Стили и жанры
|
АКТУАЛЬНО И СЕГОДНЯ20.02.2022
СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ (Журнал «Художник» № 6, 1990 г.)
...Когда заходишь в Эрмитаж или другой художественный музей, невольно словно снимаешь шапку перед великими творениями художников-реалистов. И наоборот, вызывает смех и иронию, когда современные художники подражают авангарду начала XX века. Большинство зрителей современных выставок выражают недоумение: зачем этот авангард нам так усердно преподносят газеты, журналы, телевидение? Тревога зрителей ясна. Они понимают, как пагубно влияет такое искусство на подрастающее поколение. Ведь зрителям предлагают вместо портретов всякого рода нашлепки с изуродованными лицами — за живопись, а ребусы и чертежи — за графику и т. п. Это последовательно и неуклонно навязывается... Н. Глаголев, Н. Шут, А. Карликов, г. Хабаровск.
В выставочных залах, в музеях и в витринах, и на заборах, в больницах города Риги — всюду выставки. Искусство разных направлений заполнило город. Идёт продажа. Всё дозволено. Свобода! Дилетанты усердно создают дилетантские «шедевры», профессионалы — профессиональные. Последнее время — всё больше по проблемам секса. Всё оригинально, самобытно, современно. Искусствоведы рукоплещут. Журналы подобно «Огоньку» это репродуцируют. Кипит-бурлит художественная жизнь. Наступило время массовой гениальности. Фраза «так видит художник» удобна и объясняет всё. Писать следует быстро: выставок много, всюду нужно поспеть. Стало нормой в художественные вузы принимать по признакам знаний, а не способностей. Причин тому много. Это знакомства и связи. Это патологическая забота о своих чадах, которые учатся в вузах и не должны иметь в обозримом будущем опасных конкурентов. Учить способных трудно. Они часто строптивы, упрямы. Педагог сам должен быть знающим и способным. Таким образом, способные остаются за бортом. Многолетний процесс обучения в вузе успешно завершает падение профессионального уровня среднего принятого в вуз студента. Так создается неуч. Рождается благоприятная среда, формирующая молодого художника нового типа. Он лишён способностей, умения и традиций. Он в них и не нуждается, т. к. видит множество примеров приобретения быстрой славы иными путями. Авангардизм даёт шанс на славу без труда и знаний. Если при этом молодой художник обладает ещё и жизненной хваткой, связями, он легко пробивается на выставки наши, а затем и зарубежные. Словоблудие критики поддерживает его. Выставки на Западе сегодня пустуют. Надоели. А у нас — бум, жаркие споры в среде художников и искусствоведов. Ну а зритель? В недоумении бродит он по залам. Доверчиво слушает заумные пояснения. Теперь он точно знает, что сам он не интеллектуал и никогда уже им не будет. Вероятнее всего этот зритель на выставку уже больше не пойдет. Я слышу возражения и даже их принимаю: «Не должен художник угождать и потакать неразвитым вкусам. Он должен вести зрителя за собой, а не плестись в хвосте». Всё так. Но есть главные и вечные критерии истинного искусства — гуманизм и мастерство. На выставках этого нет. Сегодня идёт борьба за зрителя в среде художников. Жаль, очень жаль, что многие честные представители реализма, боясь прослыть ретроградами, шушукаются по углам, но не выступают с открытым протестом. Я не знаю, есть ли возможность сегодня в нашей республике восстановить школу? Традиции оборваны. Страшно подумать о том, что мы опоздали. Похмелье от «измов», от «поисков» ради недолгой известности будет печальным. Старое искусство станет вечным укором. А. Выков, Рига.
...Давайте отбросим всех приспособленцев от искусства, всех мелких и малоталантливых (известно, какая прорва молодых людей поступила по «блату»), всех конъюнктурщиков. Не они составляют гордость и будущее искусства. Оставим их светлые и тёплые мастерские, денежные заказы, поездки на дачи, на моря и за границу. Искусство с большой буквы всё ещё там, в застое. Творчество истинное всё ещё в паутине мерок, предписаний и условностей. Необходима консолидация всех истинных художников, искусствоведов, да и всех, кто понимает важнейшую роль изобразительного искусства в духовнонравственном воспитании нашего народа. Искусству всё ещё нужны жертвы и обновление. Не будем делить художников на «реалистов» и «формалистов», вешать ярлыки и обвинять их во всех грехах. Давайте все вместе думать, как повысить уровень эмоционального воздействия изобразительного искусства, как вернуть зрителя на наши выставки... В. Преображенский, г. Саратов.
Издревле русскому человеку была характерна духовность. Но время — напряжённое для России. На страницах многих газет и журналов оболгание России и глумление над ней продолжается. Пришли на Русь «иных времен татары и монголы», а Россия для них проходной двор, место для экспериментов. Многотрудное время. Поэтому журналу надо быть позубастее. Как-то не вяжется «духовная суть» и «позубастее». Но надо. Критика должна быть разящей. Художник Н. Плюхин, село Уйское Челябинской обл.
Ваш журнал приносит большую радость и успокоение. Стоит только открыть его, и забываешь все невзгоды, обретаешь снова почву под ногами, способность радоваться и воспринимать жизнь такой, какая она есть. Читаю журнал «от корки до корки». Иллюстрации берегу, показываю друзьям. Особенно благодарна за публикации «Забытые авторы известных картин» Л. Целищевой, «Запечатлённое кистью» М. Хайдаровой. «Живописец радости» А. Хрусталёвой, «Борис Кустодиев» В. Кривовой. И. Позднякова, г. Мариуполь |