Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ЖИВОПИСЕЦ НИКОЛАЙ ЧЕСНОКОВ

11.02.2022

Н.Г. Чесноков «Автопортрет» 1987 г. Холст, дерево, масло. 43.8х29.5 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.Г. Чесноков «Автопортрет» 1987 г. Холст, дерево, масло. 43.8х29.5 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

 

 

                                     ДЫХАНИЕ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ

 

Любовное внимание к натуре, верность ей, стремление самому изучить действительность. Умение ощутить, чем живет сегодняшнее искусство. Трудолюбие, упорная преданность работе, готовность подолгу, не считая недель и месяцев, работать над картиной. Таковы основные черты свердловского живописца Николая Гавриловича Чеснокова.

 

Н.Г. Чесноков «Каменный пояс» 1959 г. Холст,масло. 180х270 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.Г. Чесноков «Каменный пояс» 1959 г. Холст,масло. 180х270 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

 

Его имя хорошо известно на Урале, он — участник всех областных и зональных выставок, именно на Урале и благодаря ему он обрёл своё творческое лицо и своё понимание мира. Но лучшие из произведений художника — «Белая ночь», «Оленеводы», «У костров негасимых», «Ново-Хатыньга, освещённая солнцем» — перешагнули местные рубежи и стали достоянием не только уральского, но и всего российского искусства.

 

Н.Г. Чесноков «Белая ночь» Xолст, масло. 1964 г. 52х124 см
Н.Г. Чесноков «Белая ночь» Xолст, масло. 1964 г. 52х124 см

 

Чесноков учился сначала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Е. Репина, затем, после окончания Великой Отечественной войны, в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Работал много, напряжённо, деля дни на слушание лекций, работу в мастерских, посещение музеев.

Сыну лысьвинского лесника, вчерашнему строителю Верхотурья, по комсомольской путёвке окончившему курсы радиотехников, было нелегко вобрать в себя всё, что давали Ленинград и Москва. От природы он обладал точным глазом и уверенной рукой — легко справлялся с рисунком, зато цвет, живописные отношения давались с трудом. Чесноков и сейчас с благодарностью вспоминает уроки М. Асламазян, научившей его видеть красоту и благородство чистых тонов, до сих пор одним из счастливейших дней своей жизни считает тот, когда остановившийся у его мольберта А. Осмёркин воскликнул: «Да вы, батенька мой, живописец, настоящий живописец!»

 

Н.Г. Чесноков «Внуки» 1951 г. Холст.масло. 52х56 см
Н.Г. Чесноков «Внуки» 1951 г. Холст.масло. 52х56 см

 

Самостоятельный путь Чеснокова начался в пятидесятых годах. Он писал бытовые картины («Внуки», «Подружки», 1951), многочисленные, как правило, посвящённые Уралу пейзажи («Зимний день», 1953; «Зима», 1954). Старался объективно передать в них виденное, невольно сочетая документальность с эмоциональностью: изображая заметённую снегом деревушку, любовно выписывал сияющие белизной снежные сугробы, подчёркивал, как радостно сверкают на них лучи солнца.

 

Н.Г. Чесноков «Зима в Курганово» 1953 г. Картон, масло. 35х51 см  Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Н.Г. Чесноков «Зима в Курганово» 1953 г. Картон, масло. 35х51 см Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

 

В лучшем из ранних произведений Чеснокова — «Заочнице» (1955) достигнуто определённое колористическое мастерство: разлитый в комнате тёплый свет настольной лампы кажется особенно мягким благодаря холодному сверканию городских огней, виднеющихся в распахнутом окне. Заочница, допоздна засидевшаяся над книгами, написана с любовью и тщанием — в характерный для времени жанровый мотив Чесноков привнёс интимный лиризм. И всё же в чёткости композиционного решения полотна есть что-то от ученической постановки, пока что художнику не удалось раскрыть свою творческую индивидуальность.

 

Н.Г. Чесноков «Заочница» 1955г. Холст.масло. 95х83 см
Н.Г. Чесноков «Заочница» 1955г. Холст.масло. 95х83 см

 

Этапной явилась для Чеснокова поездка в 1963 году в приполярный Урал. Попав в эти поражающие эпической торжественностью места, он как бы увидел мир заново и понял, что простым воссозданием натуры нельзя передать его красоту и величие.

