Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

СОЮЗ ТРУДА И ИСКУССТВА

05.02.2022

 

Тема труда является одной из ведущих в советском изобразительном искусстве. Ей посвящены многие произведения живописи, скульптуры, графики, ставшие признанной классикой. Советские художники стремятся расширять и укреплять связи искусства с жизнью страны, полнее и глубже отображать её трудовые будни. Постоянно появляются новые формы творческого сотрудничества мастеров искусства с тружениками города и деревни. Одна из таких форм успешно развивается в Ленинградской организации СХ РСФСР.

 

11 сентября 1968 года газета «Ленинградская правда» опубликовала обращение к работникам искусства, которое совместно выработали коллективы крупнейших заводов и промышленных объединений Ленинграда — Кировский завод, Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина, Балтийский судостроительный завод имени С. Орджоникидзе, Ижорский завод имени А. А. Жданова и электромашиностроительное объединение «Электросила» имени С. М. Кирова.

В нём, в частности, говорилось: «В. И. Ленин предвидел, что новая культура будет способна дать трудящимся глубокое, верное жизненной правде, вдохновленное коммунистическими идеями искусство. Под влиянием Октябрьской революции искусство и литература стали жить интересами народа. Из гущи народа вышли талантливые писатели, художники, артисты».

 

Трудящиеся этих гигантов индустрии предложили в канун столетия со дня рождения В. И. Ленина найти и осуществлять такие постоянные формы сотрудничества, которые благотворно сказывались бы на работе деятелей искусства, приблизили искусство к производству, способствовали формированию духовно зрелого, красивого человека и гражданина. Обращение это, одобренное партийными организациями, было горячо встречено членами всех творческих союзов Ленинграда — композиторами, работниками театра и кино, литераторами, художниками.

 

Так было положено начало уже десятилетнему сотрудничеству художников Ленинграда с рабочими Кировского завода. Намечая конкретный план работы по осуществлению постоянных творческих контактов, коллектив кировцев предложил Ленинградскому отделению Союза художников РСФСР, в частности, такую программу: просмотры новых произведений художников с последующим обсуждением их в рабочих коллективах: передача в дар заводу произведений искусства из фонда Союза художников; посещение кировцами творческих мастерских и соответственно посещение цехов завода художниками с целью знакомства и сбора материалов для будущих произведений; присуждение заводом премий, медалей и дипломов художникам за произведения, в которых правдиво и ярко отражена наша социалистическая действительность; шефская работа — оформление праздничных демонстраций, спектаклей, наглядной агитации, заводских и клубных интерьеров и, наконец, участие мастеров изобразительного искусства как педагогов и консультантов в работе заводской студии самодеятельных художников. Эти предложения встретили со стороны художников живой отклик.

 

Как показал опыт прошедших лет, контакты оказались полезными и плодотворными для обеих сторон. Производственная тема заняла важное место в творчестве многих мастеров живописи, скульптуры, графики Ленинграда. Наблюдая людей в процессе труда, изучая их самих и их роль в производстве, многие художники от работ, посвящённых конкретным рабочим-кировцам, переходят к созданию типического образа советского рабочего 70-х годов.

А что даёт рабочим содружество с художником? Прежде всего систематическое общение расширяет кругозор рабочих, формирует их вкус, усиливает тягу к познанию прекрасного, а порой приводит к творчеству. Больше того, рабочие могут прямо или косвенно влиять на ход творческого процесса не только как зрители, но и как герои будущих произведений, участники трудового процесса, знающие его во всей сложности.

 

Многие художники начали свою работу на Кировском заводе с посещений в дни ежегодных апрельских коммунистических субботников. Впечатления оказались настолько сильными, что в дальнейшем некоторые из них попросили дать им постоянные пропуска на завод.

Показательно, что кто бы из художников ни говорил о своём отношении к труду рабочего, о своём видении производственного процесса и места человека в нём, все они отмечают красоту человека-созидателя, а не только машин, агрегатов, сколь бы сложны и интересны сами по себе они ни были.

Эта оценка — итог многократных и тщательных наблюдений за сложной жизнью промышленных звеньев разного масштаба — от участка до цеха, от одного человека до целой бригады.

Именно поэтому произведения, созданные на Кировском заводе живописцами Е. Моисеенко, Ю. Межировым, А. Королёвым, С. Гершовым, скульпторами Б. Пленкиным, А. Игнатьевым, Е. Гендельманом, графиками А. Ковалёвым, В. Тамбовцевым, В. Вильнером, О. Почтенным, А. Гетманским, Т. Шишмарёвой, В. Бродским, при всей непохожести, своеобразии творческого почерка этих мастеров объединяет искренний интерес к человеку труда.

