов, запечатлена обстановка боя. Его рисунки тех лет попадали во фронтовые газеты, в экспозиции передвижных выставок. Тогда же молодым живописцем были созданы крупномасштабные батальные картины «Переправа танков», «Сталинградская переправа», участвовал он (с коллективом авторов) в создании диорамы «Форсирование Днепра в районе Кременчуга».
Война сформировала Дмитриевского как художника, определив его творческий путь. Вместе со своими товарищами по студии им. М. Б. Грекова — И. Сорокиным, Г. Прокопинским, Б. Йеменским и другими Дмитриевский стал студентом первого послевоенного набора Московского художественного института им. В. И. Сурикова. В ту пору здесь много училось молодёжи, вернувшейся с фронта. Закончив институт без отрыва от работы в студии им. М. Б. Грекова, он остаётся верен военной теме.
Отметим сразу, что такого рода приверженность не превратила его лишь в мастера батального жанра, воспевающего подвиги советских воинов. У Дмитриевского военно-патриотическая тематика получает серьёзное осмысление, имеет своё развитие при кажущейся на первый взгляд стабильности творчества. В послевоенное десятилетие она звучит как живое воспоминание о войне, о том, что глубоко пережито и выстрадано. Весьма симптоматичным для тех лет было появление картины «Сталинградская переправа» (1951), воссоздающей события сталинградской эпопеи — переправу через Волгу дивизии генерала Родимцева, а также картины «Здесь стояли насмерть» (1955), посвященной памяти погибших героев.
Работа над военными сюжетами вскоре приведёт Дмитриевского к созданию исторической картины. Важную роль для художника сыграли традиции школы Грекова, а также обучение в классе баталиста Г. Савицкого, уроки живописи Д. Мочальского, полученные в институте им. В. И. Сурикова. Дмитриевский обращается к традициям Грекова, соединяя пейзаж с действием, намечая возможность психологической завязки сюжета. В 1953 году в соавторстве с И. Евстигнеевым и Г. Прокопинским он создаёт крупномасштабное батальное полотно «Рождение Красной Армии» — произведение, ставшее хрестоматийным в жанре советской исторической картины (Центральный музей Вооруженных Сил СССР).
Фронтовые впечатления легли в основу работы над первой советской панорамой «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», выполненной в соавторстве с Н. Бутом, П. Жигимонтом, Г. Марченко, П. Мальцевым, М. Самсоновым, Ф. Усыпенко, над монументальными диорамами «Волочаевский бой», «Форсирование реки Великой в районе Пскова», созданными в 1958—1963 годах художниками студии.
Впоследствии, в 1970-е годы, военно-патриотическая тема приобретает в творчестве Дмитриевского новую интерпретацию, созвучную времени. Тема войны становится для художника отправной точкой, исходным материалом в осмыслении мирного бытия. Не будет преувеличением сказать, что с годами она получает определенную философскую направленность. Советский воин — постоянный персонаж картин Дмитриевского — теперь предстает как воин, защищающий мирную жизнь на земле. Так в рамках той же темы рождается новый цикл работ — военные учения, сцены, изображающие советских воинов на привале, радости мирных солдатских будней («На привале», 1959; «Везде пройдут», 1970; «Цветёт черемуха», 1971; «Зимняя сказка», 1972; «Танковые тропы», 1973; «Почта пришла», 1982).