Художник долго, упорно работал над привезёнными из Приполярья зарисовками, постоянно возвращаясь к некоторым сюжетам в течение двух, а то и трёх лет.

 

Н.Г. Чесноков «Оленье пастбище. Урал приполярный» 1963 г. Бумага, кисть, акварель, гуашь. 15,9х40,1 см  Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.
Н.Г. Чесноков «Оленье пастбище. Урал приполярный» 1963 г. Бумага, кисть, акварель, гуашь. 15,9х40,1 см Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.

 

Достаточно сравнить этюды с созданными по ним полотнами, чтобы понять как последовательно и целеустремлённо шла эта работа. В этюдах — достоверность, переходящая в описательство, боязнь творческой фантазии, постоянная оглядка на натуру, многоречивая пестрота тона.

В картинах («Урал приполярный», 1963; «Белая ночь», 1964; «Весенний день», 1965) — умение осмыслить и обобщить виденное, расставить смысловые и декоративные акценты, чёткость композиционного мышления, сдержанная убедительность палитры.

Затаённая внутренняя энергия чувствуется в написанных Чесноковым горах, и благодаря этому не кажутся однообразными порой привычные для живописца приёмы: некоторая условность в трактовке объёмов, многоплановость композиции, подчёркивание сочленений хребтов и т. п.

 

Н.Г. Чесноков «Урал приполярный» 1963 г. Холст,масло. 138х144 см
Н.Г. Чесноков «Урал приполярный» 1963 г. Холст,масло. 138х144 см

 

С этого времени основополагающая задача для Чеснокова — конструктивное построение холста, обобщённость натуры. Он нередко пишет пейзажи этюдного характера (особенно много таких работ он привезёт из поездок в Чехословакию и в Башкирию), но даже они становятся логически построенными, имеющими эмоциональную доминанту и тщательно разработанную тоновую гамму.

 

Н.Г. Чесноков «Прага осенью» 1962 г. Картон, масло. 43.5х69 см
Н.Г. Чесноков «Прага осенью» 1962 г. Картон, масло. 43.5х69 см

 

В шестидесятых годах Николай Чесноков внимательно изучает творчество мастеров «сурового стиля» — Т. Салахова, Андронова, Никонова, Смолиных, Мосина и Брусиловского; стремясь создать образ героя времени на основе личных впечатлений и наблюдений, пишет картину о жителях приполярного Урала «Оленеводы» (1963—1964).

«Хотел написать современного северянина таким, каким видел его,—рассказывает художник.—Традиционно неприхотливым, терпеливым, но далеко ушедшим от того образа жизни и мышления, какие были присущи его отцам и дедам. Конечно, оленеводы и сейчас летом живут в чумах, ездят на собачьих упряжках, пасут многотысячные оленьи стада. Но они не чувствуют себя дикарями, грамотны, читают газеты, слушают радио, умеют собрать и наладить транзисторные приёмники. И — главное — обладают чувством собственного достоинства».

Герой «Оленеводов» — сильный, смелый и правдивый человек, привыкший доходить до всего собственным умом, не идущий ни на какие компромиссы с совестью. Делая оленевода носителем идеи произведения, Чесноков, как и другие художники «сурового стиля», даёт его крупно, объёмно, выявляет в его характере энергию, силу воли, мужество, показывает в обычной, неприукрашенной обстановке. Простота сюжета как бы подчеркивает ясность душевной жизни персонажей.

 

Н.Г. Чесноков «Оленеводы» Xолст, масло. 1964 г. 168х192 см  Пермская государственная художественная галерея.
Н.Г. Чесноков «Оленеводы» Xолст, масло. 1964 г. 168х192 см Пермская государственная художественная галерея.

 

Герои картин Чеснокова просты и несут в себе положительный идеал. Показывая единство эмоций и действий человека, художник эстетически возвышает и романтизирует его. Это характерно не только для «Оленеводов», но и для полотна «У костров негасимых» (1966—1967), посвящённого строителям первых пятилеток, мечтающим о новых городах и новых человеческих отношениях. Романтика открывается художнику в трудовых буднях. Вглядываясь в освещённые светом костров лица, он выявляет в них черты нового, выплавленного революцией и гражданской войной человеческого характера — высокий патриотический накал чувств и органическое ощущение сопричастности каждого к жизни всей страны.

