Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Живопись Виталия Руденченко

12.03.2022

В. Руденченко. Автопортрет. X., м. 1985 г.
В. Руденченко. Автопортрет. X., м. 1985 г.

 

Есть художники, которым раскрыться в полную силу не дала судьба. Трагический случай внезапно оборвал жизнь Виталия Руденченко (1940 — 1985).

Выставка, показанная в Уфе в 1986 году, давно прошла. Но не уходят из памяти его работы — не только запомнившиеся многим «Натюрморт с гранатами», «Автопортрет», но и десятки других, ставших уже творческим наследием.

Виталий Руденченко закончил Ташкентское художественное училище, а затем, в 1974 году — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская профессора А. А. Мыльникова). В том же году по направлению института приехал в Уфу.

Место своего нового жительства он облюбовал ещё в студенческие годы. Здесь нашёл тему, героев дипломной картины «В нефтяном крае». Приехав, продолжал создавать образы тружеников нефтепромыслов. Вскоре, участвуя в республиканских, зональных и всероссийских выставках, заявил этими полотнами о себе как о художнике, много и вдумчиво работающем в жанре портрета.

 

В. Руденченко «Эксплуатационники» 1984 г.
В. Руденченко «Эксплуатационники» 1984 г.

 

Одновременно Виталий Руденченко создавал произведения монументального плана. Его мозаичные композиции оформили общественные здания в городах Нефтекамске, Бирске. Одна из лучших работ «Недра земли — на благо человека» сделала выразительным и запоминающимся фасад административного корпуса производственного объединения «Геофизприбор» в Уфе.

В 1970 году В. Руденченко приступил к созданию серии живописных полотен, посвящённых труженикам и передовикам производства Илишевского района Башкирии, для картинной галереи в селе Верхнее Яркеево. Виталий Руденченко в течение четырёх лет подолгу жил в различных хозяйствах района, изучал характеры своих героев, вникал в особенности их труда и быта, постоянно корректировал художественные наблюдения с реалиями жизни. За это время художник создал более 60 произведений. Среди них — композиционные портреты Героев Социалистического Труда Т. Рахманова, Т. Назмиева, Ф. Яхина, доярок Э. Шарифуллиной, Ф. Валеевой; этюды репортажного характера «Бригадир молочной фермы Саттаров», «Комбайнёр Ф. Нургалиев».

 

В. Руденченко. «Портрет доярки доярок Э. Шарифуллиной» х.м. 1981 г.
В. Руденченко. «Портрет доярки доярок Э. Шарифуллиной» х.м. 1981 г.

 

В экспозицию галереи, кроме портретов, вошли пейзажные полотна, включающие иногда небольшие жанровые сцены, как, например, в картинах «Сельские будни», «Зимний вечер», «И снова весна. Приезд художника».

Со многими работами из Илишевского музея и теми, что сохранились в мастерской художника, а также серией, созданной в Амзинском леспромхозе Карандельского района БАССР, зрители познакомились на персональной выставке. Эти произведения свидетельствовали об огромной творческой активности и трудолюбии Виталия Руденченко, убеждали, что в его лице формировался мастер портрета.

Особый интерес представляет в его наследии серия женских портретов, а также ряд холстов, посвящённых родителям, большое полотно «Обнажённая», натюрморт «Лето» (1981—1985). Это очень личностные работы. Именно в них обозначились, четко и ёмко проявились, как стало очевидно в контексте выставки, самые глубинные, индивидуальные качества Руденченко-живописца.

Духовность, излучение творчества, свет души выявлены как главное в «Портрете актрисы», «Портрете художника Галии Имашевой».

Лица, о которых художник размышлял в этих портретах, видимо, особо располагали его к внутреннему поэтическому диалогу, вызывали строй возвышенных чувств.

Анализируя творчество В. Руденченко в целом, можно сказать, что поэтическое ощущение мира художник выражал в формах лаконичных, строгих. Не случайно он обращался к опыту старых мастеров, особенно ценил Дюрера и Гольбейна за большую форму и отточенность рисунка.

Время позволяет по-новому взглянуть на искусство В. Руденченко, оценить его роль и значение в изобразительном искусстве Башкирии 1970— 1980-х годов.

 

А. ЯНБУХТИНА

Журнал «Художник» № 9, 1990 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..