Стили и жанры
|
ЖИВОПИСЕЦ НИКОЛАЙ ЧЕСНОКОВ11.02.2022
ДЫХАНИЕ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ
Любовное внимание к натуре, верность ей, стремление самому изучить действительность. Умение ощутить, чем живет сегодняшнее искусство. Трудолюбие, упорная преданность работе, готовность подолгу, не считая недель и месяцев, работать над картиной. Таковы основные черты свердловского живописца Николая Гавриловича Чеснокова.
Его имя хорошо известно на Урале, он — участник всех областных и зональных выставок, именно на Урале и благодаря ему он обрёл своё творческое лицо и своё понимание мира. Но лучшие из произведений художника — «Белая ночь», «Оленеводы», «У костров негасимых», «Ново-Хатыньга, освещённая солнцем» — перешагнули местные рубежи и стали достоянием не только уральского, но и всего российского искусства.
Чесноков учился сначала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Е. Репина, затем, после окончания Великой Отечественной войны, в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Работал много, напряжённо, деля дни на слушание лекций, работу в мастерских, посещение музеев. Сыну лысьвинского лесника, вчерашнему строителю Верхотурья, по комсомольской путёвке окончившему курсы радиотехников, было нелегко вобрать в себя всё, что давали Ленинград и Москва. От природы он обладал точным глазом и уверенной рукой — легко справлялся с рисунком, зато цвет, живописные отношения давались с трудом. Чесноков и сейчас с благодарностью вспоминает уроки М. Асламазян, научившей его видеть красоту и благородство чистых тонов, до сих пор одним из счастливейших дней своей жизни считает тот, когда остановившийся у его мольберта А. Осмёркин воскликнул: «Да вы, батенька мой, живописец, настоящий живописец!»
Самостоятельный путь Чеснокова начался в пятидесятых годах. Он писал бытовые картины («Внуки», «Подружки», 1951), многочисленные, как правило, посвящённые Уралу пейзажи («Зимний день», 1953; «Зима», 1954). Старался объективно передать в них виденное, невольно сочетая документальность с эмоциональностью: изображая заметённую снегом деревушку, любовно выписывал сияющие белизной снежные сугробы, подчёркивал, как радостно сверкают на них лучи солнца.
В лучшем из ранних произведений Чеснокова — «Заочнице» (1955) достигнуто определённое колористическое мастерство: разлитый в комнате тёплый свет настольной лампы кажется особенно мягким благодаря холодному сверканию городских огней, виднеющихся в распахнутом окне. Заочница, допоздна засидевшаяся над книгами, написана с любовью и тщанием — в характерный для времени жанровый мотив Чесноков привнёс интимный лиризм. И всё же в чёткости композиционного решения полотна есть что-то от ученической постановки, пока что художнику не удалось раскрыть свою творческую индивидуальность.
Этапной явилась для Чеснокова поездка в 1963 году в приполярный Урал. Попав в эти поражающие эпической торжественностью места, он как бы увидел мир заново и понял, что простым воссозданием натуры нельзя передать его красоту и величие. Художник долго, упорно работал над привезёнными из Приполярья зарисовками, постоянно возвращаясь к некоторым сюжетам в течение двух, а то и трёх лет.
Достаточно сравнить этюды с созданными по ним полотнами, чтобы понять как последовательно и целеустремлённо шла эта работа. В этюдах — достоверность, переходящая в описательство, боязнь творческой фантазии, постоянная оглядка на натуру, многоречивая пестрота тона. В картинах («Урал приполярный», 1963; «Белая ночь», 1964; «Весенний день», 1965) — умение осмыслить и обобщить виденное, расставить смысловые и декоративные акценты, чёткость композиционного мышления, сдержанная убедительность палитры. Затаённая внутренняя энергия чувствуется в написанных Чесноковым горах, и благодаря этому не кажутся однообразными порой привычные для живописца приёмы: некоторая условность в трактовке объёмов, многоплановость композиции, подчёркивание сочленений хребтов и т. п.
С этого времени основополагающая задача для Чеснокова — конструктивное построение холста, обобщённость натуры. Он нередко пишет пейзажи этюдного характера (особенно много таких работ он привезёт из поездок в Чехословакию и в Башкирию), но даже они становятся логически построенными, имеющими эмоциональную доминанту и тщательно разработанную тоновую гамму.
