Стили и жанры
|
Выставка графики Вячеслава Кислова23.02.2022
В залах республиканского художественного музея Сыктывкара в 1989 году прошла выставка графики Вячеслава Николаевича Кислова. Имя этого художника хорошо известно в республике. В Коми АССР Вячеслав Кислов приехал в 1965 году. Поездки по республике, общение с людьми позволили ему накопить богатый материал и создать свой образ края. В центре интересов графика — охотники, оленеводы, рыбаки. Хотя многие работы сделаны в различных техниках, все они объединены добрым отношением к своим героям.
Суровые условия Севера накладывают отпечаток не только на характер, но и внешность человека. Монументальность рисунка подчёркивает неуклюжесть женской фигуры в ватнике — «Сучкоруб» (1970). Тяжёлый, неженский труд вызывает протест в душе художника, и он акцентирует внимание на изображении узловатых и сильных рук. Возможности литографии помогли придать этому графическому листу особую остроту звучания.
В конце 70-х годов у художника было много поездок по нефтяным промыслам, тогда он создаёт такие работы, как «Подземные нефтяники» (1976), «Нефтяники Яреги» (1977), «Последний шов» (1977), «Буровая. Ночная вахта» (1978). Оригинален по композиции графический лист «Последний шов» (1977). В разрезе огромной трубы мы видим сварщиков, заканчивающих работу. Наблюдательный взгляд отмечает и спешку рабочих, и оркестр вдалеке, готовый открыть очередной торжественный митинг, рапортующий о досрочном выполнении задания... Социальная проблематика пронизывает всё творчество художника.
С годами он становится мудрее, социальные вопросы воспринимаются и решаются более обострённо. Богаты по содержанию, интересны композиционным решением и неожиданны по технике исполнения работы последних лет («Половодье в Выльтодоре», «Ижемка», «Красный угол», серия «Вязальщики плотов»), созданные в 1988 году.
У художника в течение многих лет накопилось большое количество рисунков, часть которых также вошла в экспозицию. В этом ряду были заметны «Плотник» (1969, сангина), «Старый шахтёр» (1971, уголь), «Промысловик Трофимович» (1975, сангина) и др.
Важное место занимал на выставке раздел экслибриса. Маленький по размерам, но графически ёмкий, книжный знак требует сосредоточения и вкуса, именно здесь шлифуется композиционное и техническое мастерство гравёра. Главное в творчестве В. Кислова — профессионализм и ответственность человека, посвятившего свою жизнь служению искусству.
Г. Самохвалова Журнал «Художник» № 6, 1990 г. |