В результате неоднократных посещений завода, знакомства с людьми, работы в цехах ряд интересных портретов кировцев создали живописцы М. Труфанов, М. Комов, Н. Баскаков, скульпторы Н. Кочуков, Б. Пленкин, Э. Агаян, Д. Епифанов, графики А. Галеркин, А. Гетманский, Р. Яхнин. Одни обратились к монументальному портрету, другие передали непосредственность индивидуального характера, третьи показали мгновения вдохновенного труда. В совокупности эти работы образуют многогранный «коллективный портрет» советского рабочего — ленинградца, кировца.

 

На материале созданных на Кировском заводе картин и скульптур, рисунков и гравюр в начале 1976 года была развёрнута экспозиция «Кировский завод в произведениях ленинградских графиков», посвящённая организаторами XXV съезду КПСС. Выставка вызвала у кировцев большой интерес и прошла с успехом. Её посещали молодые рабочие и ветераны, приходили целыми семьями, узнавали на рисунках, гравюрах, литографиях своих товарищей, свои цехи, знакомились с историей завода.

Традиционным стало присуждение художникам премий, медалей и дипломов «Лауреат Кировского завода», производимое рабочим жюри один раз в два-три года в связи с крупными выставками. Внимание кировцев привлекают не только картины, графические и скульптурные произведения, впрямую связанные с производственной тематикой, но прежде всего работы, в которых видны разнообразие и красота нашей действительности, где образ человека дан во всей его многогранности. Доброжелательная требовательность рабочего жюри сочетается с ясностью социальных и эстетических критериев оценки произведений искусства. Звание лауреатов Кировского завода с гордостью носят более пятидесяти художников и творческий коллектив «Боевой карандаш».

 

Вручение почётных дипломов и медалей лауреатам последнего 4-го заводского смотра-конкурса произведений изобразительного и прикладного искусства состоялось 11 апреля 1978 года во Дворце культуры Кировского завода. В число его победителей вошли живописцы, скульпторы, графики, искусствоведы, мастера декоративно-прикладного искусства, среди них — Е. Моисеенко, Б. Угаров, Б. Свинин, Е. Николаев, Б. Власов, О. Почтенный, Н. Быстров, И. Дяткина.

Примечательна заинтересованность кировцев во встречах не только с произведениями станкового искусства, но и с творениями художников театра и кино, с работами мастеров декоративно-прикладного и оформительского искусства. Премиями кировцев отмечены произведения художников по стеклу и керамике, по ювелирным изделиям — Ю. Мунтяна, Ю. Паас, А. Аствацатурьяна, а Н. Славина и Л. Юрген стали лауреатами конкурса дважды.

 

Творчество многих мастеров изобразительного искусства Ленинграда стало хорошо знакомо кировцам. Этому способствуют и постоянно проводящиеся во Дворце культуры завода персональные выставки. В 1978 году здесь экспонировались офортная серия «Во имя революции» и портреты передовиков производства А. Харшака, в начале 1979 года около десяти тысяч зрителей посетило выставку гравюр О. Почтенного «Ленинградская сюита».

Художники Ленинграда передают свои произведения в дар заводу. Так, в апреле 1969 года собственностью кировцев стало более шестидесяти работ, сначала экспонированных во Дворце культуры, а затем украсивших залы и холлы завода, а также его профилакториев в Стрельне и Сочи.

В 1971 году один из старейших художников Ленинграда Ф. Петров принёс в дар коллективу завода более двухсот лучших своих живописных произведений. И сегодня, когда художника нет среди нас, его искусство по-прежнему служит людям: лучшие картины и пейзажи находятся в холлах и гостиных нового здания профилактория завода в Стрельне. На стенах, где помещены полотна, укреплены таблички с текстом: «Работы художника Ф. И. Петрова, принесённые в дар коллективу Кировского завода».

 

Немало интересного можно рассказать и о выступлениях художников и искусствоведов в цехах, о посещении мастерских живописцев, графиков, скульпторов рабочими и служащими завода, об участии их в обсуждении выставок.

Однако, отмечая всё хорошее, что сделано художниками-ленинградцами в области сотрудничества, нельзя закрывать глаза и на имеющиеся недостатки. А они есть — порой и в неритмичности работы, и в не всегда высокой профессиональной требовательности авторов к своим произведениям, и в недооценке необходимости подлинно творческого отношения к наглядной агитации, и в отсутствии оперативности при оформлении демонстраций, заводских праздников, концертов. Всё сделанное коллектив ленинградских мастеров изобразительного искусства рассматривает лишь как хорошее начало большой, важной, рассчитанной на длительную перспективу работы.

Углубление творческих связей на всех уровнях сотрудничества, рост профессионального мастерства художников, создание изобразительной летописи завода и портретной галереи лучших людей, систематическое проведение выставок, лекционно-пропагандистской работы — таковы пути дальнейшего развития творческих связей между рабочим классом и художниками Ленинграда. И, думается, не только Ленинграда, ибо сотрудничество рабочего класса страны и его народной художественной интеллигенции — веление времени. Ответственно решать эту почётную задачу — долг и радость каждого советского художника. Для этого у нас есть все возможности.

 

г. Ленинград

И. МЯМЛИН

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..