В шестидесятых годах Николай Чесноков внимательно изучает творчество мастеров «сурового стиля» — Т. Салахова, Андронова, Никонова, Смолиных, Мосина и Брусиловского; стремясь создать образ героя времени на основе личных впечатлений и наблюдений, пишет картину о жителях приполярного Урала «Оленеводы» (1963—1964). «Хотел написать современного северянина таким, каким видел его,—рассказывает художник.—Традиционно неприхотливым, терпеливым, но далеко ушедшим от того образа жизни и мышления, какие были присущи его отцам и дедам. Конечно, оленеводы и сейчас летом живут в чумах, ездят на собачьих упряжках, пасут многотысячные оленьи стада. Но они не чувствуют себя дикарями, грамотны, читают газеты, слушают радио, умеют собрать и наладить транзисторные приёмники. И — главное — обладают чувством собственного достоинства». Герой «Оленеводов» — сильный, смелый и правдивый человек, привыкший доходить до всего собственным умом, не идущий ни на какие компромиссы с совестью. Делая оленевода носителем идеи произведения, Чесноков, как и другие художники «сурового стиля», даёт его крупно, объёмно, выявляет в его характере энергию, силу воли, мужество, показывает в обычной, неприукрашенной обстановке. Простота сюжета как бы подчеркивает ясность душевной жизни персонажей.
Герои картин Чеснокова просты и несут в себе положительный идеал. Показывая единство эмоций и действий человека, художник эстетически возвышает и романтизирует его. Это характерно не только для «Оленеводов», но и для полотна «У костров негасимых» (1966—1967), посвящённого строителям первых пятилеток, мечтающим о новых городах и новых человеческих отношениях. Романтика открывается художнику в трудовых буднях. Вглядываясь в освещённые светом костров лица, он выявляет в них черты нового, выплавленного революцией и гражданской войной человеческого характера — высокий патриотический накал чувств и органическое ощущение сопричастности каждого к жизни всей страны. Первоначально фоном для персонажей служил широкий ночной пейзаж, написанный в чёрно-зелёных и густо-фиолетовых тонах, с выразительным ритмом камней, с десятками близких и далёких костров. Этот пейзаж был красив по цвету, эпичен, но люди терялись в нём, казались крошечными. В окончательном варианте весь фон устранён, остался лишь свет, идущий от невидимого костра. Заливая пространство оранжево-красным сиянием, он создаёт общий колорит картины и, придавая ему эмоциональность, становится чуть ли не главным «героем» полотна. Реальный и символический одновременно, цвет этот напоминает об алом знамени революции, помогает воссоздать духовную атмосферу тридцатых годов и в то же время расширяет временные рамки картины, связывая её с нашими днями.
В семидесятые годы Николай Чесноков снова возвращается к пейзажу, но уже с принципиально иных позиций. Темой его работ остается всё тот же приполярный Урал. Во время поездки 1963 года его поразило, что однообразие цвета и прозрачность северного воздуха скрадывают дали: все предметы кажутся расположенными на одной плоскости и очень графичными. Этот эффект передают пейзажи шестидесятых годов, написанные без глубинной перспективы, с активным введением в живопись графических элементов.
В работах последнего десятилетия художник уже не ищет необыкновенного в природе. Напротив, его привлекает мысль показать, что могучие сопки приполярного Урала — такое же порождение земли, как и пологие холмы Башкирии или зелёные горы Чехословакии.
В полотне «Ново-Хатыньга, освещённая солнцем» (1977) Чесноков обостряет чисто пластические элементы (в результате рисунок становится острее и резче), почти полностью убирает детали. В картине нет ничего, рассеивающего внимание, и поэтому горы кажутся особенно суровыми, а падающий с неба свет — торжественным. Не только из точной наблюдательности, но и из широкого обобщения, взыскательного и вдумчивого отбора рождается в пейзажах Чеснокова образ Урала.
Николай Чесноков много работает в декоративно-монументальном искусстве, занимается реставрацией (в свердловском Дворце пионеров реставрировал комнату «пушкинских сказок», некогда расписанную палехскими мастерами), преподаёт в изостудии Дворца культуры железнодорожников.
Художник говорит о себе как о человеке, чью судьбу и жизнь сформировало искусство, а о своих произведениях как о работах, родившихся в сложном процессе становления человеческой личности. Действительно, лучшие произведения Николая Гавриловича Чеснокова — вехи его биографии, в них отражены его интересы, его взгляды, его отношение к миру и к жизни.
О. ВОРОНОВА Журнал «Художник» № 11, 1979 г.
Фотографии работ Н.Г. Чеснокова взяты по большей части с сайта художника http://chesnokovn.ru/ и опубликованы здесь с разрешения его дочери Людмилы Николаевны. |