Решения художника отличаются разнообразием сюжетов, разработкой метко схваченных деталей, согретых тёплым и искренним чувством. Дмитриевского справедливо считают мастером «солдатского жанра» — ему хорошо знакома воинская служба, круг забот и дум солдата. Этому способствуют его регулярные поездки в действующие части, непосредственное общение с бойцами, живые зарисовки с натуры. Характерна в этом смысле его работа над картиной «На привале». Вот что рассказывает об этом сам художник: «Сюжет этой картины у меня родился ещё на фронте. Я носил его в своем сердце много лет. Не раз наблюдал, как после боя или тяжёлого перехода солдаты, уставшие до предела, положив головы на скатки шинелей, вдруг запевали песни о родном крае, о боях и походах, о любимой девушке — и проходила усталость, веселели бойцы. После войны, во время творческой командировки в войска, встретился мне один интересный человек — рядовой Евгений Кузин. Он оказался не только отличником боевой и политической подготовки, а ещё и поэтом. Как-то прочёл он свое стихотворение. Мне оно понравилось искренностью, непосредственностью чувств. Я и сейчас храню его в своей мастерской вместе с этюдами, сделанными тогда же. Вот эти стихи: «В гимнастёрках, обелённых солнцем, Мы сидим, затаив дыханье. Песня тихая нежно льётся, Как живое ручья журчанье... И светлеют суровые лица. И теплее становится взгляд. Будто щедрого солнца частица Озарила сердца солдат...» Встреча с Евгением Кузиным, стихи его и явились толчком к тому, что я осуществил наконец свою давнюю задумку». (Е. Востоков. «Грековцы»).
Творчество Дмитриевского не замкнулось на военных сюжетах. Вероятно, не что иное, как величайшая человеческая трагедия — война открыла в его душе лирика, увидевшего непреходящую ценность окружающего мира. Пейзаж занял самостоятельное место в творчестве Дмитриевского, но он выступает и важным элементом батальной картины, несущим значимую долю эмоциональной нагрузки. Он звучит как второй голос, усиливая ведущую тему, вторя ей и развиваясь параллельно. ...Багряное пылающее зимнее солнце — окончен бой, взята высота, водружён красный флаг («Мамаев курган — главная высота России, 5.II.1943 года»), весенние берёзы, высокий берег реки, на котором стоит советский воин, — вечный гимн мирной жизни («На мирной земле», 1982).
В картинах, посвящённых солдату мирного времени, жанровые сцены — возвращение на родину, прощание с домом, будни воинской службы — также раскрываются через эмоциональное восприятие природы: яркое солнце и рыхлый снег у родной хаты, деревенские слеги и медленно перекатывающая свои воды река, яркая рябина и собранное в стога сено («В родных местах», 1958; «Дома», 1967; «В последний вечер», 1970; «В небе журавли», 1979).
Дмитриевский — лирик по натуре. В пейзажах он запечатлевает природу вечную и постоянно изменяющуюся. Он любит её во всех ипостасях — весной и осенью, зимой и летом. Его отношение к природе пронизано сокровенным и трогательным чувством, искренней радостью созерцания и тонким пониманием. Пейзажи Дмитриевского — это пейзажи состояния природы. Любое её проявление становится для художника открытием. Пожалуй, стихия Дмитриевского — наиболее близкие и дорогие ему пейзажи русского среднеполосья: русская деревня, уходящие вдаль просторы, поля и леса, безмолвие речной глади, плывущие облака, главы церквей («У околицы», 1948; «Весенняя нежность», 1975; «Туманный день», 1976; «Река Сторожа в полдень. Звенигород», 1977; «Вечерние тени», 1981).
В творчестве Дмитриевского соединяются, казалось бы, столь далёкие темы, как военные учения, батальные сцены и лирические пейзажи. Это соединение выражает мироощущение художника, его видение, его мир.
Дмитриевский работает уже на протяжении сорока лет. Все эти годы неразрывно связаны для него со студией военных художников им. М. Б. Грекова — с коллективными работами, выставками студии, частыми поездками по стране, дающими незаменимый творческий багаж. Казалось бы, манера Дмитриевского за эти годы существенно не изменилась, он писал и продолжает писать в духе традиций русского реализма. Да и круг тем его остается прежним. Однако существуют несомненная эволюция, непрерывное совершенствование, постоянное шлифование мастерства художника. Развитие творчества Виктора Константиновича Дмитриевского — в непрерывном осмыслении жизни, в каждодневном поиске.
Е. ШИДЛОВСКАЯ Журнал «Художник» № 9, 1985 г.
|