Стили и жанры
|
Живопись Виталия Руденченко12.03.2022
Есть художники, которым раскрыться в полную силу не дала судьба. Трагический случай внезапно оборвал жизнь Виталия Руденченко (1940 — 1985). Выставка, показанная в Уфе в 1986 году, давно прошла. Но не уходят из памяти его работы — не только запомнившиеся многим «Натюрморт с гранатами», «Автопортрет», но и десятки других, ставших уже творческим наследием. Виталий Руденченко закончил Ташкентское художественное училище, а затем, в 1974 году — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская профессора А. А. Мыльникова). В том же году по направлению института приехал в Уфу. Место своего нового жительства он облюбовал ещё в студенческие годы. Здесь нашёл тему, героев дипломной картины «В нефтяном крае». Приехав, продолжал создавать образы тружеников нефтепромыслов. Вскоре, участвуя в республиканских, зональных и всероссийских выставках, заявил этими полотнами о себе как о художнике, много и вдумчиво работающем в жанре портрета.
Одновременно Виталий Руденченко создавал произведения монументального плана. Его мозаичные композиции оформили общественные здания в городах Нефтекамске, Бирске. Одна из лучших работ «Недра земли — на благо человека» сделала выразительным и запоминающимся фасад административного корпуса производственного объединения «Геофизприбор» в Уфе. В 1970 году В. Руденченко приступил к созданию серии живописных полотен, посвящённых труженикам и передовикам производства Илишевского района Башкирии, для картинной галереи в селе Верхнее Яркеево. Виталий Руденченко в течение четырёх лет подолгу жил в различных хозяйствах района, изучал характеры своих героев, вникал в особенности их труда и быта, постоянно корректировал художественные наблюдения с реалиями жизни. За это время художник создал более 60 произведений. Среди них — композиционные портреты Героев Социалистического Труда Т. Рахманова, Т. Назмиева, Ф. Яхина, доярок Э. Шарифуллиной, Ф. Валеевой; этюды репортажного характера «Бригадир молочной фермы Саттаров», «Комбайнёр Ф. Нургалиев».
В экспозицию галереи, кроме портретов, вошли пейзажные полотна, включающие иногда небольшие жанровые сцены, как, например, в картинах «Сельские будни», «Зимний вечер», «И снова весна. Приезд художника». Со многими работами из Илишевского музея и теми, что сохранились в мастерской художника, а также серией, созданной в Амзинском леспромхозе Карандельского района БАССР, зрители познакомились на персональной выставке. Эти произведения свидетельствовали об огромной творческой активности и трудолюбии Виталия Руденченко, убеждали, что в его лице формировался мастер портрета. Особый интерес представляет в его наследии серия женских портретов, а также ряд холстов, посвящённых родителям, большое полотно «Обнажённая», натюрморт «Лето» (1981—1985). Это очень личностные работы. Именно в них обозначились, четко и ёмко проявились, как стало очевидно в контексте выставки, самые глубинные, индивидуальные качества Руденченко-живописца. Духовность, излучение творчества, свет души выявлены как главное в «Портрете актрисы», «Портрете художника Галии Имашевой». Лица, о которых художник размышлял в этих портретах, видимо, особо располагали его к внутреннему поэтическому диалогу, вызывали строй возвышенных чувств. Анализируя творчество В. Руденченко в целом, можно сказать, что поэтическое ощущение мира художник выражал в формах лаконичных, строгих. Не случайно он обращался к опыту старых мастеров, особенно ценил Дюрера и Гольбейна за большую форму и отточенность рисунка. Время позволяет по-новому взглянуть на искусство В. Руденченко, оценить его роль и значение в изобразительном искусстве Башкирии 1970— 1980-х годов.
А. ЯНБУХТИНА Журнал «Художник» № 9, 1990 г. |