Первоначально фоном для персонажей служил широкий ночной пейзаж, написанный в чёрно-зелёных и густо-фиолетовых тонах, с выразительным ритмом камней, с десятками близких и далёких костров. Этот пейзаж был красив по цвету, эпичен, но люди терялись в нём, казались крошечными.

В окончательном варианте весь фон устранён, остался лишь свет, идущий от невидимого костра. Заливая пространство оранжево-красным сиянием, он создаёт общий колорит картины и, придавая ему эмоциональность, становится чуть ли не главным «героем» полотна. Реальный и символический одновременно, цвет этот напоминает об алом знамени революции, помогает воссоздать духовную атмосферу тридцатых годов и в то же время расширяет временные рамки картины, связывая её с нашими днями.

 

Н.Г. Чесноков «У костров негасимых» 1967 г. Х.т. 200х205 см  (Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Н.Г. Чесноков «У костров негасимых» 1967 г. Х.т. 200х205 см (Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

 

В семидесятые годы Николай Чесноков снова возвращается к пейзажу, но уже с принципиально иных позиций. Темой его работ остается всё тот же приполярный Урал.

Во время поездки 1963 года его поразило, что однообразие цвета и прозрачность северного воздуха скрадывают дали: все предметы кажутся расположенными на одной плоскости и очень графичными. Этот эффект передают пейзажи шестидесятых годов, написанные без глубинной перспективы, с активным введением в живопись графических элементов.

 

Н.Г. Чесноков «Каменный океан» 1964 г. Холст,масло. 54х124 см
Н.Г. Чесноков «Каменный океан» 1964 г. Холст,масло. 54х124 см

 

 В работах последнего десятилетия художник уже не ищет необыкновенного в природе. Напротив, его привлекает мысль показать, что могучие сопки приполярного Урала — такое же порождение земли, как и пологие холмы Башкирии или зелёные горы Чехословакии.

 

Н.Г. Чесноков «Старый дом в Карловых Варах» 1965 г. Холст,масло. 65х53.5 см
Н.Г. Чесноков «Старый дом в Карловых Варах» 1965 г. Холст,масло. 65х53.5 см

 

В полотне «Ново-Хатыньга, освещённая солнцем» (1977) Чесноков обостряет чисто пластические элементы (в результате рисунок становится острее и резче), почти полностью убирает детали. В картине нет ничего, рассеивающего внимание, и поэтому горы кажутся особенно суровыми, а падающий с неба свет — торжественным. Не только из точной наблюдательности, но и из широкого обобщения, взыскательного и вдумчивого отбора рождается в пейзажах Чеснокова образ Урала.

 

Н.Г. Чесноков «Н. Сергинские рябины» 1972 г. Холст, масло. 32х39 см
Н.Г. Чесноков «Н. Сергинские рябины» 1972 г. Холст, масло. 32х39 см

 

Николай Чесноков много работает в декоративно-монументальном искусстве, занимается реставрацией (в свердловском Дворце пионеров реставрировал комнату «пушкинских сказок», некогда расписанную палехскими мастерами), преподаёт в изостудии Дворца культуры железнодорожников.

 

Н.Г. Чесноков «Малахитовая шкатулка» По мотивам одноименного сказа П.П. Бажова. 1953 г. Холст, масло. 45,6х56,0 см  Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.Г. Чесноков «Малахитовая шкатулка» По мотивам одноименного сказа П.П. Бажова. 1953 г. Холст, масло. 45,6х56,0 см Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

 

Художник говорит о себе как о человеке, чью судьбу и жизнь сформировало искусство, а о своих произведениях как о работах, родившихся в сложном процессе становления человеческой личности.

Действительно, лучшие произведения Николая Гавриловича Чеснокова — вехи его биографии, в них отражены его интересы, его взгляды, его отношение к миру и к жизни.

 

 

О. ВОРОНОВА

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

 

Фотографии работ Н.Г. Чеснокова взяты по большей части с сайта художника http://chesnokovn.ru/ и опубликованы здесь с разрешения его дочери Людмилы Николаевны.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..