Стили и жанры
|
Е.С. КРУГЛИКОВА22.03.2022
Есть имена, которые существуют вне моды. Независимо от того, кого нынче бранят, а кого хвалят, поднимают на щит передвижников либо заново открывают авангард, эти имена остаются неизменными. Объективная ценность их такова, что без них невозможно представить тот или иной период развития искусства. Они — классики. Таким стало и имя Елизаветы Сергеевны Кругликовой. Поэтому особенно отрадно приветствовать появление нового издания, посвящённого художнице,— книгу Е. В. Гришиной «Елизавета Сергеевна Кругликова», выпущенную издательством «Художник РСФСР» в 1989 году. Книга заключена в белую глянцевую суперобложку с чётким чёрным силуэтом. Это — «Автопортрет» художницы, изобразившей себя за рабочим столом. Суперобложка воспринимается как своеобразный эпиграф ко всему, что скрывается за переплётом. Биографический очерк, посвящённый жизни и творчеству Е. С. Кругликовой, соответствует тем же традициям, которых придерживалась и сама художница. Он достаточно ёмкий, цельный, сдержанный и традиционный в лучшем смысле этого слова. Собственно, с традиций, заложенных воспитанием и общей атмосферой семьи, где родилась Кругликова и которая во многом определила её дальнейший путь, начинается повествование. Годы учёбы, заграничные поездки в Грецию, Австрию, Италию, и особенно парижский период творчества Кругликовой, встают перед читателем с первых страниц книги. Образ «очень парижского художника», как называл её А. Бенуа, дополнен красочно воспроизведёнными работами — пейзажами, натюрмортами, жанровыми композициями, которые позволяют судить о её незаурядном колористическом даровании. Один только перечень посетителей «Ателье Кругликовой» в Париже являет собой блестящее созвездие имён поэтов и писателей, артистов и музыкантов. Здесь бывали К. Бальмонт и В. Брюсов, А. Толстой и Н. Гумилев, Ромен Роллан и Рене Гиль. Удачное использование и умелое включение в текст воспоминаний современников и высказывания самой художницы позволяют читателю ощутить аромат эпохи и своеобразное очарование творческой индивидуальности «русской парижанки». Возвратившись в Россию уже признанным мастером, Кругликова много внимания уделяет графике, в частности такому изысканному виду, как силуэт. Несмотря на то, что многие её силуэты достаточно известны, автор сумела дополнить их воспроизведениями таких редко публикуемых произведений, как портреты М. Волошина, М. Кузмина и М. Цветаевой, И. Северянина и В. Иванова, и других. «Туманный и мглистый Ленинград», своеобразие его неповторимых архитектурных мотивов, мостов и площадей города, представленных в серии графических пейзажей, получили освещение и в тексте, и в воспроизведениях, помещённых в издании. Связь художницы с «Миром искусства» также затронута и рассмотрена автором биографического очерка. Увлекателен рассказ об учениках (а ими были М.Добужинский и В. Замирайло, Г. Верейский и Н. Павлов). Большим достоинством является и приложение: описание графических техник, принадлежащее перу самой художницы. Появление новой книги позволяет читателям ещё раз прикоснуться к явлению подлинного искусства, каким и было творчество Елизаветы Сергеевны Кругликовой.
А. КОРНИЛОВА
СЛОВО ЧИТАТЕЛЯ
Книга Е. В. Гришиной, посвящённая творчеству художника Е. С. Кругликовой, представляет собой интересное и необходимое дополнение к многообразной картине развития русского и советского искусства начала века и его 20-х и 30-х годов, к сохранению творчества Кругликовой. Даже в наши дни, когда скрупулёзно изучаются все направления искусства первых послереволюционных лет, оно оставалось полузабытым, недооценённым. Работа Н. В. Гришиной заставляет внимательно отнестись к высокому профессиональному мастерству, особой жизненности и теплоте, а также последовательности принципов её искусства, оценить её творчество по-новому и ощутить его большое значение для наших дней.
Журнал «Художник» № 9, 1990 г. |