Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Выставки в Киеве и в Москве, к 325-летию воссоединения Украины с Россией

15.02.2022

Искусство сближает народы. Будучи отражением высших завоеваний человеческого духа, оно служит мостом, соединяющим умы и сердца.

В столицах обеих республик, в Киеве и в Москве, к 325-летию воссоединения Украины с Россией, были открыты выставки произведений украинских и российских мастеров. Этот обмен высшими духовными ценностями знаменателен. Он свидетельствует о совершающемся непрерывно интенсивном процессе взаимообогащения, сближения национальных культур, о растущем интересе друг к другу родственных народов.

Центральный выставочный зал у стен Кремля в мае 1979 года был отдан искусству братской республики. Весь исторический путь восхождения Украины к нынешнему расцвету был отражён, претворён в полотнах, скульптурах, в дивных созданиях народных мастеров.

От потемневших парсун XVII века, запечатлевших могучую стать Богдана Хмельницкого, от подобных живому стихотворению тончайших акварелей Тараса Шевченко, воссоздающих образы «Кобзаря», до работ, созданных в последние годы, посвящённых Украине, песенной красоте её природы, битвам и свершениям её людей, — всё исполнено здесь искренней любви и таланта.

Мы ещё раз могли убедиться на примере художников братской республики, что подлинное искусство стоит всегда на защите человека и мира, что оно неотделимо от заветных стремлений народа к единству и дружеству.

В те же дни делегация России открывала художественные выставки в Киеве. Это было одним из самых важных и значительных событий. Своё национальное достояние — произведения прославленных мастеров, созданные за 325 лет, с середины XVII века до наших дней, — привезли с собой посланцы России.

В Музее украинского искусства была размещена экспозиция шедевров из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и государственных коллекций ряда городов.

Экспозиция давала возможность проследить движение эстетической мысли России на протяжении трёх столетий, начиная от древней иконописи. Были представлены крупнейшие художники — Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, А. Иванов, К. Брюллов и И. Айвазовский, П. Федотов и В. Суриков, И. Левитан и С. Жуковский, В. Серов, И. Репин и дальше — Ю. Пименов и А. Пластов, С. Герасимов и А. Дейнека.

Эта блистательная выставка подлинных шедевров дала возможность проникнуть ещё раз в идеи и идеалы, составляющие неизбежно самую суть, сердцевину творчества русских мастеров, почувствовать страстный гуманистический пафос, определяющий их жизнь и место в искусстве и в истории.

Трепетное пристальное внимание привлекал портрет поэта В. Жуковского, написанный Карлом Брюлловым и разыгранный в лотерею, чтобы выкупить из крепостной неволи молодого художника — Тараса Шевченко.

И здесь я хочу остановиться и представить воочию тот негаданный час, когда в Летнем саду, в сумраке белых ночей, молодой человек, одержимый призванием, скованный болью крепостного гнёта, упоённо рисует мраморные статуи античных божеств и встречает друга, который верит в его талант и, более того, уязвлён несправедливостью и жестокостью его доли. И хочет помочь, спасти — и поможет вместе с В. Жуковским и К. Брюлловым, чьи имена — гордость России.

В память о дне освобождения — 22 апреля 1838 года — Шевченко посвятит первые поэмы своим новым друзьям. Час свободы станет часом рождения поэта.

Через два года выйдет «Кобзарь». Тарас Шевченко будет студентом Академии художеств, учеником «великого Карла». Его талант признан, его работы удостоены медалей.

И годы спустя, трудные годы, здесь же, в здании Академии, в двух небольших комнатах окнами на Неву, проведёт он последние дни. Мастерская его станет музеем, где и сейчас можно увидеть его мольберт и книги. И поколения художников из строгих коридоров будут подниматься в скромную мастерскую Кобзаря и находить ответ на вопрос: что значит быть человеком, художником, поэтом.

Там же, в Киеве, я подумал о том, что ведущие мастера XVIII и XIX веков были уроженцами Украины. И В. Боровиковский, и Д. Левицкий, и А. Лосенко, и М. Мартос дышали воздухом Днепра, полынных степей. И. Репин тоже был родом из Чугуева, что под Харьковом. Каждый из них учился в Петербургской академии художеств, стал прославленным мастером. Но мы не должны забывать, что становление украинского национального искусства, сложение живописных школ в Киеве и Одессе было бы невозможно без выпускников Академии художеств. Это важная грань единого процесса.

Украинские художники участвовали на передвижных выставках полотнами К. Костанди, Л. Жемчужникова и К. Трутовского, И. Соколова и С. Светославского. Колоссальный опыт духовного творчества русского народа был бесценным достоянием мастеров со всех сторон Руси.

Тогда же, в праздничном Киеве, мы открывали выставку работ живописцев, скульпторов и графиков Советской России. Здесь можно было встретить произведения Н. Томского и Кукрыниксов, М. Аникушина и Е. Моисеенко, Д. Шмаринова и Ф. Решетникова, братьев Ткачёвых и Ю. Кугача, В. Иванова и Д. Жилинского, Б. Угарова и В. Загонека, И. Голицына и Г. Захарова, А. Осипова и Р. Ермолина и многих других мастеров.

Одновременно была открыта выставка детского творчества, которую с огромным интересом восприняли и самое юное поколение, и известные мастера.

В те же дни работала выставка прикладного и народного искусства, где с такой наглядной очевидностью просияла глубочайшая связь двух славянских народов. Украина исстари богата народным искусством, как и Россия. Близость мироощущения, поэтическая стихия творчества вызвали к жизни песни и былины, думы и плачи, эту солнечную щедрость красок и бездну вкуса удивительных вышивок, что чаруют глаз спустя многие годы. Гений народа отозвался с равной силой и в песне бандуриста, и в изразцах ярославской земли. С отрадой убеждались мы всякий раз, сколь крепка, едина и совершенна культура наших народов у её первоистока, первоначала. Мысль эту подтверждали и экспозиции произведений, и выступления творческих коллективов. Вместе с нами были прославленные ансамбли — хор имени Пятницкого, Северный народный хор. Песни Украины и песни России сливались в те дни над Днепром.

 

Ефрем Зверьков,

первый секретать правления Союза художников РСФСР

 

Журнал «Художник» № 11, 1979 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..