Стили и жанры
|
Выставка рязанского живописца Василия Николаева19.02.2022
В выставочном зале Рязанской организации СХ РСФСР в декабре 1989 года состоялась выставка живописных работ Василия Николаева. Творчество В. Николаева отличает редкая сейчас в искусстве романтическая направленность. Проявляется это и в выборе сюжета, и в его отношении к модели, и даже в форме подачи произведений. Этим В. Николаев во многом обязан своему первому учителю, старейшему рязанскому художнику В. Е. Куракину, все ученики которого переняли благоговейное отношение старого мастера к предмету искусства. После окончания Киевского государственного художественного института Василий Николаев обращается к историческим темам, зарекомендовав себя мастером жанровой композиции («Хлеб двадцатых», «Памяти А. Мерзлова»), а в последние годы он работает, в основном, в жанре портрета. Ранние его произведения отличает особая певучая линия, сложный цветовой строй («Дама в жёлтом», «Скрипачка»). Пройдя через период сознательного ограничения себя в цвете («Эхо», «Две осени»), в поисках новой образности художник вновь возвращается к насыщенной палитре (портреты рязанских актёров «В. Приз в роли А. Мариенгофа», «Актёр В. Шульц», «Арлекино»). К театральной теме обращались многие рязанские художники — Е. Борисов, М. Шелковенко, Т. Власова, В. Шестаков,— но Василия Николаева магия театра увлекла надолго, пронизала его произведения самых разных жанров. В его творчестве появляются моменты драматичности, подчас заострённой до трагедийности или гротеска (цикл «Персонажи»). Прошедшая персональная выставка — первая в жизни В. Николаева. Её экспозиция свидетельствует о зрелости художнической и нравственной позиции автора, обретённой им в расцвете творческих сил.
И. Протопопова Журнал «Художник» № 6, 1990 г. |