Стили и жанры
|
Говорит народный художник России Игорь Павлович Обросов16.03.2022
- Ваши впечатления от творчества нынешних молодых художников, от уровня современного искусства? — Сегодня я смотрю с печалью и жалостью на молодых художников: они лишились идеалов, поэтому у них зачастую нет собственного мышления. Молодые художники как-то облегчённо относятся к жизни. Главное — у них утрачены приоритеты духовности и нравственности. Они, конечно, видят, каков сейчас наш мир, ищут лёгких путей в искусстве. Горько, что традиции художественной школы разрушены, поэтому идёт процесс ухода художников в так называемое «актуальное» искусство. — Раньше считалось, что есть искусство и есть неискусство, то есть халтура. В последние десятилетия появилось современное искусство и даже... актуальное. Как вы относитесь к подобной терминологии? Что для вас, академика живописи, есть искусство актуальное? — Актуальное искусство — то, что сегодня необходимо. Но понятие это извращено. Это блуждание во тьме своего собственного непонимания нашего сложного мира. Авангардное искусство, современное, актуальное - это сегодня ложные во многом понятия. Но это то, что за основу берет молодёжь. За счёт этого «искусства» она и живёт. Лишь часть молодых художников понимает и ищет для себя собственные критерии в искусстве, живёт настоящим творчеством. Есть творчество, а есть нетворчество, так вот, профанация искусства и превращает его в «актуальное». И на выставках мы видим на полотнах скопление красок и мазков. — Москва, где Вы живёте и работаете, с годами меняется всё сильнее. Что бы Вы пожелали тем архитекторам, которые связаны с городской средой? На что им обратить внимание? — Столько бездарной архитектуры в Москве — диву даюсь! Смотрю, на Тверской вдруг появляется башня в 28 этажей, и облик улицы тут же меняется. Ведь башня не украшает наш город, а разрушает его архитектуру. Я люблю старую и уютную Москву, очень горюю, что здание Центрального дома художников всеми способами пытаются разрушить. Ведь оно вошло в архитектурную среду Москвы и органично слилось с окружающей средой. ЦДХ — образец конструктивизма, я люблю этот стиль, и художники привыкли к этим залам. Разрушение ЦДХ — это удар по всем художникам России, по русскому изобразительному искусству. Это позор для культуры XXI века! Для столичной культурной среды это просто невосполнимая потеря. Не забывайте, что в этом здании хранится и часть коллекции знаменитой Третьяковской галереи. О ней как-то вообще позабыли. А ведь эту коллекцию П. М. Третьяков подарил городу с надеждой, что собрание будет охраняться и приумножаться. Надо беречь архитектуру Москвы, нашей древней столицы. - Ваши работы, посвящённые Москве, очень трепетные и драматичные. Чувствуется, что Вы любите свой город. Какие уголки Москвы Вам особенно дороги? — Я очень люблю Нескучный сад и Воробьёвы горы. Иногда я задаю вопрос москвичам, своим друзьям: «Где у нас в Москве набережная Александра Сергеевича Пушкина?» И мало кто знает, где она. А она начинается от Парка культуры имени Горького и идёт до метро «Воробьёвы горы», как раз мимо Нескучного сада... На Воробьёвых горах находится памятник Герцену и Огарёву, в том месте, где они молодыми давали клятву на верность России. Я был там летом, памятник зарос, никто не приходит к нему. Видимо, люди там редко бывают... — Вы не только пишете картины, работаете как график, но Вы ещё и литератор. У Вас замечательные литературные произведения. Как Вы оцениваете современную русскую литературу? Кто из писателей вам нравится? — Из нынешних писателей мне нравятся Шукшин, Кондратьев, Носов, Борис Васильев, Астафьев, Фазиль Искандер, Василь Быков. Но самый талантливый — Василий Шукшин. Он талантлив во всём — сам писал сценарий, сам режиссировал и сам играл в фильмах по собственным произведениям. Это ли не великий мастер! Особенно мне близка тема деревни, и писатели, пишущие на эту тему. Не могу не вспомнить Валентина Распутина - одного из наших писателей-почвенников. Они заложили прочную основу для русской литературы. Конечно, люблю и классику — Чехова, Толстого. А вот Солженицын для меня — идеал. Ведь только он рассказал всем нам, что такое ГУЛАГ, как жили люди в то жестокое, беспощадное время. Его книги надо читать, чтобы это время никогда не повторилось.
Журнал «Антураж» № 11-12, 2009 г. |