Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Е.С. КРУГЛИКОВА

22.03.2022

Книга Е.В. Гришиной «Е.С. Кругликова (Репродукция из журнала «Художник» № 9, за 1990 г.)
Книга Е.В. Гришиной «Е.С. Кругликова (Репродукция из журнала «Художник» № 9, за 1990 г.)

 

 

Есть имена, которые существуют вне моды. Независимо от того, кого нынче бранят, а кого хвалят, поднимают на щит передвижников либо заново открывают авангард, эти имена остаются неизменными. Объективная ценность их такова, что без них невозможно представить тот или иной период развития искусства. Они — классики.

Таким стало и имя Елизаветы Сергеевны Кругликовой. Поэтому особенно отрадно приветствовать появление нового издания, посвящённого художнице,— книгу Е. В. Гришиной «Елизавета Сергеевна Кругликова», выпущенную издательством «Художник РСФСР» в 1989 году. Книга заключена в белую глянцевую суперобложку с чётким чёрным силуэтом. Это — «Автопортрет» художницы, изобразившей себя за рабочим столом. Суперобложка воспринимается как своеобразный эпиграф ко всему, что скрывается за переплётом.

Биографический очерк, посвящённый жизни и творчеству Е. С. Кругликовой, соответствует тем же традициям, которых придерживалась и сама художница. Он достаточно ёмкий, цельный, сдержанный и традиционный в лучшем смысле этого слова.

Собственно, с традиций, заложенных воспитанием и общей атмосферой семьи, где родилась Кругликова и которая во многом определила её дальнейший путь, начинается повествование. Годы учёбы, заграничные поездки в Грецию, Австрию, Италию, и особенно парижский период творчества Кругликовой, встают перед читателем с первых страниц книги. Образ «очень парижского художника», как называл её А. Бенуа, дополнен красочно воспроизведёнными работами — пейзажами, натюрмортами, жанровыми композициями, которые позволяют судить о её незаурядном колористическом даровании.

Один только перечень посетителей «Ателье Кругликовой» в Париже являет собой блестящее созвездие имён поэтов и писателей, артистов и музыкантов. Здесь бывали К. Бальмонт и В. Брюсов, А. Толстой и Н. Гумилев, Ромен Роллан и Рене Гиль.

Удачное использование и умелое включение в текст воспоминаний современников и высказывания самой художницы позволяют читателю ощутить аромат эпохи и своеобразное очарование творческой индивидуальности «русской парижанки».

Возвратившись в Россию уже признанным мастером, Кругликова много внимания уделяет графике, в частности такому изысканному виду, как силуэт. Несмотря на то, что многие её силуэты достаточно известны, автор сумела дополнить их воспроизведениями таких редко публикуемых произведений, как портреты М. Волошина, М. Кузмина и М. Цветаевой, И. Северянина и В. Иванова, и других.

«Туманный и мглистый Ленинград», своеобразие его неповторимых архитектурных мотивов, мостов и площадей города, представленных в серии графических пейзажей, получили освещение и в тексте, и в воспроизведениях, помещённых в издании.

Связь художницы с «Миром искусства» также затронута и рассмотрена автором биографического очерка. Увлекателен рассказ об учениках (а ими были М.Добужинский и В. Замирайло, Г. Верейский и Н. Павлов).

Большим достоинством является и приложение: описание графических техник, принадлежащее перу самой художницы. Появление новой книги позволяет читателям ещё раз прикоснуться к явлению подлинного искусства, каким и было творчество Елизаветы Сергеевны Кругликовой.

 

А. КОРНИЛОВА

 

 

 

СЛОВО ЧИТАТЕЛЯ

 

Книга Е. В. Гришиной, посвящённая творчеству художника Е. С. Кругликовой, представляет собой интересное и необходимое дополнение к многообразной картине развития русского и советского искусства начала века и его 20-х и 30-х годов, к сохранению творчества Кругликовой.

Даже в наши дни, когда скрупулёзно изучаются все направления искусства первых послереволюционных лет, оно оставалось полузабытым, недооценённым. Работа Н. В. Гришиной заставляет внимательно отнестись к высокому профессиональному мастерству, особой жизненности и теплоте, а также последовательности принципов её искусства, оценить её творчество по-новому и ощутить его большое значение для наших дней.

 

Журнал «Художник» № 9, 1990 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..