Стили и жанры
|
Выставка произведений Чеслава Стефанского в Смоленске18.01.2022
В зале советского искусства Смоленской художественной галереи в начале нынешнего года прошла выставка произведений Ч. К. Стефанского (1889— 1942), посвящённая 100-летию со дня его рождения. Живописец и график Чеслав Казимирович Стефанский широкому кругу зрителей почти неизвестен. Тем не менее в советском искусстве он был личностью незаурядной. Глубочайшие социальные и духовные потрясения первых четырёх десятилетий XX века, выпавшие на долю мастера, не оставили в его творчестве трагического отпечатка. Жизнеутверждающее начало — одна из привлекательных черт его произведений. На выставке показаны три основных этапа творчества Ч. К. Стефанского: дореволюционный (1889—1917) — время учёбы в Пензенском художественном училище, начало самостоятельных занятий искусством; смоленский (1918— 1922) — живописный и московский (1922—1942) — графический, время командировок в Хибины и Белоруссию. Каждый период в экспозиции представлен не только произведениями художника, но и фотографиями, документами. Две книги, оформленные им, непременно привлекают внимание посетителей выставки. Это журнал «Голос» и рукописный сборник «Бедлам». Выпущенный в Смоленске в 1919 году журнал «Голос» теперь уже библиографическая редкость. Он составлен из публикаций, знакомящих читателя с проблемами культурной жизни нашего города. Созданный в Москве в 1927 году сборник «Бедлам» интересен стихами, прозой и художественной критикой мастеров изобразительного искусства, в том числе нашего земляка Б. Ф. Рыбченкова — друга Ч. К. Стефанского. В «летописи» художественной жизни Смоленщины имя Ч. К. Стефанского занимает одно из ведущих мест. Около четырёх лет его жизни и творчества связано с нашим городом. Для Ч. К. Стефанского это было время исканий, выработки художественной манеры, самоутверждения. Здесь он занимался сохранением и изучением памятников, участвовал в праздничном оформлении города к первой годовщине революции, работал декоратором в театре, преподавал в изостудии (впоследствии многие её воспитанники стали известными мастерами изобразительного искусства), работал в местных издательствах, заведовал подотделом искусств в г. Ельне, где организовал местное отделение Союза работников искусств, участвовал в выставках Смоленского общества художников. Смоленское общество художников, появившееся уже в 1918 году, было первым творческим объединением. Оно было замечательно единством противоположностей, целым созвездием мастеров, представляющих самые разные направления изобразительного искусст-ва. Ал. Агат в обзорной статье о 2-й выставке Смоленского общества художников, помещённой в журнале «Голос», хорошо показывает творческую атмосферу той поры: «...мало характерного и артистического, зато много говорящего о широте сферы исканий и разнообразии подходов к решению чисто художественных целей». В этой творческой среде происходило становление мастерства Ч. К. Стефанского. Знакомство с экспозицией давало возможность понять, что не только художник внёс свой вклад в культурную жизнь нашего города, но было и обратное обогащение. Открывшаяся выставка получила живой зрительский отклик.
Е. Попова |