Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Говорит народный художник России Игорь Павлович Обросов

16.03.2022

Народный художник России Игорь Павлович Обросов. Фото журнала «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.
Народный художник России Игорь Павлович Обросов. Фото журнала «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.

 

 

 

- Ваши впечатления от творчества нынешних молодых художников, от уровня современного искусства?

— Сегодня я смотрю с печалью и жалостью на молодых художников: они лишились идеалов, поэтому у них зачастую нет собственного мышления. Молодые художники как-то облегчённо относятся к жизни. Главное — у них утрачены приоритеты духовности и нравственности. Они, конечно, видят, каков сейчас наш мир, ищут лёгких путей в искусстве. Горько, что традиции художественной школы разрушены, поэтому идёт процесс ухода художников в так называемое «актуальное» искусство.

— Раньше считалось, что есть искусство и есть неискусство, то есть халтура. В последние десятилетия появилось современное искусство и даже... актуальное. Как вы относитесь к подобной терминологии? Что для вас, академика живописи, есть искусство актуальное?

— Актуальное искусство — то, что сегодня необходимо. Но понятие это извращено. Это блуждание во тьме своего собственного непонимания нашего сложного мира. Авангардное искусство, современное, актуальное - это сегодня ложные во многом понятия. Но это то, что за основу берет молодёжь. За счёт этого «искусства» она и живёт. Лишь часть молодых художников понимает и ищет для себя собственные критерии в искусстве, живёт настоящим творчеством. Есть творчество, а есть нетворчество, так вот, профанация искусства и превращает его в «актуальное». И на выставках мы видим на полотнах скопление красок и мазков.

— Москва, где Вы живёте и работаете, с годами меняется всё сильнее. Что бы Вы пожелали тем архитекторам, которые связаны с городской средой? На что им обратить внимание?

— Столько бездарной архитектуры в Москве — диву даюсь! Смотрю, на Тверской вдруг появляется башня в 28 этажей, и облик улицы тут же меняется. Ведь башня не украшает наш город, а разрушает его архитектуру. Я люблю старую и уютную Москву, очень горюю, что здание Центрального дома художников всеми способами пытаются разрушить. Ведь оно вошло в архитектурную среду Москвы и органично слилось с окружающей средой. ЦДХ — образец конструктивизма, я люблю этот стиль, и художники привыкли к этим залам. Разрушение ЦДХ — это удар по всем художникам России, по русскому изобразительному искусству. Это позор для культуры XXI века! Для столичной культурной среды это просто невосполнимая потеря. Не забывайте, что в этом здании хранится и часть коллекции знаменитой Третьяковской галереи. О ней как-то вообще позабыли. А ведь эту коллекцию П. М. Третьяков подарил городу с надеждой, что собрание будет охраняться и приумножаться. Надо беречь архитектуру Москвы, нашей древней столицы.

- Ваши работы, посвящённые Москве, очень трепетные и драматичные. Чувствуется, что Вы любите свой город. Какие уголки Москвы Вам особенно дороги?

— Я очень люблю Нескучный сад и Воробьёвы горы. Иногда я задаю вопрос москвичам, своим друзьям: «Где у нас в Москве набережная Александра Сергеевича Пушкина?» И мало кто знает, где она. А она начинается от Парка культуры имени Горького и идёт до метро «Воробьёвы горы», как раз мимо Нескучного сада... На Воробьёвых горах находится памятник Герцену и Огарёву, в том месте, где они молодыми давали клятву на верность России. Я был там летом, памятник зарос, никто не приходит к нему. Видимо, люди там редко бывают...

— Вы не только пишете картины, работаете как график, но Вы ещё и литератор. У Вас замечательные литературные произведения. Как Вы оцениваете современную русскую литературу? Кто из писателей вам нравится?

— Из нынешних писателей мне нравятся Шукшин, Кондратьев, Носов, Борис Васильев, Астафьев, Фазиль Искандер, Василь Быков. Но самый талантливый — Василий Шукшин. Он талантлив во всём — сам писал сценарий, сам режиссировал и сам играл в фильмах по собственным произведениям. Это ли не великий мастер!

Особенно мне близка тема деревни, и писатели, пишущие на эту тему. Не могу не вспомнить Валентина Распутина - одного из наших писателей-почвенников. Они заложили прочную основу для русской литературы. Конечно, люблю и классику — Чехова, Толстого. А вот Солженицын для меня — идеал. Ведь только он рассказал всем нам, что такое ГУЛАГ, как жили люди в то жестокое, беспощадное время. Его книги надо читать, чтобы это время никогда не повторилось.

 

Журнал «Антураж» № 11-12, 2009 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..